[<10>] ====== Толкования на Пс. 108:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 4-5 **Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся: и положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое** Есть слова любви, есть слова ненависти, и слова не выражающие ни того, ни другого, Иуда льстил, как Учителю, и, по-видимому, домогался обманом предать Учителя. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся** Видишь ли сильную злобу? Видишь ли коварный замысел? Видишь ли злоумышленников? Бога особенно прогневляет и то, когда грешник делает зло с намерением, с умыслом и с великим усилием. Иное, когда кто пал по увлечению и обольщению; иное, когда кто, совершая зло, делает как бы дело; иное, – и это величайшее преступление, – когда злоумышляют против того, кто сам не злоумышляет. Сказав: **«вместо того, чтобы любить меня»**, псалмопевец выражает не что иное, как то, что благодетелю, который достоин любви, которому следовало воз­давать добром, они воздавали противным тому. **«А я молился»**. Видишь ли любомудрие? Видишь ли смирение? Видишь ли кро­тость? Видишь ли благоговение души? Я не вооружался, говорит он, не вступал в борьбу, но прибегал к Тебе, при­зывал Твою помощь и Твое содействие, – это сильнейшее ору­жие и непобедимое заступление. **//Беседы на псалмы. На псалом 108.//** ===== Прп. Варсонофий Великий ===== **Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся** Брат! Оные помыслы и бесы злобно смущают тебя против аввы твоего, по злой своей хитрости, для того, чтобы ты возненавидел любящего тебя и оскорбил того, который желает сохранить тебя, как свою собственную душу, и чтобы исполнить на тебе сказанное: **вместо еже любити мя оболгаху мя**… //И положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое//. //**Руководство к духовной жизни. Вопрос 233.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся** См. Толкование на [[old:ps:108:01#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 108:1]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся** Иудеи, говорит, в то время, когда бы надлежало любить Меня, как благодетельствовавшего им и словом и делом, совершенно напротив того клеветали и лгали на Меня, называя обманщиком, беззаконным, и богопротивником. Но Я не помнил им зла; напротив того Я молился о них; так Господь положил и нам закон в Евангелии—молиться за врагов и оскорбляющих нас, чем бы то ни было. Или Я молился, призывая помощь Твою, Отец мой. Ибо святые Евангелисты повествуют, что Господь различно и часто молился Отцу. //Исихия// и //Евсевия//: Надлежало Его любить, как благодетеля и врача не только тел, но душ; а они составляли на Него клеветы и лгали на Него пред Пилатом. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся** Это необходимо, так как враги в своей клевете дошли до крайности и так как они псалмопевцу, – у которого нет другого оружия кроме молитвы, – вместо любви оказывают только ненависть. **Вместо еже любити мя** – за то, что я их люблю, а не: вместо того, чтобы им (как бы следовало) любить меня. **Аз же моляхся**, – а я ничего не могу делать, как только молиться. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–5 **Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся: и положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое** Пусть никто не говорит, что Давид, изъявляя ненависть против врагов своих, выражает грозные прещения на них от Бога и разные зложелательства, как бы лично от себя. Известны его кротость, его снисхождение и любовь, которыми он воздавал врагам за их лживые и коварные поступки против него. Я делал для них все, как так бы говорит он, чего требовали от меня совесть моя и воля Божия, а «они за любовь мою враждуют на меня, а я молюсь. Воздают мне за добро злом, за любовь мою ненавистью» (пер. с евр.). Давид не только пророчествует здесь о Христе Спасителе, но и является прообразом Его, принимая на себя те нравственные страдания, какие Иисус Христос претерпел от Своих врагов. Он не только терпит клеветы и разные страдания, но и молится за своих врагов, как впоследствии Спаситель молился за Своих врагов [[new:lk:23:34|(Лк. 23:34)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]