[<10>] ====== Толкования на Пс. 108:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Постави на него грешника, и диавол да станет одесную его** **Постави на него грешника.** Грешник есть сам сатана, изобретатель греха. Сказано //«постави»// вместо «будет поставлен». На кого же //на него,// как не на предателя Иуду? **И диавол да станет одесную Его.** И у Захарии сказано: //и показа ми Господь Иисуса иерея великаго, стояща пред лицем Ангела Господня, и диавол стояше одесную Его, еже противитися Ему// ([[old:zah:03:01|Зах. 3,1]]). Не противится же диавол Иуде. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 6-15 **Постави на него грешника, и диавол да станет одесную его: внегда судитися ему, да изыдет осужден, и молитва его да будет в грех. Да будут дние его мали, и епископство его да приимет ин: да будут сынове его сири, и жена его вдова: движущеся да преселятся сынове его и воспросят, да изгнани будут из домов своих. Да взыщет заимодавец вся, елика суть его: и да восхитят чуждии труды его. Да не будет ему заступника, ниже да будет ущедряяй сироты его: да будут чада его в погубление, в роде единем да потребится имя его. Да воспомянется беззаконие отец его пред Господем, и грех матере его да не очистится: да будут пред Господем выну, и да потребится от земли память их** Здесь нам нужна великая внимательность, потому что сказанные слова, при одном их произношении и с первого взгляда, смущают многих из невнимательных. Весь этот псалом наполнен проклятиями; вся речь проникнута ими и обнаруживает в говорящем сильный и пламенный гнев, который не останавливается на самом нечестивце, но простирает наказание и на детей, и на отца, и на мать его, и не доволь­ствуется одним несчастьем, но прилагает бедствия к бед­ствиям. В самом деле, посмотри, чего просит он. **«Поставь над ним грешника, и диавол да станет одесную его»**, т.е. пусть будут обвинителями его люди порочные и коварные, и пусть он не преодолеет их. Это и значит: **«когда будет судиться он, да выйдет осужденным»**. Не довольствуется и этим наказанием, но при таком осуждении просит еще, чтобы кто-нибудь другой полу­чил после него честь его: **«и достоинство его, **говорит,** да приимет другой»**. Не останавливается и на этом, но заграждает для него единственную оставшуюся пристань, прося, чтобы он не удо­стоился никакой милости от Бога: **«и молитва его, **говорит,** да будет в грех»**. Притом просит, чтобы он подвергся прежде­временной смерти: **«да будут**, – говорит, –** сыновья его сиротами»**. Не останав­ливается и здесь, хотя и этого было бы достаточно, но еще про­должает. Душе весьма воспламенившейся свойственно не удовлетворяться одним или двумя наказаниями, но просит столь многих. Следующее затем еще более тяжко: просит сиротства и вдовства остающимся после него. Хотя по смерти его это необходимо должно случиться, но, пылая гневом, полагает и это в ряду проклятий. Не останавливается и на сиротстве, но и после таких бедствий простирается далее, увеличивает бремя, просит, чтобы потомки его были изгнанниками и переселенцами: **«скитаясь, да переселяются**, – говорит, –** сыновья его»**, т.е. пусть блуждают, не останавливаясь, пусть не имеют даже необходимой пищи и не перестают переходить с места на место, будучи гонимы и преследуемы по всей земле и нигде не находя себе места для пристанища. Вместе с этим про­сит им нищеты, и нищеты крайней и невыносимой, так чтобы они не получали помощи даже от родных, но, скитаясь, искали ее у иноплеменников и незнакомых. И послушай, как выра­жает это. Сказав: **«да переселяются сыновья его и просят, при­бавляет: да будут изгнаны из домов своих. Да взыщет заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят нажитое трудами его»**. Это – новый вид несчастья, чтобы имущество его было предано рас­хищению, чтобы он подвергался нападениям заимодавцев, переносил всякого рода оскорбления и, что всего тяжелее, среди таких бедствий не имел защитника, так как и этого про­сит: **«да не будет**, – говорит, –** у него заступника»**. Несчастья и сами по себе невыносимы; но когда нет и защитника, тогда они еще более тяжки. **«Да не будет щедрого для сирот его»**. О, какой великий гнев, когда и преждевременное сиротство не на­ходит себе сострадания, и не только сострадания, но еще осуж­дается на крайнюю погибель: **«да будут**, – говорит, –** дети его истреблены, с одним родом да изгладится имя его»**. Видишь ли речь, исполненную гнева и ни на чем не останавливающуюся? Просит, чтобы они жили в различных и разнообразных не­счастьях, чтобы преданы были всякого рода бедствиям и по­гибли в неизвестности. И как бы недостаточно было несчастья детей его, прибавляет еще: **«да будет вспомянуто беззаконие отцов его пред Господом, и грех матери его да не очистится. Да будут они всегда пред Господом, и да будет истреблена с земли память их»**. Это особенно свойственно гневу – раскрывать подробно несчастья, о которых сказано вообще, и часто повторять одно и тоже. Ска­зав: **«да будет вспомянуто беззаконие отцов его, **прибавляет:** да не очистится»**. Хотя это – одно и то же, но гнев побудил сказать и то и другое; а смысл этих слов следующий: умертви его, убей, уничтожь. Видишь ли, какое множество проклятий? Если хочешь, я опять с начала перечислю их. Пусть, говорит, попадет он к злым людям, будет обвинен, предан в их власть, осуж­ден, подвергнется преждевременной смерти, лишится чести и увидит, что она перешла не к потомкам его, но к кому-нибудь чужому; пусть жена его погибнет, и дети терпят бед­ность и сиротство, проводят жизнь в нищенстве, будут осуж­дены и отовсюду изгоняемы, не имеют никакого защитника, будут лишены и благоволения Божия, не находя себе никакого ни пристанища, ни убежища; пусть изгладится имя его с земли, и погибает он в неизвестности; пусть и отец и мать его будут наказаны за грехи свои и погибнут несчастным и зло­получным образом. Все вышесказанное не поражает ли слушателя? Хо­чешь ли узнать, кто этот человек, так осуждаемый? Если мы, слыша, что какого-нибудь человека порицают, спрашиваем у присутствующих, о ком это говорится, то тем более, слыша такие проклятия от пророка, необходимо узнать, и узнать со стра­хом и сокрушенным сердцем, кто этот человек, подверг­шийся столь сильному гневу, так огорчивший Св. Духа, что об нем говорится столько и таких страшных бедствий. Поэтому, если угодно, прочитаем опять этот псалом с начала с ве­ликим вниманием. Не шумите. Я буду изъяснять его со всею тщательностью, сколько могу. Предмет исследования не малова­жен. И во-первых: почему, когда осуждается сам согрешив­ший, наказываются вместе с ним и дети, и жена, и родители? Во-вторых: кто этот, подвергающийся проклятию? В-третьих: каким образом верховный из апостолов доказывает, что этот псалом относится к Иуде, или лучше, не весь псалом, а часть псалма? //«В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и достоинство его да приимет другой»// [[new:act:01:20|(Деян.1:20)]]? Здесь опять представляется нам другой вопрос, так как не все это напи­сано в настоящем псалме; потому он и указал не на один псалом, а на целую книгу. Именно слова: //«да будет двор его пуст»// находятся в другом псалме [[old:ps:068:26|(Пс.68:26)]], а в этом: **«и достоинство его да приимет другой»**: но Петр соединил то и другое в одно свидетельство. Так и Павел часто посту­пает; например, когда говорит: //«придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их»// [[new:rim:11:26|(Рим.11:26, 27)]]. Что же, скажет кто-нибудь, вышесказанное есть пророчество или проклятие? Проро­чество в виде проклятия. То же мы можем находить и в дру­гих местах; то же сделал и Иаков. Так как слушателей нужно вразумлять тем, что случалось с другими, то многие пророчества составлены так, чтобы самим образом выражения увеличить страх в обществе. В самом деле, не одно и то же – сказать, что такой-то пострадает так и так, или произ­нести тоже самое в виде гнева и негодования. А что я говорю не без основания, объясню вам это пророческими изречениями. Когда Иаков готовился умереть, то сказал сыновьям своим: //«соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни»// [[old:gen:49:01|(Быт.49:1)]]; и, намереваясь пророчествовать, с самого начала как бы воспламеняется гневом и начинает пророчество с проклятия: //«Рувим//, говорит,// первенец мой! ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода, – не будешь преимуществовать»// [[old:gen:49:03|(Быт.49:3, 4)]], в виде проклятия предсказывая будущую его погибель. Он же, говоря о благах, произносит в виде молитвы (Иосифу): //«да благословит тебя благословениями небесными свыше..., которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных»// [[old:gen:49:25|(Быт.49:25–26)]], хотя и это есть пророчество. Но очевидно, что все это происхо­дит не от человеческой страсти. То же самое делает и с Ханааном дед его: //«Ханаан..., //говорит,// будет рабом»// [[old:gen:49:26|(Быт.49:26)]], – дабы ты знал, что Бог, защищающий обижаемых, на­казывает обижающих. И Христос употреблял тот же образ речи, призывая к себе людей под видом пророчества и сето­вания: //«горе, //говорил Он,// тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида!; и еще: Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков»// [[new:lk:10:13|(Лк.10:13]]; [[new:lk:13:34|Лк.13:34)]]. О ком же говорит псалом? Отчасти об Иуде пророчествовал здесь Дух чрез Давида; а в остальной части о других. Пророчество бывает и в таком виде. Мы неоднократно уви­дим такой состав псалма, что начало его относится к одному лицу, а остальное к другому. Вышесказанное можно видеть и из другого места: когда иудеи вступили в землю обетованную, то сын Навинов получил повеление от Бога разделить две­надцать колен на двенадцать частей и произнести отчасти благословения, а отчасти проклятия. Эти благословения и проклятия были предсказанием будущего: //«проклят ты..., //говорил он,// в городе и проклят ты [будешь] на поле»// [[old:vtor:28:16|(Втор.28:16)]], и бесчисленные подобные проклятия, касающиеся колен, составили длинную речь. То же можно сказать и здесь, т.е. под видом проклятия составлено пророчество, которое означает и предвозвещает события, имевшие случиться с Иудою, а потом касается и другого предмета, именно: говорит против некоторых людей, восстаю­щих на священство, – чтобы мы знали, как велико зло – вос­ставать на священников Божиих и употреблять против них коварство и неправду. Сказанное здесь есть не что иное, как внушение, что постигнет тех, которые обижают ближних и восстают с коварством и злобою против людей, не сделавших ничего худого. Если же псалмопевец просит, чтобы и дети его были наказаны, не смущайся этим, возлюбленный; детьми он называет здесь тех, которые сами участвуют в пороках таких людей. Писание часто называет детьми и сы­нов по естественному родству и соучастников нечестия, хотя бы они и не были естественными сынами, как, например, когда говорит: //«ваш отец диавол»// [[new:in:08:44|(Ин.8:44)]]. Хотя иудеи не были сынами диавола по природе, – как облеченные плотью могли быть сынами бесплотного? – однако по участию в нечестии они всту­пили в родство с ним. Потому оно называет их чуждыми для Авраама: //«если бы вы, //говорит,// были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы»// [[new:in:08:39|(Ин.8:39)]]. А что сын не наказы­вается за отца, равно как и отец за сына, это всякому из­вестно, – и в законе сказано об этом, – разве когда отец худо воспитывал сына; но и тогда он наказывается не за сына, а за собственное нерадение, как, например, Илий [[old:1ts:03:13|(1Цар.3:13)]]. **//Беседы на псалмы. На псалом 108.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Постави на него грешника, и диавол да станет одесную его** Сказано: //«постави»// вместо: поставишь, и: //«да станет»// вместо: //будет стоять//. И сие ясно показал нам божественный Евангелист. Ибо богомудрый Иоанн вопросил: //«кто есть»// предатель? А Господь ответствовал:// «ему же омочив хлеб подам, той есть. И омочь»//, сказано, //«даде его Иуде. И по хлебе вниде вь онь сатана»// ([[new:in:13:25|Ин.13:25–27]]), нашедши входы себе уготованными; потому что Иуда по собственной воле пошел к Иудеям, условился с ними о предательстве, и многими после сего осыпанный благодеяниями, пребыл неблагодарным. Поэтому добровольно принял в сожительство врага. ===== Евфимий Зигабен ===== **Постави на него грешника, и диавол да станет одесную его** **Постави на него грешника** Поставь, и подобные сему выражения имеют только вид повеления, или желания, а сказываются пророчески и имеют значение будущего времени, вместо: будет начальствовать или станет, по //Феодориту// и //Афанасию//. Грешник, говорит, т. е. диавол, будет начальствовать над Иудою. Ибо, как написано, вошел в него сатана [[new:in:13:27|(Иоан. 13,27)]]. Или: поставь, должно принимать вместо: попусти стоять над ним, по тому обыкновению, по которому Писание, как мы замечали многократно, попущение называет действием. //Исихия//: Как Бог называется праведным и представляется радующимся о правде (ибо праведен, говорит, Господь и правды возлюбил); так диавол — грешником, как грехолюбивый; и не только—он грешит, но и соглашающимся внушает грешить. Ему-то стоять над Иудою желает, так чтобы начальствовал над ним, как над бесами. Ибо предатель, наравне с ними, сделался его участником. **И диавол да станет одесную его** Диавол, говорит, будет стоять одесную Иуды, т. е. сблизится с ним. Ибо стояние с правой стороны приписывается близким. Потому-то и праведники удостаиваются стояния одесную Бога. Можно еще понимать иначе, что станет у него по правую руку диавол, т. е. что он, как изъясняет//Василий// и //Евсевий//, похищает правые его действия. Хотя же и написано у Захарии об Иисусе, великом архиерее, что диавол стоял по правую руку его; но там приложено и то, чтобы противиться ему: и показал мне Господь Иисуса, великого иерея, стоящего пред лицом Ангела Господня; и диавол стоял по правую руку его, чтобы противиться ему [[old:zah:03:01|(Зах. 3,1)]], т. е. стоял с правой стороны его, противодействуя правым его делам. Слова //Василия великого//: Диавол стоит по правую руку, разрушая некоторым образом правое, т. е. расхищая добрые дела его. Ибо он враждует не только против принадлежащих к левой стороне (слабых) наших действий, но и против правых и похвальных. //Исихия//: Не только не мог быть прощен в том, что он, будучи учеником такого Учителя, продал Его, но даже и в страсти сребролюбия, против которой Христос, снисходя к его немощи, вверил ему ящик (с деньгами), чтобы предатель не имел нужды и в деньгах. //Дидима//: Не у всякого одно и то же считается правым, но у старательного умны дела и составляют добродетель, а у нерадивого чувственны и порочны. Итак, при делах правых святого стоит Бог, а при делах грешника диавол. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Постави на него грешника, и диавол да станет одесную его** Изобразивши кратко в резких чертах свое печальное положение, Давид затем просит мщения своим врагам, представителем которых является самый злобный (Доик), поэтому он первее всего и проклинается. Пусть Бог поставит сатану обвинителем против него; пусть он из божественного суда выйдет осужденным; да будет наказан раннею смертию; его дети и вдова да подвергнутся бедствиям. **Диавол**, с евр. сатана (противник, клеветник, обвинитель), уже в книге Иова означает диавола [[old:iov:01:06|(1:6);]] так как в этом псалме дело идет не о человеческом, но о Божественном суде, то здесь нужно понимать диавола в собств. смысле, как обвинителя людей пред Богом [[old:zah:03:01|(Зах. 3:1,]] [[old:zah:03:02|2);]] диавол есть обвинитель порочного, Бог защитник праведника. Под **грешником**, как указывает Паралипоменон, нужно разуметь также диавола, грешника изначального. **Постави** – облеки его должностию, именно обвинителя; не по собственной страсти в клевете сатана должен восстать против него, но по воле и поручению Божию, чтобы ожесточенный враг Давида был наконец осужден. **Да станет одесную его** – да будет обвинителем; потому что пред судом обвинитель [[old:iov:30:12|(Иов. 30:12;]] [[old:zah:03:01|(Зах. 3:1,]] [[old:zah:03:02|2),]] равно как и защитник [[old:ps:108:31|(ст. 31,]] [[old:ps:015:08|Пс. 15:8),]] стояли по правую сторону обвиняемого. Некоторые под **диаволом** и **грешником** разумеют земных судей. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-7 **Постави на него грешника, и диавол да станет одесную его: внегда судитися ему, да изыдет осужден, и молитва его да будет в грех** //Накажи и суди моего врага по его делам: пусть жизнь его сократится, дети останутся сиротами и нищенствуют// Среди врагов особенной ненавистью к Давиду отличался один, о строгом суде над которым он и молит Бога. - //"Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную"// - пусть против него свидетельствуют грешник и диавол. Свидетельству грешника здесь придается особенное значение ввиду того, что он, в силу своей испорченности, может открыть в поступках человека, против которого свидетельствует, дурное там, где праведный, неиспорченный и не искусившийся в дурном, не мог бы за своей чистотой предположить худых побуждений или действий. Диавол же, как источник и родоначальник греха, знает все уклонения человека к дурному, а потому может представить на суд поведение человека за всю его жизнь. Требование Давидом такого свидетельства против Доика в основании своем имеет желание строгого суда над ним и полного. - //"Молитва его да будет в грех"//. Давид уверен в осуждении Доика. Кара, предстоящая ему, может вызвать в нем молитву о помиловании. Пусть эта молитва, как подсказанная чувством страха, а потому неискренняя, лицемерная, как вынужденная, не только не будет принята Богом, но и зачтется ему в большую вину: он только здесь вспомнил о Боге, но не для того, чтобы исправить свое поведение пред Ним, а чтобы избежать заслуженной кары от Него. Такая молитва только усиливает его виновность. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 6–10 **Постави на него грешника, и диавол да станет одесную его: внегда судитися ему, да изыдет осужден, и молитва его да будет в грех. Да будут дние его мали, и епископство его да приимет ин: да будут сынове его сири, и жена его вдова: движущеся да преселятся сынове его и воспросят, да изгнани будут из домов своих** В стихе 6 и следующих Давид переносит обличительную речь свою от многих злобствующих против него и нападающих на него врагов на одного, наиболее заклятого и жестокосердного из всех своих врагов – придворных подстрекателей против него Сауловых, и на него изливает весь гнев свой. Имея в виду того же идумеянина Доика, он сам принимает на себя образ Христа, а сего Доика облекает во образ Иуды, предателя Христова, и раздражается по отношению к последнему страшными пожеланиями и угрозами, сколько по справедливому, личному негодованию на своих врагов (допустим и это), столько же, и еще более, по ревности о Боге, по сознанию бесчеловечности вражеских отношений к праведнику Христу-Богу. Но эту ревность нельзя назвать ревностью не по разуму. **Постави на него** (над ним) **грешника** или, как читаем по переводу с еврейского: «Поставь над ним начальником нечестивого, противник да станет у него по правую руку». По объяснению блж. Феодорита и св. Афанасия Александрийского это значит, что начальствует над Иудою грешник, т.е. диавол, или – да «сблизится диавол с Иудою». И действительно, пред выходом из горницы, где Иисус Христос совершил тайную вечерю с учениками Своими, в Иуду, как написано, вошел сатана [[new:in:13:27|(Ин. 13:27). «//Когда будет судиться, пусть будет виновным, и молитва его да будет грехом//» [[old:ps:108:07|(ст. 7)]]. «Несчастный Иуда, – говорит Зигабен, – был **осужден** и от своей совести, и от иудеев, которых слово обвинения было сие: «//что нам до того? смотри сам//» [[new:mf:27:04|(Мф. 27:4)]] [7, с. 865], и на будущем суде не будет иметь ничего к своему оправданию, потому что он и Учителем был любим, и не имел нужды в деньгах, как имевший вверенный ему ящик». //И молитва его будет в грех//, т.е. не удостоится никакой милости от Бога. По словам св. Афанасия Александрийского, «молитву в грех говорят язычники, которые молятся идолам или твари; таковы и иудеи, которые приносят молитву не чрез Иисуса Христа; и еретики, которые молятся несущему Богу; а также и те – которые молятся с гневом, с помыслами о житейском или с двоедушием, тех молитва бывает в грех» [3, с. 347–348]. «Да будут дни его кратки (**мали**), и достоинство (**епископство**) **его приимет ин**». И сие предречение пришло в исполнение, как говорят блж. Феодорит и св. Афанасий, потому что сам Иуда вскоре приял смерть удавлением, и вместо него поставленный Матфий восполнил число апостолов. Да будут **сынове** (дети)** его сири **(сиротами)** и жена его вдова**. «Пусть дети его скитаются и просят и ищут хлеба вне своих опустошенных жилищ» (по пер. с евр.), т.е. пусть дети его нищенствуют и просят хлеба, выходят из родных своих домов. Во всех этих грозных и разнообразных положениях Давид обнаружил такую жестокую ревность, какую впоследствии обнаружили: пророк Илия, заколовший восемьсот пятьдесят жрецов вааловых и низведший огонь на двух пятидесятников с их отрядами, при израильском царе Охозии [[old:3ts:18:40|( 3 Цар. 18:40]]; [[old:4ts:01:10|4 Цар . 1:10–12)]]; Елисей, именем Божиим проклявший насмехавшихся над ним вефильских мальчиков и обрекший сорок два из них на растерзание медведицами [[old:4ts:02:23|(4 Цар.2:23)]]; Финеес, внук Аарона (при Иисусе Навине), пронзивший копьем преступного израильтянина вместе с мадианитянкой и получивший за то от Бога завет мира, который соделался для него и потомства по нем заветом священства вечного [[old:chis:25:07|(Числ. 25:7–13)]]; Иаков и Иоанн – сыновья Зеведея, высказавшие готовность свести, по примеру Илии, огонь с неба на жителей самарянского селения, за то, что они не приняли к себе их Учителя [[new:lk:09:53|(Лк. 9:53–54)]]; и Сам Иисус Христос, изгнавший из храма Иерусалимского торговцев [[new:lk:19:45|(Лк. 19:45–46]]; [[new:mk:11:15|Мк. 11:15–17)]] и изрекший горе фарисеям и вообще неверующим в таких словах: «//Да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира//» [[new:lk:11:49|(Лк. 11:49–50)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]