[<10>] ====== Толкования на Пс. 108:17 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 17-19 **И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него. И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его и яко елей в кости его: да будет ему яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну опоясуется** **И возлюби клятву... и облечеся в клятву яко в ризу**. Поскольку, перестав благословлять Меня, каждый день проклинают (а так и доныне поступают иудеи); то исполнится на них все предсказанное. **И вниде яко вода во утробу его**. Погрязли в бедствиях не отвне только окружающих, но и внутренних. **И яко елей в кости его**. Потому что елей долго сохраняет свою влажность. Псалмопевец разумеет стремительность бедствий, и водою изображает чрезмерность их, а елеем – продолжительность. Этими-то бедствиями, говорит, как ризою покроется, и как поясом опояшется [[old:ps:108:19|(Пс. 108:19)]]. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него** Так как псалмопевец просил ему много бедствий, то показывает, что начало и причина их не в ком-нибудь другом, а в нем самом, своими делами отвергшем помощь Божию и навлекшем на себя гнев Божий. **//Беседы на псалмы. На псалом 108.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него** О некоторых людях нашего времени надобно то же сказать. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него** Здесь Пророк ясно изменил молитвенный образ речи, и выразил то и другое пророчески, а именно, что приимут клятву, которую возлюбили, и лишены будут благословения, котораго не пожелали приять. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 17-18 **И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него. И облечеся в клятву, яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его, и яко елей в кости его** Иуда, говорит, делами своими возлюбил и навлек на себя клятву, ибо не хотел благословения, но отвратился от него; почему и по ныне все благочестивые христиане проклинают злосчастного Иуду и нет ни одного, кто бы благословил его. Ибо этот злой человек оделся в проклятие, как в одежду, которая со всех сторон обвилась около него и не отстает от него; а оделся посредством злодеяния предательства, т. е. потому что все проклинают ненавидя его, как предателя Господа. Посему то и сия клятва вошла как вода во внутренность его, и не только окружила его от вне, но проникла и в утробу его и не только в утробу его, но и еще глубже, даже в самые кости его; где Давид увеличивает сие дело, дабы показать великость проклятия, и посредством воды изображает силу клятвы, а посредством елея неудобоизгладимость и постоянство оной клятвы, как сказал //Феодорит//. //Феодорита//: Здесь явно переменил вид желания и оба глагола употребил в виде предсказания, что он и клятву, которую возлюбил, получит, и благословения, которого не захотел, лишится. //Исихия//: О какой клятве говорит? О клятве Единородного, которую он услышал после того, как замыслил предательство; ему было сказано: горе тому человеку, которым Сын человеческий предается; лучше бы не родиться тому человеку. По словам //Евсевия//, не восхотел благословения, – того, которое сказал Бог в лице Спасителя Иакову: благословляющий тебя благословен [[old:gen:27:29|(Быт. 27,29)]]. А //Исихий// разумеет здесь благословение апостолов, которое сам Христос произнес: аминь говорю вам: вы последовавшие за Мною, сядете на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых. Он говорит: Ибо не только от вне, но и внутренно обложены иудеи злом и потопляются оным, как водою. Далее: поелику вода только мочит и напояет тело, но влажность ее не остается постоянно в теле, то посему он присовокупил: и как елей в кости его; ибо елей весьма долго может оставаться в теле. Устремятся, говорит, бедствия, подобно быстрой воде, и будут постоянны на подобие елея. //Исихия//: Под внутренностями разумеет, умственные силы души, как непрерывно изменяющиеся, а под костями – деятельные, как сильные. Другой говорит: и не только сие, но и вместо пития действительно будут пить (Иуда и иудеи) проклятия и вместо помазания оным помажутся и вместо одежды оным оденутся, а причиною сего то, что они отреклись от благословения Христова, им первым обещанного и всему миpу дарованного. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него** Это все да постигнет его в возмездие за его жестокость против беспомощного псалмопевца, которого он проклинал и за это теперь в изобилии проклятие достанется ему; ибо этого требует правда Божия. **Возлюби клятву** – любил проклинать меня; теперь проклятия исполняются на нем; так как он не имел для меня благословения, то они и от него убежали. Проклинать меня так было обычно врагу, как надевать одежду; он пил проклятие против меня, как воду, его внутреннее существо (елей проникает до костей) исполнено было проклятиями; в наказание пусть и для него проклятие будет также обычно, как одежда и пояс. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него** См. Толкование на [[old:ps:108:15#lopuxin_ap|Пс. 108:15]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него** См. Толкование на [[old:ps:108:16#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 108:16]] [<10>]