[<10>] ====== Толкования на Пс. 108:28 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится** **Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на Мя да постыдятся.** Ибо все постыждены, потому что нет у них ни священника, ни жертвы, ни священства, ни слова судного, по слову пророка ([[old:os:03:04|Ос. 3,4]]). **Раб же Твой возвеселится.** И это не заставляет нас принимать изречение это в ином предположении, потому что Павел говорит: //Себе умалил, зрак раба приим// ([[new:fil:02:07|Флп. 2,7]]), и Исаия: //тако глаголет Господь, создавый Мя от чрева раба Себе// ([[old:is:49:05|Ис. 49,5]]). И Сам Он говорит в Евангелии: //Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити// ([[new:mf:20:28|Мф. 20,28]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится** Здесь он научает слушателя любомудрию; показывает, что хотя бы люди предавали праведника бесчисленным проклятиям, от них не будет ему никакого вреда, потому что Бог благословляет его, а на них же самих обратится стыд и бесчестие. **«Раб Твой возвеселится»**. Хорошо сказал он: **«возвеселится»**, выражая, что эта радость оттуда же, откуда подаются блага; ничто, говорит, прискорбное уже не может смутить меня, когда у меня будет пребывать радость, происходящая от Тебя. **//Беседы на псалмы. На псалом 108.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится** **«Прокленут тии, и Ты благословиши»**, Иудеи и до сего дня продолжают хулить Спасителя, но при их хулениях проповедь с каждым днем делается славнее. **«Востающии на Мя да постыдятся, Раб же Твой возвеселится».** И сие изречение не принуждает нас принимать псалом сей в ином звачении. Ибо слышим, что и божественный Павел говорит: //«Себе умалил, зрак раба приим»// ([[new:fil:02:07|Флп.2:7]]); и Сам, устами Исаии взывая, говорит так: //«Создавый Мя от чрева раба Себе»// ([[old:is:49:05|Ис.49:5]]), и чрез несколько слов: положих //«Тя в завет рода; во свет языком; еже быти Тебе во спасение, даже до последних земли»// ([[old:is:49:08|Ис.49:8]]). И в священном Евангелии сказал: //«яко же Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити, и дати душу Свою избавление за многих»// ([[new:mf:20:28|Мф.20:28]]). Посему раб есть именование воспринятаго естества, не то означающее, что оно служебно (ибо как быть служебным естеству, соединившемуся с Богом-Словом и приявшему владычество над всем?), но показывающее, что свойственно естеству. Поэтому словом: //«раб»// означается здесь не достоинство, но естество. ===== Евфимий Зигабен ===== **Прокленут тии, и Ты благословиши. Востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится** Богопротивные иудеи говорили: уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев? Но этот народ, невежды в законе, прокляты они [[new:in:07:48|(Иоан. 7,48)]]. А под проклятием разумеется и злословие. Но постыдятся те, которые восстают на Меня, или тогда когда Я восстану из гроба, или когда приду во второе пришествие; а Я возвеселюсь о спасенных посредством моего строения людях. Слова //Феодорита//: И по ныне употребляют иудеи злословие против долготерпеливого Спасителя; но не смотря на их злословие, проповедь ежедневно становится известнее и блага чрез благословение изливаются на все народы. Нравственное изъяснение //Святого Максима//: Злые бесы всегда проклинают праведников, выставляя в поношение им прежде учиненные ими грехи, для раздражения их, предполагая в них другие, худшие тех. А Бог благословляет, или утешая дух болезнующий добродетелями, уже приобретенными ими, или указывая способы к другим высшим добродетелям, и подавая в произведение их и от себя силу, или даруя дар премудрости и более таинственного знания и превозмогая в них отчаяние по причине прежних и умножая приращение вторых. Опять говорит: демоны восстают на всякого праведника, во первых ведя с ними брань чрез произвольные раздражения воли и увлекая к нечистым удовольствиям. А когда испытают неудачу в сем, тогда со всех сторон усиливают скорбь невольных искушений, после которой святой справедливо веселится о том, что мужественно преодолел своим воздержанием и терпением удовольствие и скорбь и соблюл в целости для Владыки добродетель, чрез то и другое испытанную. //Златоуст//: Сими словами научает некоему высочайшему любомудрию, что хотя бы осыпали нас бесчисленными проклятиями, при благословении Божием никакого вреда не бывает от них; но стыд и поношение обратится на него (на них). А рабом, по словам //Феодорита//, здесь называется Господь, как и Павел сказал: но истощил Самого Себя, приняв образ раба; и чрез Исаию вопиет: Создавший меня рабом себе от чрева [[old:is:49:06|(Исаии 49,6)]]; и Сам говорит: Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить. Итак, принятая Им природа названа рабом, не потому что она раболепна; ибо как может быть таковою та природа, которая соединена с Богом—Словом и получила владычество над всем? Но для того, чтобы оно было свойство сей природы. Посему имя раба здесь не означает качества, но природу. А //Исихий// проклятием здесь называет крест. Поелику в законе было написано: проклят всяк, висящий на дереве [[old:vtor:21:23|(Вт. 21,23)]]; то посему они и требовали, чтоб Он был убит не иначе, как крестом, чтобы написанным в законе проклятием тем более обесчестить Его. Но Отец обратил Его в благословение. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится** Несомненно, Он и сделает это. Изменение проклятия врагов во благословение, обрадует его, постыдивши врагов; и за то, что Он стал на моей стороне защитником, я буду Его публично прославлять. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится** См. Толкование на [[old:ps:108:26#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 108:26]] [<10>]