[<10>] ====== Толкования на Пс. 108:30 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Исповемся Господеви зело усты Моими, и посреде многих восхвалю Его** **Исповемся Господеви зело усты Моими.** Исповедание выражает благодарность, какую приносит Сын устами народов. И посреде многих восхвалю Его. Ибо устами Церкви восхваляет Отца. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 30-31 **Исповемся Господеви зело усты моими и посреде многих восхвалю Его: яко предста одесную убогаго, еже спасти от гонящих душу мою** В воздаяние за все это он воссылает Богу славословие, благодарение, хвалу, воз­вещает пред всеми дела Его, становится среди всех пропо­ведником дарованных ему благ. Это и есть жертва, это – приношение, чтобы хранить всегда в памяти благодеяния Божии, напечатлевать их в уме, проповедовать устами, делать мно­гих слушателями благодеяний Его. Таким образом, и приняв­ший благодеяние, получит воздаяние за благодарность свою и удостоится от Бога еще большей милости, и слушающие сде­лаются более ревностными от случившегося с другими, и благодеяние, оказанное другим, сделается для них величайшим побуждением к преуспеянию в добродетели. **//Беседы на псалмы. На псалом 108.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Исповемся Господеви зело усты Моими, и посреде многих восхвалю Его** Владыка Христос называется главою Церкви, а церковный собор нарицается телом Его; и песнопение Церкви Господь именует собственным Своим песнопением. ===== Евфимий Зигабен ===== **Исповемся** (с благодарением)** Господеви зело усты моими. И посреде многих восхвалю Его** Я, говорит, как человек, буду благодарить Бога, как моего Спасителя и Избавителя и среди многих буду песнословить Ему. И действительно Христос, как человек, благодарит и славословит Бога среди многих людей, когда читается святое Евангелие в церкви, посредством которого Он славит Бога и Отца. По словам святого //Максима//: Весьма исповедуется Господу своими устами тот, кто от всей души и силы приносит Богу за дарованное Ему совершенное очищение словесное ходатайство (прошение) и воздает за благодеяние благодарение. Ибо исповедание есть выражение благодарности за данные от Бога праведнику блага; уста суть явное действие разумной силы; а хваление есть слово, состоящее из похвал и показывающее находящиеся в ком-либо и отличающие его пред другими совершенства. Итак, праведник хвалит по силе и делом и словом Бога, показывая многим превосходную силу Его. Ибо не все имеют познание, но только очищающиеся для сего.//Исихий// устами Христовыми называет церковь, которой Он есть глава, ибо чрез нее Он обещается исповедоваться Отцу. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 30–31 **Исповемся Господеви зело усты моими и посреде многих восхвалю его: яко предста одесную убогаго, еже спасти от гонящих душу мою** В полной уверенности, что Господь Бог услышал молитву пророка, и помощь Божия близка к нему, он уже не страшится врагов своих и потому в избытке радости выражает готовность свою и обещание торжественно прославлять Господа Спасителя своего в собрании великом, исповедать, что Он есть Помощник и Защитник беспомощным, невинно гонимым: **Исповемся Господу зело усты моими** по переводу с еврейского: «и я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его, ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его». Блж. Феодорит, в изъяснение изречения последнего стиха, говорит следующее: «Божество Спасителя, лично и нераздельно соединенное с человечеством, допуская страдать последнему для спасения людей, но оно же **предстало**, т.е. спасло человечество, воскресив из мертвых и даровав ему бессмертие, нетление и славу» [6, с. 536]. Сходство с изречениями стиха 30 есть и в других псалмах, как например, [[old:ps:021:26|Пс. 21:26]], [[old:ps:039:10|39:10]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]