[<10>] ====== Толкования на Пс. 109:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 4-5 **Клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову. Господь одесную тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари** **Клятся Господь, и не раскается.** Клятва Божия есть слово Божие, удостоверяющее слушающих и каждому внушающее веру, что непременно исполнится обетованное и изглаголанное Богом. Ибо не как человек клянется Бог, но слово Его служит нам вместо клятвы, удостоверяя в истине, что оно также будет непреложно, как и обетование, данное с клятвою. **Ты иерей во век по чину Мелхиседекову,** потому что Мелхиседек не елеем, как Аарон, помазан на священство, и не кровавые приносил жертвы, и был первосвященником язычников, и Авраама благословил хлебом и вином. **Господь одесную Тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари.** //Днем гнева// называет время суда, когда сокрушит царствовавших древле по обольщению демонов, и заключит их в бездну. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Клятся Господь и не раскается: ты иерей во век по чину Мелхиседекову** Желая составить пророчество в виде приговора судии, он обращает речь к самому Христу, в знак силь­нейшей любви и чрезвычайной радости души, вполне объятой Духом Божиим, и говорит: **«клялся Господь и не раскается: Ты – священник во век по чину Мелхиседека»**. Видишь ли, как он опять низводит речь к предмету низшему, беседуя то о божестве, то о человечестве Христовом? Так поступают и евангелисты, чтобы и тот и другой догмат сохранить в точ­ности. Почему он сказал: **«по чину Мелхиседека»**? И по причине таинства, которое прообразовал Мелхиседек, когда предложил Аврааму хлеб и вино, и потому, что это священство не зави­сит от закона, и потому, что оно не имеет ни конца, ни на­чала, как говорит Павел. То, что в Мелхиседеке было, как тень, на Иисусе Христе исполнилось, как истина. И как имена //«Иисус»// и //«Христос»// были и прежде, так и это. Мелхиседек пред­ставляется не имеющим ни начала дней своих, ни конца жизни, не потому, чтобы он действительно не имел их, но потому, что неизвестно его родословие. А Иисус Христос не имеет ни начала дней, ни конца жизни, не в том смысле, как Мелхисидек, но в том, что Он совершенно не имеет ни начала во времени, ни конца. Там тень, а здесь истина. По­добно тому, как слыша имя Иисус (в ветхом завете), ты ра­зумеешь не истинного Иисуса, но принимаешь это имя только за прообраз и больше ничего не ищешь, так и слыша о Мел­хиседеке безначальном и бесконечном, не ищи в нем истины, но довольствуйся одним названием, а истину находи во Хри­сте. Слыша здесь о клятве, не разумей действительной клятвы. Как гнев в Боге не есть гнев, или страстное движение, но наказующее действие, так и клятва. Бог не клянется, но изре­кает то, что непременно сбудется. Таким образом пророк, сказав о светлости (блеске) святых, о покорении врагов под ноги Его, о дне силы, говорит теперь о настоящем. Смотри, какой употребляет он порядок речи, желая тронуть грубого слушателя. Внушив ему сначала страх словами о суде, и тем смягчив упорство его, он потом говорит и о настоящем. Для этого он и употребляет смешанный состав речи. Смотри. //«Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»//, – это о бу­дущем; потом о настоящем: //«жезл силы пошлет Тебе Господь от Сиона и господствуй среди врагов Твоих»//; далее о буду­щем: //«с Тобою власть в день силы Твоей в блеске святых Твоих»//; затем опять о настоящем, но таком, в котором за­ключается уже не наказание, а благодеяние: **«Ты – священник во век по чину Мелхиседека»**. Здесь говорится о прощении грехов и при­мирении с Богом. См. также Толкование на [[old:ps:109:01#svt_ioann_zlatoust|Пс. 109:1]] **//Беседы на псалмы. На псалом 109.//** ---- Мелхиседекиты же, возражая нам, говорят еще следующее: что же означают слова, которые Отец говорит к Нему: **«Ты – священник вовек по чину Мелхиседека»**? Мы отвечаем им, что этот Мелхиседек был муж праведный, и поистине носил образ Христа. Он, движимый пророческим духом, проразумел Жертву, имеющую быть принесенною за народы, и почтил Бога хлебом и вином, подражая грядущему Христу. Так как синагога иудейская по чину Ааронову приносила в жертву Богу не хлеб и вино, а тельцов, и овнов, и прослав­ляла Бога кровавыми жертвами, то к имеющему родиться от Девы Марии Иисусу Христу, Сыну Божию, Бог взывает и гово­рит: **«Ты – священник вовек по чину Мелхиседека»**; не по чину Аарона, приносившего тельцов и овнов, но: **«Ты – священник вовек по чину Мелхиседека»**, всегда приносящий в хлебе и вине жертву приносящих; чрез Него Отцу, со всесвятым Духом, слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. **//Беседа о Мелхиседеке.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Клятся Господь, и не раскается: Ты еси иерей во век, по чину Мелхиседекову** Вполне истолковал сие божественный Апостол в послании к Евреям, и доказал нескончаемость сего первосвященства тем, что священство левитское не с клятвою прияло обетования, а сие подтверждено клятвою. И посему присовокуплено: //«и не раскается»//; потому что Бог всяческих не однократно домостроительствовал многое, и попускал, что подвергалось сие изменениям. Так священство иудейское учредил, и отменил; так царство иудейское воставил, и разрушил; так попускал быть царствам ассирийскому, вавилонскому и македонскому, и повелевал сокрушаться. Благоволив же, чтобы священство сие было вечное, как сказано, поклялся, что //«не раскается»//. А сказано сие человечески; потому что Божество не знает страдания, раскаяние же есть страдание. Мелхиседек – иерей не Иудеев, но язычников; так и Владыка Христос не за Иудеев только, но за всех человеков принес Себя в жертву Богу. Начинает же священство в ту ночь, в которую претерпел страдание; когда //«прием хлеб, и благословив преломи, и рече: приимите ядите»// от него: //«сие есть тело Мое»//; а также и чашу растворив, //«даде»// ученикам Своим, //«глаголя, пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя, новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов»// ([[new:mf:26:26|Мф.26:26–28]]). Находим же, что Мелхиседек – и иерей и царь (потому что был образом истиннаго иерея и царя), и приносит Богу не безсловесныя жертвы, но хлеб и вино. Ибо сие принес и Аврааму, духовно провидя в чреслах Патриарха Первообраз собственнаго своего первосвященства. Посему, если от Давида Христос по плоти, Давид же от Иуды, а Христос приял первосвященство по чину Мелхиседекову; то священство левитское престало, благословение же высшаго священства перешло на колено Иудово. ===== Евфимий Зигабен ===== **Клятся Господь и не раскается: ты иерей во век по чину Мелхиседекову** **Клятся Господь, и не раскается** Как ярость, приписываемая Богу, не означает страсти, но движение наказывающей грешников силы; так и клятва Божия означает утверждение, или, по //Златоусту//, то, что имеет быть что-либо исполнено непременно, а не означает такой клятвы, какая бывает у людей. Глагол: не раскается, означает то, что Бог не изменит и не переиначит того, в чем уверяет, как делает сие часто в рассуждении многих вещей, переменяет свои постановления по другим видам для пользы, как заметил //Феодорит//. В чем же Он клянется и что постановляет твердо, о том говорит далее. //Афанасия//: Клятва Божия есть слово Его, удостоверяющее слушателей и уверяющее каждого, что обещанное и сказанное Им исполнится. //Феодорита//: В точности изъяснил сие божественный Апостол в послании к Евреям, показав бесконечность сего священства тем, что левитское священство приняло постановления без клятвы, a сие утверждено клятвою. А сказал сие по человечески: ибо божество не причастно страсти, какова и страсть раскаяние. **Ты Иеpей во век, по чину Мелхиседекову** Господь был Иерей, по чину Мелхиседека; потому что Он преподал Апостолам на таинственной вечери хлеб и вино, как и Мелхиседек поднес хлеб и вино Аврааму и бывшим с ним, по возвращении их с войны с победою, одержанною над царем ходоллогоморским, как видно из [[old:gen:14:start|14]] гл. Бытия. Христос есть Иерей во век, как не имеющий, по божеству, ни начала дней, ни конца жизни, как и Мелхиседек не имел начала и конца по умолчанию о сем книги Бытия. Но Мелхиседек не имеет сего потому, что о том умолчала история писания, не открыв, от каких родителей он родился и когда умер; а Христос действительно не имеет ни начала ни конца. Слова //Божественного Кирилла//: По еврейскому наречию мелхи есть царь, седек— правда, а салим—мир; и можно видеть, что Мелхиседек был богат, как бы по самому наименованию своему, а по силе значения слов назван царем правды и мира. //Григория Богослова//: Итак, Христос называется Мелхиседеком, как безматерний по существу, которое выше нашего, не имеющий отца по нашему естеству и как не подлежащий родословию, по горнему происхождению (ибо род Его, говорит, кто может изъяснить)? и как царь Салима, что значит мир, и как получивший десятину от патриархов, превосходных в брани со злыми силами. Прочитай и [[new:evr:07:start|7]]-ю главу послания к Евреям, где чудный Павел прилагает иносказательно историю о Мелхиседеке ко Христу. Довольно замечаний сделано и мною (говорит Никод.) на сию главу при переводе изъяснения на послание к Евреям. //Феодорита//: Мелхиседек же был священник не из иудеев, а из язычников; так и Христос—Владыка принес Самого Себя Богу не за иудеев только, но и за всех людей. Мы находим также, что Мелхиседек был и священник и царь. Итак, если Христос по плоти от Давида, а Давид от Иуды, и священство получил по чину Мелхиседека: то левитское священство уже кончилось и благословение высшего священства перешло в Иудово поколение. Произшедший же от Иуды по плоти Христос имеет ныне священство, не Сам принося что либо, но пребывая главою над приносящими. Ибо телом своим называет церковь и чрез нее священнодействует, как человек, а принимает приносимое ею, как Бог. **//Толковая Псалтирь.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову** Как простой царь, Мессия не мог бы победить зла в мире, везде и навсегда удалить его и таким образом основать царство мира; Он мог это только как Первосвященнический Царь. В этом качестве Он имел Свой прообраз в Мелхиседеке, который был царь Салима (образ небесного Иерусалима) и вместе священник Вышнего [[old:gen:14:18|(Быт. 14:18).]] Священство по подобию [[new:evr:07:15|(Евр. 7:15]] и [[new:evr:05:10|Евр. 5:10)]] Мелхиседека Бог с клятвою даровал (уже при воплощении) Мессии, следовательно, царское и вместе вечное (Мелхиседек без отца, без матери, без причта рода – без генеалогии; [[new:evr:07:03|Евр. 7:3)]] священство. Он совершает оное на небе [[new:evr:07:start|(Евр. 7]] и д. [[new:evr:08:start|8]] и д.) и посредством заменяющих Его место на земле. Как царственный и вечный Первосвященник, Он посылает от наших алтарей (евхаристическая жертва как источник всякой благодати в Церкви) скиптр Своей власти, побеждает Своею примиряющею и побеждающею благодатною жертвою грех со всеми его силами. Впрочем, Христос не только в вознесении стал Первосвященником по чину Мелхиседека, но со времени зачатия по ипостасному единению. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Клятся Господь и не раскается: ты иерей во век по чину Мелхиседекову** //Господь назначает Тебя быть священником по чину Мелхиседека. Всех Твоих врагов Он сокрушит. Этот Господь по чину Мелхиседека будет прославлен// //"Клялся Господь, и не раскается"// - Господь дает клятву, которую не отменяет, т. е. Господь дает не отменяемое определение, постановление. Оно - в назначении Сына Божия быть священником //"во век по чину Мелхиседека"//, служение Сына должно быть первосвященническим по образу Мелхиседека. Последний был служителем истинного Бога, был царем Салима (впоследствии Иерусалима), как и Сын Божий исполнял волю Единого Истинного Бога, и есть царь Иерусалима небесного, где под Его властью соберутся все верующие в Него. Ап. Павел в Послании к [[new:evr:07:start|Евр. 7 гл.]] очень пространно выясняет прообразовательное значение Мелхиседека и превосходство пред его служением служения Иисуса Христа. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову** В сих словах пророк переходит от царского достоинства в лице Мессии к его священническому достоинству и показывает, что Господь Иисус Христос есть священник **вечный**, не Аарону преемствующий, но **по чину Мелхиседекову** от Бога честь приемлющий. Слово свое о сем священстве пророк предупреждает клятвою: **Клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову**. «Клятва же Божия, – говорит св. Афанасий Александрийский, – есть слово Божие, удостоверяющее слушающих и каждому внушающее веру, что непременно исполнится обетованное и изглаголанное Богом» [3, с. 352]. Св. апостол Павел определенно показал, в каких отношениях Господь Иисус Христос назван иереем по чину Мелхиседекову: это 1) по имени, ибо Мелхиседек значит «царь правды»; 2) по званию – царь Салима, или – мира; 3) по неизвестности рождения, ибо неизвестны отец и мать и все вообще родословие Мелхиседека; 4) по продолжению, ибо Писание не показало ни начало дней его, ни конца жизни, – как бы вечно он пребывает священником; 5) по священству: а) для всех людей, поелику Мелхиседек был священником для язычников, б) по благословению Авраама, и для евреев, как его потомков, в) высшему, нежели еврейское или левитское священство; потому что он благословил самого Авраама, а в лице последнего, в его чреслах, и самих Левия и Аарона, но «без всякаго прекословия, меньший благословляется от большаго» (см. [[new:in:07:01|Евр. 7:1–10]]); 6) по причине таинства, которое прообразовал Мелхиседек, когда предложил Аврааму хлеб и вино. Все сии черты относятся к Господу Иисусу Христу, ибо Он есть Царь мира и правды, происхождение Его непостижимо, Он вечный для всех первосвященник, принесший Самого Себя в жертву за людей [[new:in:07:27|(Евр. 7:27)]]. Он выше всех ветхозаветных первосвященников. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]