[<10>] ====== Толкования на Пс. 109:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господь одесную тебе сокрушил есть в день гнева своего цари** См. Толкование на [[old:ps:109:04#svt_afanasij_velikij|Пс. 109:4]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господь одесную тебе сокрушил есть в день гнева своего цари** Опять касается домостроительства (Хри­стова), обращая речь к низшему предмету: **«Господь**, говорит,** одесную Тебя»**, хотя выше сказал, что Он седит одес­ную Отца. Видишь ли, что не нужно держаться одних только выражений? Что значит: **«Господь одесную Тебя»**? Коснувшись домо­строительства, он говорит о плоти (Христовой), которая полу­чала подкрепление. Мы видим, что Христос был //«в борении..., и был пот Его, и в таком поте, как капли крови, падающие»//, и был укрепляем [[new:lk:22:44|(Лк.22:44)]]. Такова природа плоти. **«Поразит в день гнева Своего царей»**. Не погрешит тот, кто отнесет это и к настоящим врагам Церкви, и к будущим, которые отдадут отчет за свои грехи и нечестие. **//Беседы на псалмы. На псалом 109.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господь одесную Тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари** Противоборных и дерзких ныне князей и царей предаст мучению в день суда. Сказанное же:// «Господь одесную Тебе»//, подобно сказанному в пятнадцатом псалме: //«предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся»// ([[old:ps:015:08|Пс.15:8]]). И там изрек сие по человечеству, и выразйл неотлучность соединившагося естества; и здесь изрекает вместе и Божеское и человеческое. Сказанное: //«седи одесную Мене»// относится к естеству человеческому; а слова: //«из чрева прежде денницы родих Тя»//, означает Божество. А сие: //«Ты еси иерей во век»//, опять сказано человеку; также слова: //«Господь одесную Тебе»// значат: неотлучным имеешь соединившееся Божество. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господь одесную Тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари** Господь, говорит, будет, с Тобою, Христе, как человеком, чтобы помогать Тебе, как говорит и в [[old:ps:015:08|15]]-м псалме: Я предзрел Господа пред Собою всегда, ибо Он одесную Меня, чтоб Я не поколебался. Сам, говорит, Господь сокрушит в день суда нечестивых царей определенными ими вечными муками; а если сокрушит царей, то не гораздо ли более и прочих нечестивых? Слова //Исихия//: Видишь ли, что слова: седи одесную меня, не означают какого либо места, но единение Сына со Отцом и совершенное равенство? Ибо если действительно по правую руку, то как говорится также, что и Отец по правую руку Его. А сокрушит царей в день гнева тех, которые собрались на Господа и на Христа Его: Ирода и Пилата и Анну и Каиафу и соучастников их. Или, по //Дидимову// мнению, указывает на царей мысленных, которые, быв сокрушены, перестанут быть врагами, потому что уничтожится Господом всякое начальство их в день суда. //Феодорита//: Господь одесную тебя, как бы так сказал: ты имеешь соединенное Божество безотлучным. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господь одесную тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари** Как Богочеловек, Царь и вечный Первосвященник, Он есть победитель над Своими врагами; или – Бог, всемогущая сила Которого стоит одесную Мессии (по Его человеческой природе), побеждает в Нем могущественную оппозицию (**цари**). Ст. 5 составляет речь псалмопевца к Мессии, Который побеждает божественною силою (**одесную** быть – помогать); Бог победил в Мессии могущественных Его врагов, которые были и Его собственными врагами; день гнева – //день силы// в [[old:ps:109:03|ст. 3.]] **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-6 **Господь одесную тебе сокрушил есть в день гнева своего цари: судит во языцех, исполнит падения, сокрушит главы на земли многих** Под //"днем гнева"// - разумеется всеобщий суд, когда все цари и народы увидят над собою проявление власти Сына Божия и о чем пространно говорят евангелисты ([[new:mf:25:start|Мф XXV гл.]]; [[new:mf:13:49|XIII:49]], [[new:mf:13:50|50]]; [[new:lk:08:27|Лк VIII:27-30]]). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 5–6 **Господь одесную тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари: судит во языцех, исполнит падения, сокрушит главы на земли многих** Словами: **Господь одесную Тебе** – указывается на то, что Христос, как Богочеловек, имеет всегда присущую Ему силу Божественную, о чем и блж. Феодорит выражается так: «слова: **одесную Тебе** – относятся к естеству человеческому и значат: «неотлучным имеешь соединившееся Божество» [6, с. 541). По свойству еврейского языка, во многих случаях будущее время выражается прошедшим, как и в настоящих стихах: **сокрушил есть**, – вместо: «сокрушит», или: «поразит», и проч. А потому изречения 5-го и 6-го стиха, по переводу с еврейского, выражены в таком значении: «Господь (Бог) одесную Тебя. Он, в день гнева Своего, поразит царей, совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной». Все эти изречения, значит, нужно понимать в таком смысле: Сам Господь, Бог Отец, давший обещание Мессии-Христу [[old:ps:109:01|(ст. 1)]] положить врагов Его под ноги Его, примет самое деятельное участие в этом деле. Он, **в день гнева Своего**, т.е. в те дни существования Церкви воинствующей, в которые мера долготерпения Его будет истощаться, – будет поражать главнейших зачинщиков, силящихся ниспровергнуть христианство (ср. [[old:ps:002:01|Пс. 2:1–5]]), о чем и свидетельствует история Церкви, повествуя о том, какой каре небесной нередко подвергались гонители и другие враги христианства. Поражая главные антимессианские силы (нечестивых царей), Господь сил будет побеждать и целые народы, которые окажутся враждебными Царству Сына Его, праведно осуждая их, еще в настоящей жизни, на истребление, подобно тому, как это совершилось уже с целыми царствами, оказавшимися враждебными духу Царства Божия в Ветхом Завете [[old:dan:02:06|(Дан. 2:6–45)]], и как будет совершаться до времени Страшного суда Христова [[old:dan:07:09|(Дан. 7:9–27)]] с теми, которые окажутся также враждебными Сыну Божию. Сокрушит Он и главу диавола, главнейшего виновника восстания царей и народов против Него и Сына Его. Начало победы над ним уже положено твердое. Апостолы с радостию заявили своему Учителю: «//Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем//». И Спаситель, находясь еще на земле, сказал: «//Видех сатану, яко молнию с небесе спадша//» [[new:lk:10:17|(Лк. 10:17–18)]], т.е. потерявшего власть. Окончательная победа над ним не дремлет: «Бог мира», по слову апостола, «//сокрушит сатану вскоре//» [[new:rim:16:20|(Рим. 16:20)]]. Она совершится над ним и над его клевретами тогда, когда истребится и последний враг – смерть [[new:1kor:15:26|(1 Кор. 15:26)]], в тот, следовательно, день, в который закончится существование Церкви воинствующей и начнется существование Церкви торжествующей – Царства славы. К этому моменту все враги Мессии и Господа сил, и оставшиеся в живых, и восставшие из мертвых для «//смерти второй//» [[new:otkr:20:14|(Апок. 20:14)]], сознают себя побежденными; земля обширная наполнена будет их трупами (исполнит падения). Сыну Человеческому, Мессии-Иисусу, Который явится тогда «//с силою и славою великою//» [[new:mf:24:30|(Мф. 24:30)]], «//в славе Отца Своего//» [[new:mk:08:38|(Мк. 8:38)]], останется воздать возмездие благочестивым и нечестивым [[new:mf:25:34|(Мф. 25:34]], [[new:mf:25:41|41)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]