[<10>] ====== Толкования на Пс. 110:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Велия дела Господня, изыскана во всех волях Его** В собрании правых изысканы все изволения Божии, потому что нет ни одной данной заповеди, которой бы не изыскало и не исполнило собрание правых, всегда старающееся исполнять волю Божию. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Велия дела Господня, изыскана во всех волях его** Этими словами он выражает, что нужно быть беспристрастному судии и неиспорченному собранию, и тогда дела Божии ясно окажутся великими, заключающими в себе много чудесного. Они сами по себе велики; но не кажутся та­кими, когда нет праведного судии. Так и солнце само по себе светло и лучезарно и освещает всю вселенную; но для боль­ных глазами оно не таково; а виною – не солнце, но их бо­лезнь. Поэтому, когда ты увидишь, что кто-нибудь порицает дела Божии, то не осуждай этих дел согласно с его злобою, но считай это величайшим знаком его безумия, при мысли о промысле Божием. Подобно тому, как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство собственной слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, не уменьшает его сладости, но обнаруживает собственную болезнь, так точно и осуждающий дела Божии. Как первый не причиняет вреда самым вещам, и даже не изменяет общего о них представления, а только обличает свое величайшее безумие, так точно и те, которые не имеют правильного понятия о делах Божиих, не видят даже дей­ствительных чудес, а тот, кто имеет беспристрастную и не­испорченную душу, удивляется каждому даже из таких событий, которые кажутся неприятными. И действительно, какое, скажи мне, событие не заслуживает удивления? **«Изысканы во всем желания Его»**. Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: //«исследована»// (έζηχριβωμένα). Пророк говорит здесь, мне кажется, о творениях, возвещая премудрость Божию; а выше, говоря о **«де­лах»**, – хотя в них мы открыли для малодушных другие мы­сли, – он разумел знамения и чудеса, которые Бог часто со­вершал, устрояя судьбу рода человеческого. Что значит: **«изысканы во всем желания Его»**? Значит: исследованы, как говорит другой переводчик, благоустроены, совершенно окончены, полны, способны исполнять волю Его, готовы свидетельствовать о силе Его, не уклоняются и не имеют в себе препятствий к испол­нению повелений Его, как говорит он в другом месте: //«огонь, град, снег, лед, ветер бурный, исполняющие волю Его»//, т.е. повеления Его [[old:ps:148:08|(Пс.148:8)]]; и еще: //«Он сотворил луну для (указания) времен, солнце познало запад свой. Ты простираешь тьму, – и настает ночь»// [[old:ps:103:19|(Пс.103:19, 20)]]. И не только они исполняют то, для чего устроены, но когда Бог повелевает что-нибудь противное тому, и тогда они оказывают великое послушание. Так, Он повелел морю, и оно не только не потопило иудеев, – что по природе свой­ственно ему, – но, простерши свои волны, перенесло их безо­паснее, нежели по камням [[old:ish:14:22|(Исх.14:22)]]. Разжженная пещь не только не сожгла отроков, но и доставила им прохладитель­ную росу [[old:dan:03:050|(Дан.3:50)]]. Звери не только не съели, но и послу­жили Даниилу вместо телохранителей [[old:dan:06:22|(Дан.6:22)]]. Кит не только не пожрал (пророка Ионы), но сохранил в целости вверенный ему залог [[old:ion:02:start|(Ион.2)]]. Земля не только не снесла, но страшнее моря погубила, когда разверзшись поглотила Дафана и покрыла сонмище Авироново [[old:chis:16:32|(Чис.16:32)]]. И много других чудес можно видеть в творении, из которых безумцы, обоготворяющие природу, должны убедится, что все совершается не силою природы, но повинуется и покоряется воле Божией. Эта воля создала природу и по своему мановению управляет всем существующим, то сохраняя законы вещей неизменными, то легко изменяя их, когда захочет, и заставляя делать против­ное. **«Изысканы во всем желания Его»**, т.е. к исполнению заповедей Его, повелений Его, и не только повелений, но и к тому, чтобы чрез них люди познавали Бога, что и составляет преиму­щественно волю Его, для чего особенно Он и создал их. Та­ким образом, смысл слов пророка следующий: создания Бо­жии так совершенны, что людям внимательным и здравомы­слящим доставляют точное, ясное и светлое о Нем познание. Действительно, воля Божия для того особенно в начале и устроила их, чтобы они своим величием, красотою, поряд­ком, деятельностью, служением и всем прочим пробуждали душу зрителя и располагали ум его искать Творца и совер­шеннейшего Художника-Бога и покланяться их Создателю, чтобы весь состав творения служил для людей вместо книг и письмен. **//Беседы на псалмы. На псалом 110.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Велия дела Господня, изыскана во всех волях Его** **Велия дела Господня** Подлинно чудно и достоудивительно совершаемое силою Господнею. **изыскана во всех волях Его** Все, что угодно Господу, творит Он; каждое из произведений Его исполнено премудрости, и привлекает от всех хвалу. ===== Евфимий Зигабен ===== **Велия дела Господня, изыскана во всех волях Его** **Велия дела Господня** В совете, говорит, и собрании правомыслящих людей велики все дела Господа, которые Он производит чудодействуя как прежде, так и теперь и после сего и которые привел, при создании мира, в бытие из ничего. Ибо сии дела должно принимать и за чудеса Божии и за творения: потому что праведники, собираясь в одно место и рассуждая о таковых делах Божиих, не находят, чтобы которое либо из них было незначительно, или недостойно Творца своего – Бога; но все им представляется великим и имеющим великую и глубокую цель; хотя для многих других часто и не представляются таковыми по причине неверного и превратного их суждения. //Златословесного//: Они сами по себе велики; но не представляются велики, когда не имеют праведного судии о них. Так и солнце само по себе светло и блистательно и освещает всю вселенную; но для больных глазами оно не таково, хотя нельзя винить в том солнца, а недостаток, состоящий в болезни их; почему и //Сирах// сказал: дела Господа все хороши и всякой нужде во время ее могут помочь; и нельзя сказать: это хуже сего; ибо все в свое время может заслуживать ободрение [[old:prsir:39:41|(Сир. 39,41)]]; также: нельзя сказать: что это? Для чего это? Ибо все на пользу их создано (там же [[old:prsir:39:22|22]]). **изыскана** (приспособлены) **во всех волях** (хотениях) **Его** Другой толковник перевел: «исполнены в точности». Выше сказанные, говорит, дела Божии совершенны и сделаны с точностью, т. е. способны ко всем хотениям Божиим и побуждают благоразумных и смыслящих к исполнению их (хотений); ибо кто, видя таковые дела Господа, или слыша о них, не возбудится ими к исполнению всех хотений Виновника таковых дел, Бога? Благоразумный человек узнает из них, что по истине Бог производит оные, и что Производитель их человеколюбив. А хотения Божии суть животворные заповеди Божии. Почему и //Златословесный// рассуждает: так, говорит, совершенны дела Божии, что доставляют внимательным самое ясное познание о Нем и для видящих служат вместо книг, научая притом не только богопознанию, но и благочестию. //Аполлинарий// под делами Божиими разумеет не только создания, но и чудеса, бывшие в различные времена и произведенные различными способами; а под хотениями Божиими разумеет добродетели. Слова //Феодорита//: Все творимое Им – и произведение создания и строение спасения – величественно и необыкновенно и достойно прославления от всех людей. Ибо исповеданием здесь называет благодарение. //Исихия//: Дело Божие, говорит, есть наше спасение, о котором Христос сказал: дело совершил, которое Ты поручил Мне исполнить. Сие-то дело имеет двоякое свойство, одно зависящее от нашего произволения, а другое – от человеколюбия Божия. Ибо наше дело просить, а Его – дать. Итак, исповедание есть наше, ибо чрез исповедание мы обнаруживаем в себе отступление от худой жизни и желание доброй; а великолепие есть дело Божие; так как великому прилично быть сострадательным к малым и возвышать смиренных. Посему дело Божие составляется из того и другого, т. е. из Его великолепия и нашего исповедания (в изданном Своде). ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Велия дела Господня, изыскана во всех волях Его** Дела Божия являются тем величественнее, чем внимательнее рассматривать их; они составляют отражение Его славы и выражение неизменной Его правды. **Изыскана во всех волях Его**. Бог при всех Своих великих делах во Израиле имеет один внушенный Ему любовию план, открывает в этих великих делах Свою волю; исследуемые и рассматриваемые в отношении к этой, в основании лежащей, любви Божией, дела Божии являются только во всем своем величии. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Велия дела Господня, изыскана во всех волях его** **Изыскана во всех волях Его** - точно соответствуют всем Его хотениям. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Велия дела Господня, изыскана во всех волях его** //"Дела Господни вожделенны"// – приятны, желательны, как материал, ознакомление и изучение которого даст возможность приобрести ясное познание о Боге. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 2–3 **Велия дела Господня, изыскана во всех волях Его: исповедание и великолепие дело Его, и правда Его пребывает в век века** По связи с предыдущим, пророк-псалмопевец находит уместным прославить Бога за величие дел Его. В собрании народа чем другим и прославить Бога, как не указанием на **великие дела** Его, которые Он чудодейственно совершил при сотворении мира, и после того всегда творил, при всех случаях благодетельного промышления Его о мире и человеке, и все эти дела Господни в точности и как нельзя более соответствуют всем Его хотениям,** изыскана** (приспособлены) **во всех волях Его**. «Дело Его – слава и красота, и правда Его пребывает во век» (пер. с евр.). «Все дела Господни, – по словам св. Иоанна Златоуста, – сами по себе велики, но не представляются велики, когда не имеют праведного судии о них. Так и солнце само по себе светло и блистательно и освещает всю вселенную, но для больных глазами оно не таково, хотя нельзя винить в том солнца, а недостаток, состоящий в болезни их; почему и Сирах сказал: «//дела Господа все хороши и всякой нужде, во время ея, могут помочь, и нельзя сказать: это хуже сего; ибо все в свое время может заслуживать одобрение. Также нельзя сказать: что это? для чего это? Ибо все на пользу их создано//» [[old:prsir:39:40|(Сир. 39:40–41]], [[old:prsir:39:21|21–22)]]» [5, с. 298). К делам присовокупил слово и о правде, конечно, для опровержения той всеобщей жалобы, что Бог нечестивым попускает превозноситься, а благочестивым бедствовать. Но пусть все знают и помнят, что судьбы Божии сокровенны, а дела Его всегда праведны, и правда Его пребывает в век века. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]