[<10>] ====== Толкования на Пс. 110:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Память сотворил есть чудес своих: милостив и щедр Господь** **Милостив и щедр Господь.** Древле чрез пророков Своих обетовал Он сотворить чудеса во время домостроительства, и захотел привести в исполнение чудеса сии. Какие же чудеса обетовал Он? Не //те// ли, что тогда //отверзутся очи слепых// ([[old:is:35:05|Ис. 35,5]]) и совершатся прочие знамения? Даже не только сии, но и призвание всех народов, которое и привел в исполнение словом и делом. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Память сотворил есть чудес своих: милостив и щедр Господь** Что значит: **«памятными соделал Он чудеса Свои»**? Он никогда не переставал, говорит, творить чудеса. Это и значит: **«памятными соделал Он чудеса Свои»**, т.е. не переставал, не оставлял в каждом поколении тво­рить чудеса и пробуждать людей грубых чудесными действиями. Человек высокого ума и любомудрый не нуждается в знаме­ниях: //«блаженны невидевшие и уверовавшие»// [[new:in:20:29|(Ин.20:29)]]. Но так как Бог печется не о них только, а и о людях грубых, то почти в каждое поколение Он не перестает творить чудеса. Вся видимая природа есть достаточное чудо, но желая возбудить многих от беспечности среди такого зрелища, Бог совершал много дивных дел, и частных и общих, как например потоп, смешение языков, погибель Содома, события с Авраа­мом, Исааком, Иаковом, в Египте, при исходе евреев, в пустыне, в земле Палестинской, в Вавилоне, по возвращении из плена, при Маккавеях, после пришествия Христова и во время Его пришествия; также события, продолжающиеся доныне, каковы: падение Иерусалима, создание Церкви, проповедь распро­странившаяся повсюду, усилившаяся от волнений, умножившаяся от препятствий, сонмы мучеников, и все прочее. Много чудес можно видеть и в частной жизни, и в домах, и в городах. **«Милостив и щедр Господь»**. Сказав о благодеяниях Божиих, оказанных по­средством чудес и дел, о попечении об нас, пророк еще усиливает речь, объясняя, что Бог, совершивший столь мно­гие и столь великие дела спасения людей, всеми способами на­ставлявший их и руководивший к богопознанию и высокому любомудрию, устрояющий жизнь их, делает это не по долгу, – здесь действует величайшая благодать Его, – но по милости и человеколюбию, не потому, чтобы Он сам нуждался в них, но единственно по благости Своей. **//Беседы на псалмы. На псалом 110.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 4-5 **Память сотворил есть чудес своих: милостив и щедр Господь. Пищу даде боящымся его: помянет в век завет свой** **«Память сотворил есть чудес Своих».** Поелику явно совершил гибель врагов, а сие же самое творил и при предках, то скрыв под водами Египтян, то воздеянием рук Моисеевых поразив Амаликитян, и чрез Иисуса Навина сокрушив Хананеев и иные народы; то наказание врагов Пророк назвал напоминанием чудес: то есть, что истинны славныя чудеса Твои, которыя у неверных почитаются ложными, доказал Ты новым чудотворением, и напомнил нам, что совершил Ты при наших предках. **«Милостив и щедр Господь». «Пищу даде боящимся Его».** Слово //«пищу»// другие переводчики заменили словом: добычу. То и другое верно; потому что Иудеи, как на готовую добычу, устремились на богатство врагов, и принесли оттуда обильную пищу. **«Помянет в век завет Свой».** //Симмах// же перевел так: добычу дал боящимся Его, памятуя вечный завет Свой; потому что хранит незабвенную память о данных отцам обетованиях, и ради оной сообщает нам блага. ===== Прп. Нил Синайский ===== Ст. 4-5 **Память сотворил есть чудес своих: милостив и щедр Господь. Пищу даде боящымся его: помянет в век завет свой** Бог, создавший все по благости Своей, обо всем промышляет, взирая не на достоинство того, о чем промышляет, но по Своему избранию и дарует всякое благо. Посему взирающим на Него и пищу дает по милости и щедрости. И сие то значит сказанное Псалмопевцем: **«милостив и щедр Господь: пищу даде боящимся Его»** [[old:ps:110:04|(Пс. 110:4]][[old:ps:110:05|-5)]]. **//Письма на разные темы. Пресвитеру Сократу.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Память сотворил есть чудес своих: милостив и щедр Господь** **Память сотворил есть чудес своих** Выражения: вспомнил и на память привел Себе и подобные сим, пророки многократно, как мы сказали в других местах, принимают в отношении к действию Божию. Итак, Давид говорит, что Господь производит чудеса и не престает чудодействовать во всяком роде, чтобы чрез сии чудеса привлекать грубейших людей к познанию Его. Такие чудеса Он произвел во время потопа, слияния языков, сожжения Содома, во время Авраама, и во время Исаака и Иакова. Таковые совершил в Египте при исходе евреев из Египта, в пустыни, в земле обетованной, в Вавилоне и, по освобождении из Вавилона, во время Маккавеев. Таковые производил и в пришествие Христово и, по пришествии Христовом, во время Апостолов, мучеников и других святых и доныне производит таковые чудеса вообще частно, в домах, городах и, по выражению //Златословеснаго//, в каждой части мира. Слова //Аполлинария//: Христос на память приводя Себе предсказанные в древности пророками события, то, что было предсказано, исполнял самым делом. Ибо они предсказывали Божиим Духом, пророчествуя о тех чудесах, которые имели быть пропроизведены Им. Так Исаия говорит: и будут знамения и чудеса в доме Израиля [[old:is:08:18|(Ис. 8,18)]]. По словам //Феодорита//, быть может, говорит и царь Иосафат, что Бог привел Себе на память древние чудеса, бывшие при наших предках. Ибо новою и в наше время бывшею победою Он напоминал нам победу Его над египтянами посредством воды, воздвижением рук Моисеевых, поражение амаликитян и совершение других чудес и тех славных чудодействий, которые у неверных почитаются ложными, ты (говорит) сделал несомненными. **Милостив и щедр Господь** Здесь учит, что Господь, который производит вышесказанные чудеса, милостив и щедр; ибо Он творит их, потому что, будучи милостив и сострадателен к людям, желает им вечного спасения. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Память сотворил есть чудес своих: милостив и щедр Господь** Дела Его так велики и славны, что никогда не могут быть забыты во Израиле; они составляют постоянное доказательство благости Божией. **Память сотворил есть чудес** – величием чудес Он позаботился о памятовании их (**память**); по другим: и установлением известных праздников, например, Пасхи, Он позаботился о том, чтобы сохранилось воспоминание о великих Его делах. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Память сотворил есть чудес своих: милостив и щедр Господь** В жизни еврейского народа Господь творил много чудес, не только таких, которые имели для них временное значение, удовлетворяли временным потребностям, но и таких, которые служили поворотными пунктами их истории. За важностью последних событий они сделались "памятными", народ их не забудет, так как они даже увековечены в его праздниках, напр., празднике Пасхи, Пятидесятницы, Кущей и др. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4-5 **Память сотворил есть чудес Своих: милостив и щедр Господь. Пищу даде боящымся Его: помянет в век завет Свой** Господь Бог соделал так, что воспоминание, или **память**, о сотворенных Им чудесах сохранилась в древней иудейской Церкви чрез слово Его, или чрез Священное Писание, а потом, вместе с Евангелием, сделалось достоянием и всей христианской Церкви. Неисчислимое множество этих **чудес**, и все они свидетельствуют о великой **милости** Божией к роду человеческому, о том, что **милостив и щедр Господь**. По причине сей милости, Он **пищу даде боящимся Его**. Здесь, впрочем, говорится не «о пище тленной», которую Господь Бог дает не одним только боящимся Его, но всем вообще, а о той пище, о которой учит Иисус Христос в Св. Евангелии и которая питает и «//приводит человека в жизнь вечную//» [[new:in:06:27|(Ин. 6:27)]]. О том, что «//боящиеся Бога не лишатся//» не только пищи, но и вообще «//всякаго блага//», говорится и в других псалмах (напр. [[old:ps:033:10|Пс. 33:10–11]]). Слова: **помянет в век завет Свой** в переводе с еврейского читаются так: «вечно помнит завет Свой». Это значит: как хотел Бог, – и устроил, чтобы израильтяне **памятовали** о чудесах Его, которые Он соделал, при изведении их из Египта и в разные другие времена в истории сего народа, так равно и Сам обещал **помнить Завет Свой**, в который вступил Он с праотцами и патриархами сего народа, в особенности об обещанном потомству их «//семени//», чрез которое получат благословение все народы [[old:gen:22:18|(Быт. 22:18)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]