[<10>] ====== Толкования на Пс. 110:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым и: хвала его пребывает в век века** Что значить: **«начало»**? Источник, корень, основание. Сказав столь многое и столь великое о Владыке все­ленной, и исполнившись изумления, пророк присовокупляет и это, выражая, что боящийся Его исполняется всякой премудрости и становится разумным. Потом, дабы кто не подумал, что муд­рость ограничивается одним знанием, прибавляете: **«разум добр у всех, руководящихся им»**. Недостаточно одной веры, если с нею не соединена и сообразная жизнь. А как **«страх Господень – начало премудрости»**? Он удаляет от всякого порока и настав­ляет на всякую добродетель. Пророк говорит о премудрости, состоящей не в словах, но в делах. И языческие мудрецы определяют премудрость знанием вещей божеских и челове­ческих. Этому познанию научает страх Божий, истребляя по­рок, насаждая добродетель, располагая презирать настоящее и стремиться к небу. Что же мудрее такой души? Здесь (про­рок) указывает не слушателя только, но и исполнителя. **«Разум добр у всех, руководящихся им»**, т.е. для исполняющих пра­вила премудрости, для показывающих ее на деле, он есть **«разум добр»**. Говорит о разуме благом, потому что есть ра­зум и злой, как например: //«умны на зло, но добра делать не умеют»// [[old:ier:04:22|(Иер.4:22)]]. Но он требует разума, обнаруживающегося в добродетельной жизни. **«Хвала Ему пребывает в век века»**. Какая, скажи мне, хвала? Благодарение, славословие, которое за дела Его будет вечно воссылаться Ему, но прежде того приличествует самому существу Его. Бог бессмертен и Сам по Себе достоин хвалы; но Он получает хвалу и тогда, когда ты представляешь Его величие и все прочее, получает хвалу и за дела Свои, когда ты усматриваешь Его премудрость в вещах видимых. Про­рок говорит это для того, чтобы побудить к благодарности и показать, что те люди не заслуживают никакого снисхождения, которые негодуют на происходящее. В самом деле, если хвала, благодарение и славословие, принадлежит Ему столь ясно, оче­видно, несомненно, неизменно, твердо, постоянно, что она даже вечна, беспредельна и бесконечна, а они, не понимая этого, гово­рят противное, то они противоречат тому, что гораздо яснее солнца, и добровольно остаются слепыми, – потому что она не какая-нибудь временная, чтобы можно было не знать ее, не тем­ная и неизвестная, но очевидная, постоянная, вечная, всегда пребывающая и никогда не имеющая конца. **//Беседы на псалмы. На псалом 110.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым и: хвала его пребывает в век века** **«Начало премудрости страх Господень».** Посему необходимо страшиться и трепетать Его. Это – первое основание божественнаго учения. Ибо премудростию Пророк называет не искусство в слове, но познание божественнаго. Посему необходимы, для начинающих страх, а для совершенных приобретение любви. **«Разум же благ всем творящим и́».** Для совершенства недостаточно ведения; и созерцание имеет нужду в деятельности; сподобившемуся божественнаго разумения надлежит ведение украшать делами, и служить им Подателю разумения. **«Хвала Его пребывает в век века».** Кстати присовокупил Пророк и сие, научая, как любитель добродетели сам для себя извлекает из сего пользу; потому что Бог, если бы и никто не восхотел песнословить Его, имеет вечное и непрекращающееся песнопение. У Евреев, сказывают, псалом сей написан по азбуке, и составлен по порядку букв. Подобно ему составлен и следующий за ним псалом. ===== Евфимий Зигабен ===== **Начало премудрости страх Господень, разум же благ **(бывает)** всем творящим и** Страх, говорит, Господа есть источник, корень и основание мудрости: поскольку, по словам //Григория Богослова//, где страх, там соблюдение заповеди, а где соблюдение, там и очищение, там и просвещение, а где просвещение, там и исполнение желания. Тем, говорит далее, которые упражняются в мудрости и трудятся и имеют ее, дается доброе разумение и злое, почему и написано: мудры на злодеяние [[old:ier:04:22|(Иерем. 4,22)]]. Или можно разуметь и иначе, что разумение есть доброе, т. е. полезное, не только для тех, которые просто имеют его, но и для тех, которые употребляют доброе дело и слова. Слова того же //Григория//: Что значит начало? Источник, корень и основание; ибо благоговение есть как бы опора и дно для усовершенствования и, так сказать, пелены в стихия, ибо не в созерцании начинают и оканчивают страхом, но полагая в основании страх и очищаясь оным и так сказать, истончаясь, возносятся на высоту (у //Никиты//). //Феодорита//: Мудростию называют не красноpечие, но знание божественных предметов. Итак, страх свойствен начинающим, а совершенным—приобретение любви. Другой говорит, согласно с //Феодоритом//: Таким образом, страх Божий, как предначинательный, есть начало мудрости, а под мудростию здесь разумеет не состоящую в словах, но и в делах, не красноречие, но познание божественного. Так и внешние определяли мудрость, называя ее знанием божественных и человеческих вещей. A сие знание доставляет страх Божий, истребляющий зло, насаждающий добродетель и преселяющий на небо. Что же мудрее таковой души? Не достаточно, по словам //Феодорита//, для совершенства одного знания, но созерцание требует и действия, и нужно, чтобы удостоившийся божественного разумения показал знание в делах и усовершился в истинной и первой премудрости, которая не блистает словом, но и есть разумение, обнаруживаемое в делах. Ибо разумение доброе есть, говорит, у всех упражняющихся в ней, а не проповедующих о ней, т. е. у тех, которые делами обнаруживают, а не словами возвещают ее. Ибо она требует не слушателя только, но и исполнителя (у //Никиты//). //Евсевия//: Разумение тогда бывает хорошо, когда совершается делами. Потому-то не просто назвал разумением добрым, но у всех трудящихся в нем. Ибо упражняющимся в разумении, по словам //Дидима//, которое не отлично от добродетели может быть от нее польза, из которой они узнают благо ее. **Хвала Его пребывает в век века** Хвала, говорит, и славословие Христово есть вечно и бесконечно у ангелов и людей. Посему и мы должны хвалить и благодарить Его всегда. //Златословесного//: Какая хвала, скажи мне? Благодарение, прославление посредством дел. //Евсевия//: Цель у блаженных та, чтобы быть с Богом, предстоять Ему и упражняться в богословии и хвалении Его. //Дидима//: Это свойственно богословам—говорит, что хвала Его, т. е. того, о котором богословствуют, пребывает в беспредельное время. Так как хвалимый ими бессмертен, то необходимо, чтоб и хвала была бесконечна и продолжалась во все веки. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым и: хвала Его пребывает в век века** Хвала Богу, сотворившему чудеса в Своем народе и давшему ему закон будет продолжаться вечно. **Разум** и проч. – то разумение, т.е. религиозное познание, есть истинно, которое воплощается в действиях; доброе, истинное познание усвояется теми, которые живут по нем, истину Откровения испытывают в жизни. [[new:in:07:17|Ин. 7:17.]] **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым и: хвала его пребывает в век века** //Пред ним должно благоговеть, и страх Господень есть начало мудрости, проявляющейся в исполнении Его заповедей// //"Разум верный у всех, исполняющих заповеди Его".// Истинное познание Господа не у того, кто теоретически в Него верует, но кто живет согласно Его заповедей: теория и практика, вера и жизнь должны быть объединены. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым и: хвала его пребывает в век века** См. Толкование на [[old:ps:110:09#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 110:9]] [<10>]