[<10>] ====== Толкования на Пс. 111:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Сильно на земли будет семя его, род правых благословится** **Сильно на земли будет семя его.** //Семенем// называет добрые дела, которые будут иметь духовную силу на той земле кротких к восприятию ими воздаяний за соделанное. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сильно на земли будет семя его, род правых благословится** **«Семенем»** Писание часто называет не детей по естественному рождению, но детей по обще­нию в добродетели. Так и Павел, изъясняя слова: //«и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю»// [[old:gen:17:08|(Быт.17:8)]], говорит: //«ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя»// [[new:rim:09:06|(Рим.9:6, 7)]]; и еще: //«в тебе благословятся все народы»// [[new:gal:03:08|(Гал.3:8)]]. А что здесь гово­рится не об иудеях, показывает само дело. Те, которые сами были под проклятием, как могли сделаться виновниками благословения для других? Здесь говорится о Церкви, которая по общению в вере стала семенем Авраама. Таковы люди добродетельные и дети людей, боящихся Бога. **«Сильно на земле будет семя его»**. Для чего он сказал: **«на земле»**? Дабы показать, что оно таково еще прежде отшествия отсюда и прежде вкушения тамош­них благ. Добродетель, как я выше сказал, заключает награду в самой себе прежде других наград. А что человек добродетельный действительно имеет сильное семя и сам сильнее всех, это засвидетельствовали апостолы, доказали пророки. И Господь, имея в виду таких людей, говорит: //«всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне»// [[new:mf:07:24|(Мф.7:24, 25)]]. Сколько народных воз­мущений, сколько гневных действий властителей, сколько ме­чей, сколько копий, сколько стрел, сколько печей, сколько зве­риных зубов, сколько пропастей, сколько морей, сколько козней, сколько клевет, сколько происков направлено было против апостолов? И однако ничто не повредило им, но они остались выше всего, носились недосягаемо для стрел злоумышленни­ков, и самих врагов обращали в ряды свои. Подлинно, нет ничего сильнее добродетели: она тверже камня, крепче адаманта. Напротив, нет ничего ничтожнее и бессильнее порока, хотя бы он был окружен бесчисленным богатством, хотя бы имел великую внешнюю власть. Если же такова сила добродетель­ных на земле, то представь, какую силу они будут иметь на небесах. **«Род правых благословится»**. Видишь ли, как этот род сияет и имеет множество провозвестников, которые прославляют его и удивляются ему, и притом не простых людей, а мудрых? Из людей, пресмыкающихся по земле, никто не может понимать его, но особенно будут хвалить, удивляться и превозносить его те, которые имеют неиспорчен­ный разум. Представь же, как велико это приобретение, которое не лишается похвал ни от ангелов, ни от апостолов, ни от людей великих и дивных. Если таковы хвалящие этот род, то подумай и рассуди, каков должен быть он сам. **//Беседы на псалмы. На псалом 111.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Сильно на земли будет семя его, род правых благословится** **«Силно на земли будет семя Его».** Поелику жившим тогда людям казалось сие вожделенным; то обещает, что дано будет это хранящим заповеди. И Бог дал сие ради Авраама Израилю, ради Давида происшедшим от него, и ради Израиля потомкам, которые были даже и беззаконны. **«Род правых благословится».** Прилагающие попечение о наблюдении равенства и о правде пожнут плоды Божия благословения. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сильно на земли будет семя **(потомство)** его; род правых благословится.** Потомство, говорит, боящегося Господа будет на земле сильно, как укрепляемое Богом против оскорбляющих и наносящих ему вред. А потомство его суть, по словам //Исихия//, ученики и подражатели добродетели его и хранящие подобие и близость похвальной жизни его, для которых добродетели учителя их составляют как бы наследство их. Далее род правых по сердцу будет хвалим и опять не от рода развращенных, но от правомыслящих. //Златоуста//: Т. е. будет сильно и прежде отшествия от сей жизни и до получения тамошних благ, так как добродетель имеет воздаяние в самой себе прежде наград за подвиги, и тверже камня и сильнее алмаза. Или будет сильно на земле кротких к достижению заслуженных воздаяний. //Феодорита//: Поелику для здешних людей сей дар казался достожеланным, то и обещает дать его хранящим заповеди; и действительно уже дал ради Авраама Израилю, и ради Давида потомству его и ради Израиля чадам его, даже нарушителям закона. //Дидима//: Семя мужа называемого блаженным за то, что имеет страх Господень, которое сеет в благую землю - в ревностное и доброе сердце свое, сильно до такой степени, что может приносить стократный плод. Семя же злых, которые сеют в плоть и в земной навык свой, слабо; почему и пожнут от плоти тление, а семя сеющих в духе сильно, почему и пожнут в жизнь вечную. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Сильно на земли будет семя его, род правых благословится** Ему обещается влиятельное (**сильно**), благословенное потомство, постоянное счастье. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 2–3 **Сильно на земли будет семя его, род правых благословится: слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века** От блаженства души, которое принадлежит людям богобоязненным и любящим закон Божий, псалмопевец переносится мыслию к земным благам, которых удостаиваются пребывающие в страхе Божием. Первое благополучие, которого удостаивается человек, боящийся Бога и исполняющий закон Божий, состоит в многочадии: **Сильно** (т.е. многочисленно) **на земли будет семя его, род правых благословится**, то есть по благословению Божию, род праведных людей умножается и благоденствует. И мы видим немало примеров такого благословения Божия не только в священной истории, но и в жизни вообще всех людей. Угодил Авраам Богу, и не только ближайшие, а и самые отдаленные потомки его благоденствовали под осенением почившего на предке их благословения Божия. Стяжал благоволение Божие праведный Давид, – и потомки его восседали преемственно на престоле его, как было обещано ему Богом. Лишился благословения Божия нечестивый Саул, и царственные потомки его скитались нищими, и самый род его пресекся в непродолжительное время. Так велико и важно, так благонадежно и прочно для самого земного благополучия благословение Божие, почивающее на людях благочестивых и праведных. **Род правых благословится**. Кто без порока живет в правде, тот живет трудолюбиво, умеренно и воздержно. **Слава и богатство в дому его**; а если он и не имеет большого богатства, зато имеет довольство во всем и честное имя, и, вместе с тем, он не имеет ни излишних, изысканных нужд, ни разнообразных, изобретенных праздностию, потребностей, ни безграничных, ничем неудовлетворяемых желаний, а довольствуется тем, что посылает и чем благословляет его Господь Бог. Значит, он доволен своим состоянием, а если доволен, то и счастлив, блажен. Ибо истинное счастие человека не вне его, а внутри, в его сердце: «//Царствие Божие внутрь вас есть//» [[new:lk:17:21|(Лк. 17:21)]], говорит Христос, Спаситель наш. Он же поэтому научает нас «искать», как самого главного в жизни, «//Царствия Божия и правды его//», и помнит, что все остальное, потребное в жизни временной, «//приложится нам//» [[new:lk:06:33|(Мф. 6:33)]]. **Род правых**, о котором говорит здесь псалмопевец, знает и помнит все это, ищет Царствия Божия и правды Его, **и правда Его пребывает в век века**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]