[<10>] ====== Толкования на Пс. 111:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века** **Слава и богатство в дому его.** О славе и богатстве разумей, что они не какие-либо преходящие, потому что у святых не встречается ничего подобного **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века** От чувственного пророк снова переходит к духовному, потому что Писание часто назы­вает богатством добрые дела, напр., когда говорит: //«чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами»// [[new:1tim:06:18|(1Тим.6:18)]]. Это и есть истинное богатство; а всякое другое носит только название богат­ства, но на самом деле не таково. Впрочем, если кто будет разуметь здесь и вещественное богатство, не отступит от смысла речи. Кто был и по иму­ществу богаче апостолов, к которым все текло как бы из источников? //«Все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов»// [[new:act:04:34|(Деян.4:34, 35)]]. Видишь ли обилие богатства? Они владели имуществом всех, не имея заботы об нем, и были распорядителями его гораздо более, нежели сами владельцы. Владельцы отказывались от владения и приносили свое имущество к апостолам, сами при­нимая на себя продажу его и приобретение денег, а распоряжение ими предоставляя во власть апостолов. Потому Павел и говорит: //«мы нищи, но многих обогащаем»// [[new:2kor:06:10|(2Кор.6:10)]]. И удивительно то, что, находясь среди такого богатства, они оста­лись выше богатства, потому что обилие богатства не овладело ими. Это особенно и есть богатство, чтобы не нуждаться в богат­стве. **«Слава и богатство – в доме его»**. Здесь больше не требуется объяснений. Они имели славу от Бога, и она следовала за ними, по слову божественному: //«ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам»// [[new:mf:06:33|(Мф.6:33)]]. Кто славнее их? Их принимали, как ангелов Божиих, приносили имущество и полагали к ногам их; они были даже знаменитее носивших диадему. Какой царь шествовал с такою славою, с какою Павел приводил всех в изумление, везде проповедуя, разрешая узы смерти, про­гоняя болезни, обращая в бегство бесов и даже посредством одежд своих совершая такие дела? Он делал землю небом и руководил всех к добродетели. Если же так бывает на земле, представь, какой славы удостоятся добродетельные на небесах. Что значит: **«в доме его»**? Значит: с ним. Внешнее же богатство находится не с тем, кто владеет им, потому что оно находится не в безо­пасности, но в руках клеветников, льстецов, властителей, слуг; потому владеющий им и разбрасывает его повсюду, не надеясь всецело удержать его дома; для того и приставляются к нему стражи и хранители, хотя это нисколько не помогает, так как оно и при всем том может убежать. **«И правда его пребывает в век века»**. Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: //«и мило­сердие его пребывает в век века»// (έλεημοσύνη). Здесь пророк говорит или о добродетели вообще, или о добродетели, противоположной не­справедливости, или, как выражено у другого переводчика, разумеет человеколюбие, милосердие. Действительно, такова сила милосердия: оно бессмертно, нетленно и никогда не может по­гибнуть. Все дела человеческие разрушаются, а плод мило­сердия остается всегда неувядающим, не подлежащим никакой перемене обстоятельств. Хотя тело человека разрушится, но милосердие не погибнет вместе с жизнью, а пойдет пригото­вить ему обители, о которых говорит Христос: //«в доме Отца Моего обителей много»// [[new:in:14:02|(Ин.14:2)]]. Таким образом оно пре­восходит все человеческое и своим постоянством и неизменяемостью, которых не имеет ничто житейское. Укажешь ли на красоту? Она увядает от болезни и истребляется старостью. Укажешь ли на власть? Она часто изменяется. Или на богатство, или что-нибудь другое, славное и знаменитое в настоящей жизни? Оно или покидает людей при жизни, или по смерти оставляет их нагими и ничего не имеющими. Не таков плод милосердия: он не истребляется временем, не разрушается смертью, но тогда особенно и становится обезопасенным, когда достигает этой безмятежной пристани. **//Беседы на псалмы. На псалом 111.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века** **«Слава и богатство в дому его».** И сие обетование дает как еще несовершенным, неспособным постигнуть совершенное. А совершенных Владыка Христос учит противному, говоря: //«не стяжите злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших, ни пиры в путь, ни сапог, ни жезла»// ([[new:mf:10:09|Мф.10:9–10]]): и еще: //«иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик»// ([[new:lk:14:33|Лк.14:33]]); и: //«аще хощеши совершен быти, продаждь имение Твое, и даждь нищим»// ([[new:mf:19:21|Мф.19:21]]). Впрочем, узаконяя последнее, несовершенным и обещает и дает первое: так Соломону приложил и славу и богатство; так сынам израилевым даровал богатство Египтян. **«И правда его пребывает в век века;»** потому что Бог всяческих имеет не забывчивую память, и славу Свою хранит приснопамятною. ===== Евфимий Зигабен ===== **Слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века** Слава, говорит, и богатство от Бога, состоящие в добрых делах, находятся в доме того человека, который, по //Златоусту//, боится Бога. Или слава дастся ему теми людьми, которые чтят добродетель его; и богатство также, состоящее в обогащении теми благами, которые он приобретет; так как он и их получит, когда захочет за ту верность и то упование, которые имеет к Богу. Притом и правда его, т. е. оправдывающая добродетель, пребудет нетленною в жизнь вечную, сопровождая его туда по смерти. Слова //Златоуста//: Писание обыкновенно называет богатством то, которое состоит в добрых делах. Так оно советует богатеть добрыми делами; также: мир ли, или жизнь, или настоящее, или будущее—все ваше. Видишь ли великое богатство? Это истинное богатство; напротив, другое богатство есть только пустое имя богатства, не имеющее ничего действительного. В сем отношении что может быть богаче апостолов, у которых все текло, как из источников и которых богатство, состоящее в деньгах, не занимало? Это-то—не нуждаться в богатстве и есть действительно богатство. Они имели славу—славу от Бога, которая также соединена была с обетованием и давалась, в добавок. Другой же изъяснитель вместо: правда, и проч., употребил: милостыня его—пребывает во век. Ибо таково действие и сила милостыни, по //Златоусту//—бессмертие и нетление и то, что она не может истребиться. Человеческое все уносится (временем); а плод милостыни - правды человека, который посему и называется правдою, пребывает непрерывно бессмертным, не умаляясь ни от каких бедственных случаев, но сопровождает и в будущий век, или лучше, предупреждает и приготовляет обители. //Афанасия//: И слава, говорит, и богатство (боящихся Бога) не должны быть поставляемы в числе скоропреходящих; ибо они не таковы у святых. //Феодорита//: И сии обещания дает им, как таким, которые еще не совершенны и слышать о совершенных предметах не в состоянии. Ибо совершенных Владыка Христос учит противному, когда говорит: не берите с собою ни золота, ни меди в поясы ваши, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни сапогов, ни жезла; и еще: кто не отречется от всего, что имеет, не может быть учеником Моим. Таким образом, Он и Соломону приложил славу и богатство; так и сынам Израиля даровал богатство Египтян. //Дидима//: Сие ты можешь понять, когда услышишь Павла говорящего: будучи нищи, но многих обогащая, ничего не имея, а всем обладая. Кто же может быть богаче наследника Божия и сонаследника Христова? ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **слава и богатство в дому Его, и правда Его пребывает в век века** **Правда пребывает**, его праведность продолжается вечно в своих счастливых временных последствиях, простирающихся на детей и внуков, она имеет значение и на вечность. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века** //"Правда его пребывает во век"// - или в том смысле, что за праведность предка обильно награждаются и его потомки, т. е. милость Господа обильна и продолжительна, или в том, что праведность награждается вечным блаженством и за гробом. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века** См. Толкование на [[old:ps:111:02#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 111:2]] [<10>]