[<10>] ====== Толкования на Пс. 111:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **В память вечную будет праведник** Смотри, как не только во время жизни, но и по смерти праведник поучает и наставляет многих. Как же он может при жизни испытывать что-нибудь злое, когда и по смерти он делается для других наставником благодушия? Дабы люди самые неверные убедились, что плод его пребывает бессмертным на небесах, представляется опыт этого еще здесь, тогда как тело его зарывается и предается земле, память о нем носится повсюду. Такова сила добродетели: она не уступает времени, не увядает с течением дней. Впрочем, это делается для спасе­ния людей порочных. Сами праведники не нуждаются в похва­лах от людей; а живущие порочно имеют нужду в похва­лах праведникам, чтобы они, слыша похвалы, воздаваемые другим, делались ревностнее и когда-нибудь отстали от поро­ков. Где те, которые строят драгоценные гробницы и воздви­гают великолепные здания? Пусть они выслушают, что делает память вечною, – не каменные здания, не ограды и башни, а совершение добрых дел. Это говорит пророк для людей, крайне неверующих и не заботящихся о будущем, чтобы отклонить их от настоящего и видимого и направить к бу­дущему; а с другой стороны показывает, что добродетель, как я часто говорил, прежде других наград заключает на­граду в самой себе. **//Беседы на псалмы. На псалом 111.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В память вечную будет праведник** Таковый будет славен, всеми восхваляем, и оставит по себе приснопамятную славу. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 6-7 **В память вечную будет праведник. От слуха зла не убоится** Праведный, говорит, и милостивый будет воспоминаем людьми за добродетели свои, не только при жизни, но и по смерти его. И такой милостивый и праведный не убоится страшной, вести, или молвы; по //Златоусту//, и здесь не сказал, что не услышит страшного известия, но что не убоится сей вести; потому что препроводил богатство свое в недоступное для татей место, т. е. на небо посредством милостыни, куда и сам тщится пойти по смерти; так как, по уверению Господа, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше [[new:mf:06:21|(Матф. 6,21)]]. Посему-то праведник и милостивый не убоится и тех, которые убивают только тело, а душу убить не могут. Слова //Феодорита//: Славен, говорит, будет таковой и знаменит у всех, и достигнет приснопамятной славы, так что будут воспоминать его за добродетель, не только при жизни, но и по смерти его. При семь скажем с //Златоустом//: как он в жизни подвергнется какому-нибудь злу, когда и по кончине он сделается для других наставником благорасположенности? Чтобы и самые неверные знали, что плод его бессмертен на небесах, Бог еще здесь дает свидетельство сему. Ибо и по погребении и предании земле—тела его, память о нем носится везде: потому что такова сила добродетели; она не проходит со временем, не увядает от множества дней. А это служит во спасение многих: он не связывается похвалою других; a те, которые живут в пороке, связываются похвалами о нем, так что чрез похвалу произведенным ими подвигам, они делаются лучшими и могут некогда освободиться от порочности. //Исихий//: Поелику памяти о богачах здешних, или царях, или и другим образом сделавшихся в сей жизни знаменитыми бывают временны, то посему он показывает, что память праведных не такова. //Пахимер// в замечаниях на Дионисия Ареопагита говорит: Итак, мы не только творим памяти о святых, но и приносим их Богу на память. А то, что говорится у пророков, что они вспоминаются пред Господом, должно понимать не так, что будто память Божия возобновляется в воображении памяти, что случается с умными существами, связанными с телом, т. е. с нами, но памятью Божиею прилично называется знание Божие, по которому Бог знает, что совершенные чрез добродетельную жизнь сделались в Нем богоподобными и удостоились незабвенного знания о них. Слова //Афанасия//: Страх наказываемых не имеет никакого отношения ко святым. //Исихия//: Станешь ли говорить о смерти, или о родственниках, или о детях, или угрожать лишением имущества, милостивый, говорит, не убоится ничего из упомянутых вещей. О сем может засвидетельствовать и Иов, который на все случившееся с ним сказал: нагим вышел я из чрева матери моей, нагим и отойду. ===== Лопухин А.П. ===== **В память вечную будет праведник** Истинный праведник никогда не отступает от начал своей жизни, он "непоколебим" во весь век, во всю продолжительность своей жизни. Он будет //"в вечной памяти"// - память о нем сохранится в потомстве и истории. Можно здесь видеть, как и в [[old:ps:111:03|3 ст.]], указание на вечную близость с Богом, т. е. на вечную жизнь и загробную награду. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 6–8 **В память вечную будет праведник. От слуха зла не убоится: готово сердце его уповати на Господа: утвердися сердце его, не убоится, Дóндеже воззрит на враги своя** Еще одно заслуженное достоинство, или высокое свойство души, указывает псалмопевец в лице человека праведного. По своим славным и честным деяниям праведник, говорит он, всегда будет жить **в памяти** людей. И не только **в память вечную будет** он у людей смертных, но имя его впишется в книгу животную, из которой во веки не изгладится, и таким образом память его будет благословенна и пред Богом, и пред ангелами, и пред всем сонмом святых, так что **не убоится** он ни клевет, ни поношений злых людей (**от слуха зла не убоится**). И что всего важнее, ему не страшно будет и то ужасное изречение праведного Судии: «//идите от Меня, проклятии, во огнь вечный//» [[new:mf:25:41|(Мф. 25:41)]]. Стих [[old:ps:111:07|7]], по переводу с еврейского, читается так: «Не боится злого слуха; сердце его твердо, надеется на Господа». По словам св. Иоанна Златоуста, смысл этих слов следующий: «ничто не устрашает и не колеблет его и не привязывает к настоящему, но он весь всецело устремлен к Богу, пребывает в надежде, постоянно утвержден на уповании, и ничем настоящим не расслабляется и не развлекается» [5, с. 318]. Сверх того, высокое преимущество праведника заключается в особом покровительстве Божием, которому он вполне вверяет судьбу свою всегдашним упованием своим на Бога: **готово сердце его уповати на Господа**, и в этом уповании оно так твердо пребывает (**утвердися сердце его**), что не представляется опасности отпасть от него: «он не убоится, когда посмотрит на врагов своих» (по переводу с еврейского), – не убоится и тогда, когда увидит их побежденных и поверженных». поелику, по словам блж. Феодорита, – сердце праведника утверждено в уповании на Бога, то он не только не боится неприязненных (по Иоанну Златоусту – злых духов), но, по надежде на Бога, ожидает их низложения» [6, с. 547]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]