[<10>] ====== Толкования на Пс. 111:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века: рог его вознесется в славе** **Расточи, даде убогим.** Под //убогими// разумей и здесь имеющих нужду в Божественном слове, т. е. язычников. Апостолы же, подобно земледелателям, посеяли мысленное слово. Ничто не препятствует понимать это и в историческом смысле. **Правда Его пребывает в век** и проч., т. е. правда Преподавшего евангельское слово. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века: рог его вознесется в славе** Так как пророк упомянул о милосердии, общительности и сострадательности, а между тем есть много степеней милосердия, – один подает меньше, другой больше, – то посмотрим, кого он называет ми­лосердым: того ли, кто подает от избытка, или того, кто от­дает все, что у него есть? Очевидно того, кто отдает все, кто не щадит при этом ничего. Того же требует и Павел, когда говорит: //«кто сеет щедро, тот щедро и пожнет»// [[new:2kor:09:06|(2Кор.9:6)]]. Заметь, какие превосходные выражения употребляет про­рок. Не сказал: подал, или: разделил, но: **«расточил»**, выражая и щедрость подающего, и уподобляя дело его сеянию. Действи­тельно, так поступают сеющие, – они расточают то, что имеют и отдают видимое, чтобы получить будущее. Это лучше собира­ния богатства; расточать таким образом гораздо лучше, не­жели собирать. Расточается имущество, а собирается праведность; расточается непостоянное, а приобретается постоянное. Подоб­ным образом поступают и земледельцы; но они действуют не наверное, потому что от них принимает земля, а ты пола­гаешь в руку Божию, откуда ничто не может погибнуть. Итак, когда ты смотришь на красивое золото и колеблешься отдать его, то вспомни о сеющих, вспомни о дающих взаймы, вспо­мни о торгующих, которые начинают с издержек и трат, и притом каждый из них вверяет свое имущество неизвест­ности, потому что и волны, и недра земли, и расписки должни­ков – все это неверно. Дающие взаймы часто теряли и сам капитал; а кто трудится для неба, тот не боится ничего по­добного, но может быть уверен в целости и капитала, и про­центов, если только можно назвать процентами приращение, которое гораздо больше самого капитала. Здесь капитал – иму­щество, а приращение – царство небесное. Видишь ли достоинство этого займа, приносящего проценты гораздо больше капитала? Это ты получишь в будущем, а в настоящем будешь на­слаждаться совершенным спокойствием, не будешь подвер­гаться козням, охладишь страсти клеветников и завистни­ков, проведешь всю жизнь в покое, не изнуряясь заботами о настоящем, но окрыляясь надеждою будущего. **«Мощь его вознесется во славе»**. Чего особенно желают люди, то он часто и поставляет на вид, т.е. известность, знаменитость, которую до­бродетельные и там наследуют, и здесь получат в вели­ком обилии, потому что никто не бывает столь знаменит и славен, как человек милосердый. **//Беседы на псалмы. На псалом 111.//** ---- **«Расточи**, – сказано, – **даде убогим, правда его пребывает во век»**. Так-то бывает с богатством: когда его расточаешь, оно тем вернее сохраняется; когда же удерживаешь и запираешь, губит даже своих обладателей. **«Расточи**, – сказано, – **даде убогим»**, послушай, что следует и далее: **«правда его пребывает во век»**. Он в один день **«расточил»** богатство, а **«правда его пребывает»** во все веки, и бессмертною соделывает память о нем. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 30.//** ---- Вот удивительное расточение? Роздал в короткое время и правда его пребывает в нескончаемые веки. Может ли быть что-нибудь блаженнее этого? Итак, умоляю, будем приобретать себе праведность милостынею, чтобы и о нас достойно могло быть сказано: они расточили, дали убогим – и правда их пребывает во век века. Поелику сказано: **«расточи, даде»**, то, чтобы ты не подумал, будто расточенное погибает, тотчас и прибавлено: **«правда его пребывает в век века»**, – то есть, после расточения временных сокровищ, остается правда нерасточимая, простирающаяся на всю вечность и никогда не оканчивающаяся. **//Беседы на книгу Бытия. Беседа 55.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века: рог его вознесется в славе** **«Расточи, даде убогим: правда его пребывает в век века».** В каждом из сих речений предлагается желающим учение добродетели. Говорит же Пророк, что украшающийся благоговением и страхом Божиим не просто оказывает милость нуждающимся, но делает сие с великою щедростию, и подражает тем, которые не щадя сеют и расточают семена в надежде собрать рукояти. Ибо подобно сему и он ожидает приобретений правды. **«Рог его вознесется в славе».** Рогом называет Пророк крепость, взяв образ от животных, которые вооружены рогами, и ими отражают нападающих. Посему сказует, что стяжавший богатство добродетели будет и силен и знаменит. ===== Евфимий Зигабен ===== **Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века: рог его вознесется в славе** **Расточи, даде убогим, правда его пребывает во век века** Милостивый, говорит, и праведный рассеял имение свое на нищих, где речением: рассеял, по //Златоусту//, выразил щедрое даяние милостыни и богатое воздаяние, какое милостыня доставляет милостивому; ибо наименовал ее семенем, рождающим сторичный плод; так как сеятели сеют на ниве семя; почему и правда милостивого, т. е. воздаяние и награда его должна пребывать всегда и быть вечною. Давид повторяешь то же для утверждения слов своих. Или правдою отдельно называет здесь доставляемую милостынею добродетель, оправдывающую милостивого. //Златословесного//: Смотри, как превосходны и самые выражения у пророка; ибо не сказал: дал, или разделил, но: рассеял, чем показывает в одно и то же время и изобилие дающего и называет вещь сию семенем; так как это действие принадлежит сеятелям. Они сеют запасы свои и раздают видимое, чтобы получить будущее, что лучше собирания и такое сеяние гораздо лучше собрания: рассевается имение, а собирается праведность. Это делают и земледельцы; но они на неизвестное, так как земля принимает от них (семена). А ты в руки Божии, где ничто не может пропасть. Ибо кто на подобие земли возделывает небо, тот может быть благонадежен, как в рассуждении капитала, так и в рассуждении роста на оный, если только таковой можно назвать ростом, а не превышающим много и самый капитал,—так как капитал составляют деньги, а рост—царство небесное. Видишь ли, какого свойства сие даяние в долг? Что может быть удивительнее сего? Собираемое погибает, а расточаемое пребывает. //Великого Василия//: Весьма странно то, о чем имею сказать, но всего вернее. Ибо богатство, будучи удерживаемо, погибает, а расточаемое тем способом, какой заповедует Христос, не только сберегается в целости, но и воздается сторицею и великим приращением. Это показывает и Апостол: кто сеет щедро, для того щедра и жатва. //Феодорита//: Кто украшается страхом Божиим, тот не просто подает милостыню требующим, но и с великою щедростью это делает и подражает тем, которые сеют не скупо семена и сыплют в надежде на снопы. //Исихий// принимает это в высшем значении: под нищими здесь можешь разуметь алчущих Божия слова, т. е. те народы, у которых Апостолы на подобие земледельцев сеяли умственное слово. **Рог его вознесется в славе** Честь, говорит, праведника и милостивого возвысится. А что значит рог, о том мы сказали ясно в [[old:ps:088:25|25]]-м ст. 88-го псалма, изъясняя слова: и именем моим вознесется рог его. Слова //Исихия//: Рог у праведных есть упование на Бога, с которым мы выходя поражаем врагов. Он и мне высок, но для многих неизвестен. Итак, он возносится во славе, т. е. в будущем веке, когда откроется, какое он имеет величие и славу. //Дидима//: Рогом называет Бога, ибо все праведники, надеясь на Него, говорят: Тобою врагов наших избодем рогами, так и тот, кто называется блаженным, победив врагов своих Господом, имеет рог свой, которым низложил возвышающихся. //Феодорит//: Рогом называет силу по подобию тех животных, которые вооружены рогами и ими защищающихся от нападающих на них. Итак, он говорит, что кто имеет богатство добродетели, тот будет силен и знаменит. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века: рог его вознесется в славе** **Рог** – власть; она возрастает, вырабатывается в борьбе с врагами и одолевает их, блистательно (**в славе**) побеждает их. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века: рог его вознесется в славе** //"Он расточил"// - обильно помогал всем нуждающимся. - //"Рог его вознесется"// - его духовное величие, его нравственная сила будет вознесена, непременно будет награждена. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 9-10 **Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века: рог его вознесется в славе. Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает: желание грешника погибнет** В этих последних стихах псалмопевец указывает еще на некоторые свойства праведного мужа, именно, на его щедрость и милосердие к нищим и убогим. Последним он не просто благотворит, или раздает милостыню, а расточает, то есть, щедро осыпает их милостынями. **Расточити** значит: (греч., лат. dispergere) «раскидывать, рассеивать, рассыпать». По заповеди Христовой (хотя во время написания псалма неизвестной), он не скрывал себе сокровищ на земле [[new:mf:06:19|(Мф. 6:19)]], а, заботясь о нищих и **убогих**, старался о том, чтобы они не терпели никакой скудости и недостатка, и тогда **правда его**, или праведность, превосшедшая праведность фарисейскую и **пребывающая во век века**, поставила его «//великим в Царстве Небесном//» [[new:mf:05:19|(Мф. 5:19)]] и **вознесла рог его в чести и славе**: не только великая награда уготована ему в будущей жизни, но и в этой жизни умножатся сила и слава его. **Рог** в Св. Писании употребляется в значении силы, спасительной крепости [[new:lk:01:69|(Лк. 1:69]]; [[old:ps:131:17|Пс. 131:17)]]. Таким образом, люди, обильно подающие милостыню, не только не беднеют, а еще увеличивают свое богатство, а вместе с тем и силу, и славу, примеров чего весьма много имеется в Св. Писании (см. книги Иова, Товита) и в жизнеописаниях святых. А **грешник, взирая** на добрые дела праведного и на преуспевающее благополучие его, мучится завистию и злобою, исполняется гневом (**прогневается**), и от сего гнева и зависти **поскрежещет зубами своими**, обнаруживая тем досаду и печаль в сердце своем, и **растает**, т.е. вся его злоба обращается в ничто: **желание грешника**, то есть его благожелательство, погибнет. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]