[<10>] ====== Толкования на Пс. 111:10 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Грешник узрит и прогневается зубы своими поскрежещет и растает: желание грешника погибнет** **Грешник узрит и прогневается.** Грешником называет диавола, который негодует, видя спасаемых язычников, как жаждавший погибели всех. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Грешник узрит и прогневается зубы своими поскрежещет и растает: желание грешника погибнет** Такова добродетель: она тягостна и невыносима для порока. Как огонь сжигает терние, так и человеколюбие раздражает людей бесчеловечных и жестоких, потому что оно служит обличением и укоризною их нечестия. Посмотри, как грешник, истаивая от гнева, не осмеливается произ­носить укоризну и прямо смотреть на светлое лицо добродетели; он истаивает в душе, выражает досаду зубами, но не смеет произнести ни слова, а только истаивает и терзается. Таков порок: хотя бы он достиг самого скипетра, хотя бы стоял близ облеченных в диадему, он всего презрен­нее и боязливее; он подобен буре, смятению и волнующемуся морю, хотя бы облечен был безмерною властью. А добродетель напротив, хотя бы впала в крайнюю бедность, хотя бы заключена была в темницу, бывает славнее царей, наслаждается великим спокойствием, находится в тихой и безмятежной пристани, не только ничего не терпит от порочных, но и молча может отмщать им и призывать строгий суд на их нечестие. Что мо­жет быть несчастнее человека, живущего порочно, который, кроме того, что раболепствует имуществу, еще оскорбляется достоинствами других, славу других считает собственным наказанием, призывает суд сам на себя, терзается своею совестью, мучится в своей душе, становится палачом для самого себя? Видишь ли превосходную силу добродетели? Видишь ли бессилие и жалкое состояние порока? И не в этом только со­стоит его несчастие, но и во многом другом, на что указывает и пророк, продолжая: **«желание грешника погибнет»**. Что зна­чит: **«желание грешника погибнет»**? Значит: никогда не бы­вает постоянным. Так как предметы его желаний столь не­постоянны и скоропреходящи, то сообразно с тем и сами желания изменяются, прекращаются и не имеют никакого корня. Если же таково состояние грешника здесь, то представь, каково оно будет в веке будущем. **//Беседы на псалмы. На псалом 111.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает. Желание грешника погибнет** Вознамерившиеся жить порочно, видя прославление праведных, будут истаевать от зависти, и составлять убийственные замыслы, но не достигнут замышляемаго, и не удовлетворят пожелания; потому что оно несправедливо и крайне богоненавистно. ===== Евфимий Зигабен ===== **Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет, и растает: желание грешника погибнет** Злой, говорит, и немилосердый человек, или диавол, видя, что милостивый оказывает милости нищим, будет гневаться, почитая изобличением его бесчеловечия человеколюбие милостивого. Ибо такое дело, по //Златоусту//, есть добродетель, т. е. она тягостна и противна всякому пороку; почему немилосердный человек будет скрежетать зубами своими против милосердого или милостивого, обнаруживая скрежетанием зубов досаду и печаль в сердце своем. Но он не посмеет ничего сказать против него. Потому что добродетель милостивого заграждает уста его; почему немилосердный истает весь от скорби о подвигах и добродетелях милостивого, и, будучи снедаем завистью, сделается убийцею самого себя. Но желание его погибнет; ибо как желание его, по //Златоусту//, относится к тленным и земным вещам; то посему с тлением и погибелью оных тлеет и погибает желание немилосердного. Некоторые относят слова: «воссиял во тьме свет правым» к богобоязненному человеку, которого Давид в начале псалма назвал блаженным, а не к Богу, так что милостивый просветит омраченные души непокорных и небогобоязненных; а равно и следующие стихи относят к нему же, т. е. что милостивый оказывает милость и щедрость и судит праведно. Слова //Афанасия//: Грешником называет диавола, который, как жаждавший по гибели всех, будет негодовать на спасение народов. //Исихий// и //Севир// под грешником разумеют также диавола. Ибо диавол скрежещет зубами: ему свойственно скрежетать подобно неукротимому льву. Но и он, истает от огня геенского, на который он предопределен, где и скрежет зубов, как говорит Господь. //Евсевий// грешниками называет иудеев и неверных язычников, из которых первые скрежещут но причини успеха верующих язычников, а вторые - неверные, потому что от них перешли к богоугодной жизни верные. //Златословесного//: Таково злонравие; хотя бы оно достигло самых скипетров, пред всеми ничтожно и робко. Оно некоторым образом уподобляется шуму и волнению морскому. Ибо что может быть несчастнее живущего во зле? Когда он сверх того, что порабощает себя имуществу, он тает и от подвигов других, и славу других почитает своим наказанием? Что же значит: желание грешника погибнет? Нигде не остановится. А если таково состояние грешника в сей жизни, то подумай, каково будет в будущей. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Грешник узрит и прогневается зубы своими поскрежещет и растает: желание грешника погибнет** Между тем как праведнику так все благоприятствует за его милосердие и добродетель, нечестивец, пожираемый завистью и гневом, увидит все свои планы неудавшимися. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Грешник узрит и прогневается зубы своими поскрежещет и растает: желание грешника погибнет** //"Желание нечестивых погибнет"// - стремление нечестивых своими происками повредить праведнику не удастся. Описанный здесь праведник очень подходит к Неемии с его широкой просветительной деятельностью среди возвратившихся из плена евреев, с его благотворительностью, прямотою и теми интригами, которые велись против него при персидском дворе. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Грешник узрит и прогневается зубы своими поскрежещет и растает: желание грешника погибнет** См. Толкование на [[old:ps:111:09#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 111:9]] [<10>]