[<10>] ====== Толкования на Пс. 112:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Псалом. Аллилуия** //Содержание:// В этом псалме научается народ новый непрестанно возносить песнопение Избавителю, а также изображается и призвание всех народов. **Хвалите отроцы Господа, хвалите имя Господне.** Народу новому преподается учение, что, хотя вознесся Господь наш и пребывает одесную Отца, однако же, и по вознесении Господнем, вся земля исполнена посещения Его и ощущает оное. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне** В Писании часто говорится об этой хвале, потому что она немаловажное дело, но составляет некоторую жертву и приношение, угодное Богу. //«Жертва хвалы, говорит Псалмопе­вец, прославит Меня»// [[old:ps:049:23|(Пс.49:23)]], и еще: //«восхвалю имя Бога моего песнею, возвеличу Его хвалением. И (это) будет угодно Богу более, нежели юный телец, с подрастающими рогами и копытами»// [[old:ps:068:31|(Пс.68:31, 32)]]. И во многих местах священные книги заповедуют хвалу, и спа­саемые приносят ее вместо великой благодарности. Но какую, скажешь, трудность она заключает в себе? Для кого даже из людей самых обыкновенных не легко совершать ее – хвалить Бога? Если рассмотришь внимательно, то увидишь и труд этого дела, и пользу от него. Во-первых, такое песнопение требуется от праведных; человеку нужно наперед исправить свою жизнь, и тогда возносить песнопения Богу, потому что //«неприятна похвала в устах грешника»// [[old:prsir:15:09|(Сир.15:9)]]. Во-вторых, должно хва­лить не только словами, но и делами, и Бог желает особенно такой хвалы, такой славы: //«так да светит свет ваш//, говорит Он,// пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»// [[new:mf:06:16|(Мф.5:16)]]. Так славят Его херувимы. Потому и пророк, услышав таинственную песнь, в сокрушении сказал: //«и сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами»// [[old:is:06:05|(Ис.6:5)]]. Потому и Псалмопевец, заповедуя возносить хвалы, начинает с вышних сил и говорит: //«хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних (селениях)»// [[old:ps:148:01|(Пс.148:1)]]. Следовательно, нужно быть ангелом, и тогда хвалить Бога. Не будем же счи­тать эту хвалу делом маловажным, но прежде уст пусть воз­носит ее жизнь наша, и прежде языка пусть взывает наше поведение. Тогда и молча мы можем хвалить Бога, и взывая будем совершать стройную песнь жизнью. Впрочем, не только этому научает нас псалом, но и тому, чтобы всем быть в согласии и составлять совокупный хор. Здесь говорится не одному, или двум, но целому народу. Как Христос, приводя нас к согласию и любви, заповедал совершать общую мо­литву, и от всей Церкви, как бы от одного лица, говорит: //«Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь»// [[new:mf:06:09|(Мф.6:9–13)]], упо­требляя постоянно множественное число и повелевая каждому, хотя бы он молился один, хотя бы вместе с другими, мо­литься и за братьев, так и пророк призывает всех во­обще к согласию в молитве и говорит: **«хвалите имя Господне»**. Что значит это прибавление имени? Оно особенно выражает расположение говорящего; но указывает и на нечто другое. На что же именно? На то, чтобы имя Его прославлялось чрез нас, чтобы оно было явно хвалимым и посредством нашей жизни. Оно достохвально по самому существу своему; но Бог хочет, чтобы и в нашем образе жизни сияла эта похвала. **//Беседы на псалмы. На псалом 112.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Аллилуия** Другая песнь, написанная также нам на пользу, и возбуждающая людей к песнопению Благодетеля. Ст. 1-2 **Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне. Буди имя Господне благословено отныне и до века** **«Хвалите отроцы Господа».** Отроками называет здесь Пророк не юных, как предполагали иные, но рабов. Ибо так перевели и //Акила//, и //Симмах//, и //Феодотион//; да и в еврейском сказано: //«авди»//; а тоже и у сирскаго переводчика. И слово: //«хвалите»// в еврейском читается: //«аллилуия»//: откуда явствует, что //«аллилуия»// толкуется: //«хвалите Господа»//. **«Хвалите имя Господне». «Буди имя Господне благословенно отныне и до века».** Вам, как рабам и получившим бытие от Бога, говорит Пророк, надлежит песнословить имя Его, хотя не знаете естества; потому что имеет безначальное и вечное благословение и благохваление. Сие означают слова: //«от века и до века»//. Должны же и мы возносить Ему, как Творцу, благодарственную песнь. ===== Евфимий Зигабен ===== **Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне** Отроками здесь, по //Феодориту//, называет рабов; потому что и в [[old:ps:134:01|134]]-м псалме говорит: хвалите имя Господне, хвалите рабы Господа, очевидно тех самых, которых здесь называет отроками, там назвал рабами. А некоторые под отроками разумеют незлобивых и невинных, или учеников Христовых и учеников апостольских. Хвалите, говорит, Господа и прославляйте Его не словами только, но и делами: так, говорит, да светит свет ваш пред человеками, чтоб они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего небесного [[new:mf:05:16|(Матф. 5,16)]]. //Златословесного//: Должно во 1-х исправить жизнь и тогда петь песни Богу: ибо не красна похвала в устах грешника [[old:prsir:15:09|(Сир. 15,9)]]; во 2-х хвалить можно, но не только словами, но и делами. И такой-то хвалы особенно и требует Бог, так хвалят и херувимы. Потому-то пророк, слыша оное таинственное песнопение, называет себя несчастным: увы мне, ибо будучи человек, и имея нечистые уста, среди народа имеющего нечистые уста я живу. Потому-то и Давид начинает с горних сил, говоря: хвалите Господа с небес, хвалите Его все ангелы Его. Посему надобно сделаться ангелами и тогда хвалить. Итак, мы не должны смотреть на сию хвалу просто; но прежде уст жизнь должна издавать голос за нас и прежде языка должно говорит громко отвращение наше к земле. Таким образом, и молча можем хвалить Господа; так и произнося слова согласные с жизнью, мы произведем песнопение. //Евсевия//: Под отроками разумеет четырнадцатилетних юношей, говоря: как отрокам, не умеющим хвалить Господа, наподобие руководителя и учителя, преподает сии слова, которыми должно хвалить. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне** В этой песни, писатель и время происхождения которой неизвестны, псалмопевец приглашает израильтян (**отроцы**) к прославлению Господа, которое всегда и везде должно раздаваться. **Отроцы** и в классическом словоупотреблении – слуги; здесь разумеются служители единого Бога, в противоположность к идолопоклонникам. **Имя** – Бог, как открывающий Себя, делающий Себе имя; в этом откровении Своем Он представляет Себя везде (и в мире язычников; откровение в природе) достойным прославления, потому Он везде и всегда должен быть прославляем. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Вся серия последующих псалмов, начиная с [[old:ps:112:start|112]] и кончая [[old:ps:116:start|116]], представляет связное содержание и раскрытие одной и той же темы, это - водительство Богом еврейского народа, в чем писатель почерпает силы и уверенность, что и настоящая его молитва, к которой он призывает весь народ, будет Господом услышана и Он поможет им при настоящих тяжелых обстоятельствах ([[old:ps:112:start|112]] и [[old:ps:113:start|113]] псалмы), что действительно и исполнилось, почему песнь автора переходит в хвалебно-благодарственный гимн (псалмы [[old:ps:114:start|114]]-[[old:ps:116:start|116]]). Указанное здесь содержание псалмов очень подходит ко времени после возвращения из вавилонского плена, когда евреи приступили к построению второго храма и здесь встречали противодействие со стороны самарян, интриговавших пред персидским двором. Эта интрига была раскрыта и обличена, и дело построения храма и восстановления Иерусалима закончилось. Поэтому-то первые псалмы, в соответствие с обстоятельствами их происхождения, отличаются просительным содержанием, а вторые, по устранении препятствий, уже благодарственным, т. е. время написания псалмов нужно относить к эпохе деятельности Неемии. Сто двенадцатым псалмом у евреев начинается галлел (т. е. аллилуйные псалмы), обнимающий псалмы [[old:ps:112:start|112]]-[[old:ps:117:start|117]] и употреблявшийся при богослужении в новомесячие. Он же употреблялся на пасхальной еврейской вечери, причем делился на две части - первая ([[old:ps:112:start|112 Пс]] и [[old:ps:113:start|113]], [[old:ps:113:01|1-8]] ст.) при начале вечери, а вторая ([[old:ps:113:start|Пс 113]], [[old:ps:113:08|8]] ст. - [[old:ps:117:start|117 Пс]]) при конце ее. **Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне** //Рабы Господа, прославляйте Его имя всегда и по всей земле// //"Рабы Господни, хвалите имя Господне"//. Приглашаются к чествованию и восхвалению Господа только Его рабы, верующие в Него и исполняющие Его волю люди, так как всякий другой своими нечистыми устами только оскорбляет Высочайшее семейство и недостоин и не может достойно восхвалять Его. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Аллилуиа** Сей краткий псалом имеет надписание **Аллилуиа** («хвалите Бога»), и также побуждает верных и истинных Богопочитателей к хвале и прославлению Бога. Наш долг, как смиренных и недостойных рабов Его, требует, чтобы мы, живущие на земле и всегда Им облагодетельствованные, почитали и славили Его. По некоторому сходству с предыдущим псалмом, он вполне идет к состоянию иудеев, по возвращении из плена вавилонского, когда они еще раз, в продолжение своей истории, самым делом познали всемирное владычество Господа над царствами и народами [[old:ezd:01:01|(1 Ездр. 1:1–3]]; [[old:2par:36:22|2 Пар. 36:22–23)]] и на самих себе испытали благодетельное действие Его промышления к избавлению от угнетения и бедствий. Ст. 1–2 **Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне. Буди имя Господне благословенно отныне и до века** О хвале, или прославлении, Господа сказано выше, в первых строках о сем псалме, а также и в других псалмах. А кто такие **отроцы**, которые призываются к хвале Господа? Под **отроками** здесь разумеются не дети среднего возраста (10–15 лет), которые принадлежат к возрасту, известному под именем отроческого («отроки»). В Св. Писании и в богослужебном языке Православной Церкви **отроками** называются чаще всего рабы [[old:ps:134:01|(Пс. 134:1)]], или служители вообще, и, в частности, – те три отрока из пленников иудейских, которые, быв брошены по повелению царя Навуходоносора в раскаленную огнем печь вавилонскую, чрез посланного к ним и оросившего их ангела Господня, не только не потерпели никакого вреда, но еще побудили царя и весь народ прославить Господа Бога. С тех пор в иудейской Церкви, а из нее и в новозаветную Церковь христианскую вошел обычай славить Господа Бога чрез трех вавилонских отроков, прославивших Его в «седмерицею разжженной пещи». Этому прославлению посвящены в нашей Святой Церкви все богослужебные песнопения, входящие в состав утреннего богослужения, под названием 7-й и 8-й песни утреннего канона, как эта, например: «Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше, Божиим велением халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющая: благословите вся дела Господня Господа» (Октоих. Глас 2-й. Неделя. Утреня. Канон, песнь 8). И прославляется Сам Господь Бог и нераздельно с Ним святое имя Господне, а не так, как еретичествуют новые лжемудрецы на Афонской горе, прославляя особо Господа и особо – имя Господне. Так прославляли Господа великие праведники и св. пророки Его. Так, праведный и многострадальный Иов, когда услышал о всех постигших его, по попущению Божию, страшных бедствиях, то не только не выразил ни единого слова ропота на Бога, а, благословляя имя Господне, пал на землю, поклонился Богу и сказал: «//Господь дал, Господь и взял! Да будет имя Господне благословенно во веки//» [[old:iov:01:21|(Иов. 1:21)]]. Также поступил и Даниил пророк, когда, после молитвы об открытии ему тайны царского сновидения, получил во сне нощию откровение сей тайны от Бога, благословил Бога Небесного и сказал: «//Буди имя Господа Бога благословено от века и до века//» [[old:dan:02:20|(Дан. 2:20)]]. Так поступали и многие другие праведники, так же должны поступать и мы все, признающие себя рабами и служителями Господа Бога. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]