[<10>] ====== Толкования на Пс. 112:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **От восток солнца до запад хвально имя Господне** Видишь ли, как он предначинает новую жизнь и открывает высокое достоинство (Христовой) Цер­кви? **«Славно»** уже не в Палестине, не в Иудеи, но во всей все­ленной. А когда это сбылось, как не тогда, когда стала процве­тать наша Церковь? В древности оно не только не прославля­лось в Палестине, но и хулилось обитавшими в ней иудеями. //«И постоянно//, говорит пророк,// всякий день имя Мое бесславится»// [[old:is:52:05|(Ис.52:5)]]. А ныне оно славится по всей вселенной. Выражая это, и другой пророк говорит: //«истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый со своего места, все острова народов»// [[old:sof:02:11|(Соф.2:11)]], и еще иной:// «приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь»// [[old:mal:01:10|(Мал.1:10, 11)]]. Видишь ли, как Бог отверг и прекратил иудейское служение и по всей вселенной предвозвестил и распространил жизнь и служение нашей Церкви? Пророк, сказавший это, жил после возвращения из плена вавилонского, и в то время про­поведовал, дабы иудеи не говорили, что он возвещает о разрушении и плене вавилонском. Это возвещает ангел (Малахия) тогда, когда плен уже кончился и иудеи возвратились к прежней своей общественной жизни, предсказывая разру­шение, бывшее при Веспасиане и Тите, после которого не будет перемены бедственных обстоятельству так как за ними последовали уже дела нашей Церкви. Поэтому пророк и гово­рит: //«велико будет имя Мое между народами»// [[old:mal:01:11|(Мал.1:11)]], т.е. благословенно, прославляемо их жизнью, как и здесь говорится: **«славно имя Господне»**. **//Беседы на псалмы. На псалом 112.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **От восток солнца до запад хвально имя Господне** Псалом предвозвещает Боговедение, сообщенное язычникам по вочеловечении Единороднаго. Ибо древле Бог всяческих песнословим был даже не всеми Иудеями, а только не многими живущими благочестиво. Но по рождении от Девы, и по спасительном страдании, //«во всю землю изыде вещание»// проповедников истины, //«и в концы вселенныя глаголы их»// ([[old:ps:018:05|Пс.18:5]]), и наполнилась //«вся земля ведения»// Господня, //«яко же вода многа»// для покрытия морей ([[old:am:02:14|Авв.2:14]]). Сие Бог всяческих изрек устами и другаго Пророка: //«несть воля Моя в вас, и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца и до запад велие имя Мое во языцех, и на всяком месте фимiам приносится имени Моему, и жертва чиста»// ([[old:mal:01:10|Мал.1:10–11]]). Согласно с сим предрекает и сие духовное сладкопение. ===== Евфимий Зигабен ===== **От восток солнца до запад хвально имя Господне** Имя, говорит, Господне, достохвально и славно, не только в Палестине и в Иерусалиме, как прежде, но во всех частях вселенной. По //Златоусту// и //Феодориту//, Давид пророчествует сими словами о слове евангельской проповеди, разнесшемся по всей вселенной. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **От восток солнца до запад хвально имя Господне** **Хвально** – достойно хвалы. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–4 **От восток солнца до запад хвально имя Господне, высок над всеми языки Господь: над небесы слава Его** Везде, говорит пророк, по всему пространству земного мира, от того места, где восходит солнце, и до запада его, т.е. где оно заходит, должно быть прославляемо имя Господне, потому что везде живут разные народы, которыми управляют великие государи и сильные цари. «Хвально, – говорит св. Иоанн Златоуст, – имя Господне уже не в Палестине и не во Иудеи только, но во всей вселенной. А когда это сбылось, как не тогда, когда стала процветать наша церковь?» [5, с. 323] Но как бы те или другие народы, населяющие землю, ни были велики и сильны, как бы ни были они многочисленны и славны, но Господь Бог превосходит их силою и властию. Он несравненно выше их всех, и не только выше народов и царей, но и выше всех ангелов, находящихся на небесах, и слава Его превосходит все небеса и живущих на них, **превыше небес слава Его**. По словам блж. Феодорита, «и здесь сии слова означают то, что все народы узнали, что Бог есть Всевышний и Творец всех и хвалимый небесными ангелами» [6, с. 549]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]