[<10>] ====== Толкования на Пс. 112:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога** **Воздвизаяй от земли нища,** т. е. народ призванный из язычников. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога** Возвысив слушателя от земли и устремив к небу, расположив его опять размышлять о предметах высших, далее он переходит к другому доказатель­ству силы Божией и говорит: **«поднимающий с земли нищего и от гноища возвышающий убогого»**. И ничтожное возвышать – дело силы великой и неизреченной. В других местах говорится, напротив, что Бог смиряет высокое, напр.: //«Он укрепляет опустошителя против сильного, и опустошитель входит в крепость»// [[old:am:05:09|(Ам.5:9)]]. А здесь сказано, что Он может возвышать и малых. Таков общий смысл речи. Если же кто захочет понимать ее в пере­носном смысле, тот увидит, что это исполнилось на язычни­ках, увидит это и на нас – людях, живущих по пришествии Христовом. Что беднее нашей природы? Однако Христос воз­высил ее, вознес вместе с начатком нашим на небо, и посадил на престоле Отчем. **«И от гноища возвышающий убогого, чтобы посадить его с князьями, с князьями народа Своего»**. **«Гноищем»** он называет здесь тленность и происходящую оттого частую из­менчивость, внушая, что для Бога все легко и удобно. **//Беседы на псалмы. На псалом 112.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога** **Из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего**, я подразумеваю — из плотского помышления и из зловонной грязи страстей. Возвышает Он нищего духом, лишенного порочности и навыка в ней, или, напротив, находящегося во власти страстей и закона плоти, а потому бедного и нищенствующего благодатию в отношении к добродетели и ведению. //**Мистагогия.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога** Не дело ли Божие и твое – возвышение на степень священства? Явно. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 7-8 **воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога: посадити его с князи, с князи людий своих** Сие изрекла и блаженная Анна, слагая Богу благодарственную песнь ([[old:1ts:02:08|1Цар.2:8]]). Сие же, как видим, и всегда творит Бог всяческих; так блаженнаго Давида, бывшаго пастырем, соделал царем; так Иосифа, впадшаго в рабство, посадил на царский престол; так Моисея, бывшаго пастырем овец, соделал народоправителем людей Своих, и поставил в Бога Фараону; так народы, порабощенные нищете нечестия и седящие на гноище греха, сподобил благ дарованных Израилю; так естество человеческое, ниспадшее на самое дно смерти, восприял, возвел и посадил **«превыше всякаго начальства и власти и господства, и всякаго имене именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем»** ([[new:ef:01:21|Еф.1:21]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога** Землею и гноищем (навозом) Давид называет ничтожность и прославляет могущество Божие, которое легко изменяет вещи, во что Ему угодно, как изъясняет //Феодорит//, и нищего и ничего незначащего делает богатым и значительным, также ничтожного и бедного делает славным и знаменитым. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 7-9 **воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога: посадити его с князи, с князи людий своих: вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся** Ст. 7-9 представляет частное развитие //на смиренныя призираяй//; действие милосердного снисхождения Божия к находившимся в бедствиях и на тех, которые за свое неплодство подвергались презрению и не имели прочной опоры в доме своего мужа. Иметь свое местопребывание во прахе (**от земли**) и на навозной куче (**на гноище**) – знак величайшей бедности и беспомощности. **Неплодовь в доме** легче может быть выслана из дому (по разводу), чем имеющая детей – дать бесплодной детей – вселить ее в доме, в семействе – такому благословению Божию она очень радуется; ср. [[old:1ts:01:start|1 Цар. 1]] и [[old:1ts:02:start|2.]] **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-9 **воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога: посадити его с князи, с князи людий своих: вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся** Указаны действия Божественной милости: Он из ничтожества (//"брения"//) возвышает и поставляет с князьями, неплодной дает детей. Вероятно, здесь разумеются не только частные случаи такой милости Божией, проявленной над отдельными людьми, вроде исцеления Иова, возвышения Давида, Моисея, Даниила и др., или, напр., разрешение неплодия Сары, Рахили, Анны, но этот образ приложим ко всему еврейскому народу, сначала ничтожному и малочисленному, загнанному и забитому в Египте, а потом размножившемуся и сделавшемуся обладателем Палестины и имевшему значительный политический вес в глазах древних языческих монархий и народов. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога** См. Толкование на [[old:ps:112:05#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 112:5]] [<10>]