[<10>] ====== Толкования на Пс. 113:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 5, 7 **Что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять?** Поскольку они не имеют дара слова и не одушевлены, то пророк дает за них ответ: **от лица Господня подвижеся земля**. Все это было, потому что явился Господь. Такова причина и движения земли и разделения моря. Ибо и камень бесплодный, который лишен был всякой влаги и по твердости не допускал сечения, Господь наводнил множеством вод, повелев дать от себя в изобилии водные источники. Итак, ни мало это не удивительно: повелел Творец, и разделилось море, и несекомый камень источил воду, и небо ниспослало манну, и ветры собрали крастелей, и все прочее совершилось по Его мановению. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 5-6 **Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? горы, яко взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии** Продолжает речь в виде вопроса и обращается к стихиям опять в том же смысле, в каком изобразил их скачущими. Как там он говорил о них, не усвояя им чувства, но желая показать чрезмерность радости и величие со­вершившихся дел, так и здесь предлагает им вопрос не потому, чтобы они имели чувство и могли отвечать, но чтобы яснее выразить предмет и показать его чудесность. **//Беседы на псалмы. На псалом 113.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 5-6 **Что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять? Горы, яко взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии** И поелику они безсловесны и неодушевленны; то Пророк сам дает за них ответ. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 5-6 **Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился вспять? Горы, **(что вы)** яко взыграстеся яко овни, и холми, яко агнцы овчии** (среди овец) По словам //Феодорита// пророк Давид беседует с бездушными стихиями и вещами, употребляя вид ораторского олицетворения, и спрашивая Чермное море и Иордан, также горы и холмы, говорит к ним: для чего вы это делаете? Для чего ты, море, побежало с глаз? И ты, Иордан, для чего обратил струи свои назад? И вы, горы, для чего стали скакать на подобие баранов, также и вы, холмы, для чего играете как малые ягнята? А таковыми вопросами показывает, что странное и сверхъестественное нечто случилось с ними. //Златословесного//: Заметь особенность Писания, когда оно хочет возвестить о чем-нибудь весьма полезном, или весьма вредном, то представляет и самые бездушные вещи чувствующими, не потому, что они чувствуют, но потому, что желает сим выразить как велико случившееся. Так обыкновенно и мы говорим, что сам город был в печали, самое лице земли сделалось мрачным, сами камни издавали голос. //Григория Богослова//: Писание часто олицетворяет многие бездушные вещи, как-то: море говорило то-то, бездна сказала: нет у меня [[old:iov:28:14|(Иов. 28,14)]]; и небеса повествуют о славе Божией; и горы и холмы вопрошаеми бывают о причине взыграния. //Исихий//, изъясняя это в высшем смысле говорит: радуются все пророки, видя обращение исповедующихся, из которых одни, как получившие больше благодати, называются горами и овнами, а другие, как принявшие меньшую часть оной, но сродную великим холмам и агнцам. ===== Лопухин А.П. ===== **Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять** См. Толкование на [[old:ps:113:04#lopuxin_ap|Пс. 113:4]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 5–8 **Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? Горы, яко взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии? От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля: обращшаго камень во езера водная и несекомый во источники водныя** Как бы недоумевая, какая была причина того, что море разделилось до того, что открылось сухое дно его, и отчего произошел разрыв реки, так что целый народ мог беспрепятственно пройти чрез нее, пророк обращается к сим безличным, но по самой сущности свой величественным предметам с вопросом: море, что с тобою случилось, что ты обратилось в бегство? А ты, река Иордан, что заставило тебя остановить твое течение и вернуться назад? И вы, горы и холмы, что (**яко** здесь значит «что») запрыгали и заиграли, как овны и как малые агнцы? На эти вопросы сам же пророк дает и ответ. Он говорит, что земля, в виде гор и холмов, поколебалась от присутствия на ней силы Божией, **от лица Господня подвижеся земля**. Первое из таких присутствий было на горе Хорив, когда Моисей получил от Бога повеление вывести народ еврейский из Египта, а второе – на горе Синай, на которой дан был Закон сему народу. К словам: **от лица Господня подвижеся земля** – прибавлены слова – **от лица Бога Иаковля**, – соответственно тому, что Господь Сам назвал Себя так, когда явился Моисею на горе Хорив, из среды горящей купины: «//Я Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова//» [[old:ish:03:06|(Исх. 3:6)]]. А затем и еще прибавлены слова: **обращшаго камень во езера водная и несекомый во источники водныя**. Последними словами пророк напоминает о том чуде, которое совершил Господь Бог чрез Моисея в то время, когда изведенные из Египта евреи стояли станом в Рефидиме и по случаю недостатка в воде подняли сильный ропот на Моисея. «Зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждой нас, детей наших и стада наши?» – кричали они. По повелению Божию, Моисей взял тогда некоторых из старейшин народа, подошел с ними к горе Хорив, ударил по ней посохом своим, и из скалы потекла вода. Таким образом, Господь Бог **обратил камень во езера водная и несекомый** (т.е. не подлежащий рассечению) **во источники водныя** [[old:ish:17:01|(Исх. 17:1–6)]]. Несекомым (греч., лат. «rupes, saxum adamantinum, камень, гранит»), по изъяснению св. Иоанна Златоуста, «пророк называет здесь камень, как нелегко уступающий железу и только с поверхности едва раздробляемый ударом. Но и он изменил, говорит пророк, свои естественные свойства и произвел источники вод» [5, с. 331]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]