[<10>] ====== Толкования на Пс. 113:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей** **Не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу**. По-видимому, дает разуметь отпадение народа из обрезанных, и сообщает им молитву для исповедания, что не имеют уже посещающей их силы Божественной. Учит же, говоря: хотя недостойны мы благодати, какой сподобляется всякий народ, однако же ради имени Твоего сотвори с нами, что от начала призвано было на нас, но не воздай нам по правде, как Бог истинный, а не подобный идолам. Почему и присовокупил Псалмопевец: См. Толкование на [[old:ps:113:12#svt_afanasij_velikij|Пс. 113:12]] **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей** Не для нас, говорит, не для того, чтобы нас сделать более славными и знаменитыми, но чтобы стала известною сила Твоя. А имя Его как тогда про­славляется, когда Он защищает и помогает, так просла­вляется и тогда, когда мы живем добродетельно и блистаем своим поведением. //«Так да светит свет//, сказал Господь,// ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»// [[new:mf:05:16|(Мф. 5:16)]]. И как добродетельною жизнью нашею оно прославляется, так напротив по­рочною жизнью хулится. Указывая на это, Он сказал через пророка: //«вас ради... имя мое хулится во языцех»// [[old:is:52:05|(Ис. 52:5)]]. Та­ким образом, не имея возможности ничем оправдать их, псалмопевец прибегает к этому, как делал и Моисей. Впрочем, Бог, пекущийся о спасении людей, не всегда так поступает. Если бы Он всегда так поступал, то многие из людей беспечных сделались бы еще худшими, имея вели­чайшую надежду на безопасность от бедствий в том, что Бог будет постоянно спасать их для Своей славы. Но этого не бы­вает, потому что Бог заботится не столько о своей славе, сколько о спасении людей. Если люди иногда презирают славу, то тем более Бог, Который ни в чем от нас не нуж­дается. Но пророк, принимая на себя ходатайство за них, как я сказал, представляет в защиту их то, что было возможно, и два раза повторяет выражение: **«не нам, Господи, не нам**, по­казывая великое недостоинство спасаемых,** а имени Твоему дай славу»**. Мы достойны бесчисленных бедствий, но **«по милости Твоей и истине Твоей!».** Другой пере­водчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: //«по милости твоей»// (διά τό έλεόζ σου). Видишь, как ясно и сам пророк знал, что Бог часто, забывая о собственной славе, заботится только об исправлении грешников. Поэтому он и присовокупляет: **«по милости Твоей и истине Твоей»,** т.е. по милости Своей окажи нам помощь; если Ты не желаешь Себе славы от людей, то – **«по милости Твоей и истине Твоей»**. Бог мо­жет, да – может, не только милуя, но и наказывая, достигнуть славы; но не так, говорит, поступи с нами, а **«по милости Твоей»**. Нам следовало бы воздать славу имени Твоему своею жизнью и поведением; но так как мы этого не сделали, то по­ступи с нами по Своему снисхождению, по милости и человеко­любию. **//Беседы на псалмы. На псалом 113.//** ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей** Все доброе и славное христианин относит не к себе – своим способностям и трудам, но к Богу. Его славят и кланяются Ему... Это так и по существу, потому что без Бога ничего мы не можем делать. Весь смысл человека и всей мировой жизни – в том, чтобы люди познали, что только с Богом имеет значение все: вся трагедия людей в уклонении от Бога, когда человек, гордо рассчитывая на свои силы, на каждом шагу делает ошибки, погружаясь в злобу, ненависть и другие страсти, и в конце концов приближается к вечной своей гибели, которая и будет в вечной жизни без Бога [[new:mf:25:41|(Мф. 25:41,]] [[new:mf:25:46|46)]]. //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Прп. Иоанн Лествичник ===== **Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей** См. Толкование на [[old:ps:021:26#prp_ioann_lestvichnik|Пс. 21:26]] ===== Прп. Серафим Саровский ===== **Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей** Всякий успех в чем-либо мы должны относить ко Господу и с Пророком говорить: **Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу**. //**Поучения.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 9-10 **Не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей: Да не когда рекут языцы: где есть Бог их** Сущим древле от обрезания, прося Божией помощи и воспоминая прежние дары, прилично было говорить это: не отврати от нас взора Твоего, Владыка, и не презри нас по многим прегрешениям нашим; потому что неведущие справедливости наказания в рабстве нашем будут предполагать Твое безсилие, и скажут: //«где есть Бог их?».// ===== Евфимий Зигабен ===== **Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, о **(чрез)** милости Твоей и истине Твоей** Изложив выше древние благодеяния, оказанные Богом евреям, теперь Давид молится здесь Богу о современных ему иудеях, и говорит: не для нас, Господи, делай милость, не за наши добродетели; ибо мы не имеем добродетелей и вовсе недостойны сего, как недостойны были и древние наши предки, пользовавшиеся выше упомянутыми благодеяниями, но дай, т. е. сделай, чтобы прославилось имя Твое. Чем? милостью Твоею и притом милостью и истиною, т. е. оказав нам милость и истинно помиловав нас. Ибо Давид милостью и истиною часто называет милость истинную (т. е. существенную), употребляя последнюю (истину) вместо прилагательного и собственно Божию в сравнении с человеческою (милостью), которая по отношению к Божией ложна и есть милость только по участии в первой. //Евсевия//: Быть может Давид здесь принимает на себя лице израильтян, просящих о сопричислении их к призванным народам, и говорящих: мы недостойны той благодати, которой удостоились все народы. Но, Владыко, сделай сие не для нас, но для имени Твоего, которым мы наречены в начале, и не ради правд наших, но даруй сие, по Твоей милости и истине. //Златоуста//: Не для того, чтобы сделать нас славнейшими и знаменитыми, но чтобы сделать известным везде Твое могущество. Имя же Его прославляется как тогда, когда Он заступает нас и помогает нам, так и тогда, когда мы живем и блистаем жизнию добродетельною. //Исихий// под милостью и истиною разумеет, Христа; и славою называет ту, которую Отец дал самому Cебе чрез воплощение Единородного, чрез которого прославился и сделался известным. Так Господь говорил и в Евангелии: Отче! прославь Твое Имя. Как же Он прославил? Чрез спасение нас. **//Толковая Псалтирь.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей** Ввиду столь высокого своего назначения и при созерцании столь величественных чудес древнего времени, народ с уверенностью молит своего Бога и Царя, чтобы Он и теперь помог ему против язычников, потому что иначе они будут насмехаться над Ним, как бессильным Богом, тогда как Он поистине всемогущ, боги же язычников не имеют никакой власти, так как у них нет жизни. **Не нам** и проч. – мы, конечно, не заслужили Твоей помощи, но Твоя собственная честь требует, чтобы Ты помог нам против языческих соседей ради (**о**) Твоей милости и верности обетованиям (**истине**). **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-10 **Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей: да не когда рекут языцы: где есть Бог их** //Помоги нам, Господи, чтобы высоко чтилось Твое имя, чтобы язычники не смеялись: где же Бог их?// Молитва писателя о ниспослании милости евреям есть ревность по славе имени Иеговы. Тяжелое положение евреев в означенное время, неудачи, постигшие их при устроении своей жизни по возвращении из плена и при построении второго храма, и зависимое положение от иноземных правителей могли возбудить у язычников пренебрежение к Богу, как бессильному защитить и поддержать своих чтителей. Такой вывод от гражданско-политической слабости народа к суждению о слабости и бессилии бога этого народа, было обычным на Востоке, где военные удачи и политическое могущество народа объясняюсь степенью силы его национального Бога. Таким национальным богом евреев язычники считали Иегову. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 9–11 **Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей: да не когда рекут язы́цы: где есть Бог их? Бог же наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори** С этих слов начинается молитва пророка о том, чтобы Господь Бог явил милость Свою к возвратившимся из плена иудеям, чтобы помочь им в их затруднительных обстоятельствах, и оказал помощь Свою не для них собственно, не потому, чтобы они достойны были этой милости, а для славы имени Своего, чтобы соседние народы, видя их бедственное и беспомощное положение, не могли говорить: **А где же Бог их? Не нам**, – говорит он, **не нам, Господи, но имени Твоему дай славу**, – прояви **милость Твою** и** истину Твою**, ради славы имени Твоего. Упомянув выше о прежней славе Божией, проявленной при изведении предков их из Египта, чрез раскрытие дна морской глубины и чрез остановку течения реки, теперь обращается с молением к Тому же Богу Иакова, от лица Которого не только моря и реки, но и вся земля приходит в движение, Который мановением руки Своей каменные скалы превращает в озера и в источники водные, и просит так: «покажи, Господи, пред всеми народами славу Своего Божества, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (пер. с евр.), хотя бы для того, чтобы язычники не говорили: «где же Бог их?» Чтобы знали сыны Израиля и твердо веровали, что «Бог наш – на небесех и на земле; творит все, что хочет». Из прежних частых примеров пророк знал, что израильтяне весьма склонны были к идолопоклонству, и потому боялся, как бы они вновь, увлекаясь соблазнительными речами язычников, не обратились в идолопоклонство. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]