[<10>] ====== Толкования на Пс. 113:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Бог наш на небеси и на земли: вся елика восхоте, сотвори** Здесь пророк говорит против заблуждения неразум­ных. Так как многие из них не знают, что есть Бог, то для истребления такого заблуждения он говорит: **«Бог же наш на небе и на земле: все, что захотел, сотворил»**. Если на небе, то тем более на земле. Что же значит **«на небе... все, что захотел, сотворил»**? Здесь он разумеет или горние силы, бесчисленные сонмы их, или повеления Божии, которые легко исполняются. Если же на земле существует великое смятение и беспорядок, то не удив­ляйся. Это происходит от злобы людей, от порочности винов­ников этого, а не от бессилия Божия. О силе и могуществе Божием свидетельствует все, совершающееся на небе. Если же на земле не так, виновны в этом люди, сделавшие самих себя недостойными. Можно и иначе понимать это выражение, именно так, что Бог по долготерпению Своему за многое еще не наказывает по достоинству. Потому и нечестивые торжествуют над праведными, что человеколюбивый Бог не хочет тотчас же наказывать за каждое преступление; иначе род наш давно был бы истреблен. Пророк говорит здесь, что Бог силен, могуществен и в состоянии наказать, – это видно из дел Его на небе, – но Он не делает этого, соблюдая во всем дол­готерпение и располагая живущих порочно к покаянию. **//Беседы на псалмы. На псалом 113.//** ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **Бог наш на небеси и на земли: вся елика восхоте, сотвори** На земле Бог сотворил более, нежели на небе. На небе сотворил Бог Ангелов, духов безплотных, умов совершенных, но не утвержденных еще конечно в добре, а оставленных на испытание их произволения, какое покажут в отношении их покорности и непокорности Богу. Третья часть ангелов отпала от Бога, будучи увлечена начальнейшим ангелом, который возгордился против Бога и пожелал быть равным Ему, помышляя в себе: //выше звезд небесных поставлю престол мой... буду подобен Вышнему// [[old:is:14:13|(Ис. 14:13-14)]]. За каковую гордость и дерзость из светоносного ангела превратился в змия-дракона, о котором сказано в Откровении Иоанна Богослова, что рогом своим отторг третью часть звезд небесных, то есть Ангелов. Падшие ангелы с их злоначальником свержены с неба и оставлены на их злую волю до Страшного Суда, на котором и получат должное воздаяние. На земле Бог сотворил человека Адама плотяного, //персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни// [[old:gen:02:07|(Быт. 2:7)]], то есть душу разумную и безсмертную. Человека плотяного сотворил Бог, во-первых, для того, чтобы человек смирялся, памятуя, что тело его создано из земли и в землю должно обратиться: во-вторых, для того, чтобы человека плотяного можно было помиловать, как немощного. Сотворил Бог и помощницу Адаму из ребра его, и поселил первозданных в раю сладости, в жизни блаженной, заповедав им не вкушать только от одного древа. Но тот же змий, превращенный из светоносного ангела, по зависти прельстил прародителей наших, уверив их, что если вкусят от плодов сего древа, то будут //аки боги, ведяще доброе и лукавое// [[old:gen:03:05|(Быт. 3:5)]]. Обманутые праотцы наши хотя и изгнаны за непослушание и преступление из рая, но совсем не оставлены Богом, как падшие ангелы. Всеблагий и Милосердый Господь обещал послать им Избавителя, сказав, что семя жены сотрет главу змия. Но так как обещанный Избавитель не вскоре явился на земле, то Адам и Ева и потомки их должны были жить только верой в грядущего Избавителя или Мессию. И потому пришлось им потомиться сперва в жизни в разных трудах и разных скорбях, и разных болезнях; а потом, по смерти, в темных заклепах ада, в продолжение пяти тысяч лет и более. Наконец Бог исполнил Свое обещание, послав им Избавителя в лице Сына Своего Единародного, Который, как младенец на земле, родился от Пресвятыя Девы наитием Святаго Духа, пожил с человеки и, придя в возраст, проповедовал слово Божие, наконец, пострадал и умер на кресте, и тридневно воскрес, чтобы избавить человеков от насильственной власти и мучительства диавола, седмиглаваго змия и сатаны, как сказано у евангелиста Иоанна: //Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный// [[new:in:03:16|(Ин. 3:16)]]. Бог на земле сотворил более, нежели на небе, особенно в том отношении, что Единородный Сын Его, воплотившись, соединился с естеством человеческим и стал Богочеловеком и, после страданий и крестной смерти и воскресения, вознес естество человеческое на небо и посадил на престол Царствия Своего, чего Ангельское естество не сподобилось. Многомилостивый Господь благоволил обожить и всех человеков, но мешает тому человеческое неверие, или зловерие, или нечестивая жизнь, и вообще нерадение и заботы земные, за что и упрекает нас Господь через пророка Давида: //Аз рех; бози есте, и сынове Вышняго вcu: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете// [[old:ps:081:06|(Пс. 81:6- 7)]]. **//Письма.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Бог наш на небеси и на земли: вся елика восхоте, сотвори** Они говорят: //«где есть Бог их?».// Но мы знаем, что Ты – Бог, Творец всего, что жилище Твое – небо, что могущество Твое соразмерно изволению. Потом Пророк, по сравнению, делает обличение идолов. ===== Евфимий Зигабен ===== **Бог же наш на небеси и на земли; вся, елика восхоте, сотвори** Народы, говорит, по словам //Дидима//, быть может, скажут вышеупомянутые слова; но Ты, Боже наш, сотворил те создания, которые были Тебе угодны, как на небе, так и на земле. А долготерпишь часто и переносишь пороки людей по своему смотрению, давая грешникам время на покаяние. //Златословесного//: Что значит: сотворил на небе, что восхотел? Или горние силы, или повеления, которые с удобностью совершаются. //Дидима//: На небе, значит не в отношении к месту, но в отношении к превосходству величия. Ибо если бы Он был только в горнем месте, то в другом быть не мог бы. Но Он везде и на небесах, и на земле. Будучи отличен от всего, Он не заключается ни в чем, но и вне всего и во всем находится по отношению к творению и промыслу. А если все по воле Бога получило бытие, то весьма нечестиво рассуждение тех, которые бытие Сына Божия производят от пламенной воли Бога Отца, поставляя Его в числе приведенных в бытие волею Отца небесных существ. Пусть слышат сии нечестивцы, что только одно творение поставил в зависимости от хотения Бога. //Исихия//: Он, говорит, на небе и на земле, не только, как все наполняющий, но и как родившийся на земле плотию, и не просто, но покорив бесов и освободив тварь от воздыхания. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Бог же наш на небеси и на земли; вся, елика восхоте, сотвори** См. Толкование на [[old:ps:113:09#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 113:9]] [<10>]