[<10>] ====== Толкования на Пс. 113:17 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 17, 19 **Дом Израилев упова на Господа: Помощник и Защититель им есть. Боящиися Господа уповаша на Господа: Помощник и Защититель им есть** **Дом Израилев упова на Господа.** Это говорят язычники; т. е. как древле спасал Бог веровавшего Израиля, так и ныне спасет язычников. Ибо **боящиися Господа суть язычники,** потому что, по устранении дома Израилева, т. е. целого народа, и дома Ааронова и дома Левиина, кому иному быть боящимися Господа, как не народу из язычников? **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 17-19 **Дом Израилев упова на Господа: помощник и защититель им есть. Дом Ааронь упова на Господа: помощник и защититель им есть. Боящиися Господа уповаша на Господа: помощник и защититель им есть** Этими словами он изображает силу Божию и несравненное превосход­ство Его пред всеми. Описывая дела, совершенные между иудеями, он показал двоякое, или троякое благодеяние Божие: во-первых, то, что Он избавил их от бесов; во-вторых, то, что сообщил им познание о Самом Себе; в-третьих, то, что даровал им помощь Свою. Теперь он говорит раздельно, об Израиле, о священни­ческом роде и о приходящих к Нему из язычников, потому что священник и мирянин не равны между собою, но первый имеет некоторое преимущество; поэтому он справедливо и делает разделение. Действительно, священникам предоставлена была большая честь. **//Беседы на псалмы. На псалом 113.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 17-18 **Дом Израилев упова на Господа: помощник и защититель им есть. Дом Ааронь упова на Господа: помощник и защититель им есть** Они от поклонения идолам получили вред, а не пользу; а дом Израилев, приобретя упование на сущаго Бога, всегда пользуется промышлением Его. Раздельно же Пророк сделал сие упоминание, воздавая сим честь священству, и научая живших тогда, какое отличие имеют священники пред прочими. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 17-19 **Дом Израилев упова на Господа: помощник и защититель им есть. Дом Ааронь упова на Господа: помощник и защититель им есть. Боящиися Господа уповаша на Господа: помощник и защититель им есть** Мы, говорит, иyдеи не уповали напрасно на Господа, потому что Господь помогает нам и защищает нас. Здесь разделяет иудеев на простой народ израильский, на священнический род и на пришельцев, т. е. приходящих из язычников к богопочтению законному; и домом израильским называет простых израильтян, которых, поставляет на первом месте по множеству их; домом Аарона именует священнический род, так как Аарон прежде всех ветхозаветных священников священствовал и был корнем позднейших иереев; наконец боящимися Господа называет пришлецов из язычников, как пришедших к вере иудейской, и посему, по словам //Афанасия//, боявшихся Господа. //Златословесного//: В речи сей различает Израиля от священнического рода и приходящих к Нему. Ибо не одно и то же священник и простолюдин, но первый имеет преимущество пред последним. //Дидима//: Всякий из числа проницательных, как имеющий ум, зрящий Бога, есть дом Израиля, как составляющий церковь Бога живого. //Феодорита//: Здесь показывают, что и тот, кто не имеет сана священства, и не принадлежит к родству Израильтян, но украшается по своей тщательности в добродетели страхом Божиим, воспользуется попечением Божиим наравне со всеми. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 17-19 **Дом Израилев упова на Господа: Помощник и Защититель им есть. Дом Ааронь упова на Господа: Помощник и Защититель им есть. Боящиися Господа уповаша на Господа: Помощник и Защититель им есть** Пусть же и язычники, делающие себе идолов и надеющиеся на них, будут так же бессильны, как их боги, в своих замыслах против Израиля, который – в совершенную им противоположность – всю свою надежду полагает на Господа, признает и почитает в Нем единственного своего Помощника. **Дом Израилев** – весь народ как общество; **дом Аарон** – священники и левиты; **боящиеся Господа** – прозелиты [[new:act:10:02|(Деян. 10:2,]] [[new:act:13:16|13:16);]] по другим – весь народ, или же – почитатели Бога между язычниками. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 17–21 **Дом Израилев упова на Господа: помощник и защититель им есть. Дом Ааронь упова на Господа: помощник и защититель им есть. Боящийся Господа уповаша на Господа: помощник и защититель им есть. Господь помянув ны благословил есть нас: благословил есть дом Израилев, благословил есть дом Ааронь, благословил есть боящыяся Господа, малыя с великими** Здесь пророк показывает различие между людьми, с одной стороны, верующими и уповающими на Господа, и с другой – людьми не знающими Бога, не имеющими страха Божия и упования на Господа, к каковым причисляет всех поклонников и почитателей идолов, о которых сказано выше. Указывая на первых, он распределяет их на три разряда, относя к первому весь народ израильский, по множеству его, ко второму – целое колено из сего народа, священническое, или левитское, и к третьему – всех боящихся Господа, к которым принадлежали, кроме потомков Авраама, и некоторые пришельцы из других народов, в числе коих обыкновенно полагается Иов и друзья его, также Неема Сириянин и другие, так называемые прозелиты, каковым во времена апостолов был Корнилий сотник [[new:act:10:start|(Деян. 10)]]. «Таковых, – говорит блж. Феодорит, – много было и древле у иудеев» [6, с. 554]. **Дом Израилев уповал на Господа; и Господь стал ему помощником и защитителем в делах eго**. В переводе с еврейского вместо прошедшего времени «уповал», поставлен совет, или повеление, – «уповай», и потому выражено так «Дом Израилев! уповай на Господа. Он – наша помощь и щит. Дом Ааронов! уповай на Господа: Он – наша помощь и щит. Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он – наша помощь и щит». Господь не забывает никого из боящихся и уповающих на милость Его и всех их награждает Своим благословением. **Господь, помянув ны, благословил есть нас**. По переводу с еврейского: «Господь помнит нас, благословляет (нас), благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов; благословяет боящихся Господа, малых с великими». Говоря о благословении, пророк разделил народ, как и прежде, на три части, причем **о малых с великими** говорит вообще, разумея не только по возрасту и летам жизни, но и по богатству и бедности, по свободе и рабству и прочим отношениям. **Благословил**, по словам Златоуста, значит «даровал бесчисленные блага». А **малыя с великими**, по изъяснению блж. Феодорита, значит «благословил юных и старых, богатых и бедных, свободных и принужденных влачить иго рабства» [5, с. 334; 6, с. 554]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]