[<10>] ====== Толкования на Пс. 113:25 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси низходящии во ад** **Не мертвии восхвалят Тя Господи.** //Мертвыми// называет служителей демонских, которые не имеют в себе жизни, т. е. ведения о едином Боге. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 25-26 **Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси низходящии во ад: но мы живии благословим Господа отныне и до века** Мертвыми он называет здесь не скончавшихся, но умерших в нечестии, или истлевающих во грехах. Авраам, Исаак и Иаков и после кончины так живы, что и живущие приводят их на память. Так Моисей, молясь об управляемом им народе, их именем умоляет Бога, упоминая об них в молитве. Также три отрока их именем молятся о спасении и говорят: //«не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святаго Твоего»// [[old:dan:03:035|(Дан.3:35)]]. Если же они имели такую силу, то как они – мертвы? И Христос сказал: //«предоставь мертвым погребать своих мертвецов»// [[new:mf:08:22|(Мф.8:22)]]. Потому и Павел называет скончавшихся не мертвыми, но упокоившимися: //«не хочу же оставить, говорит, вас, братия, в неведении об умерших»// (χεχοιμηένων – усопших) [[new:1sol:04:13|(1Сол.4:13)]]. Праведник, и скончавшись, не умер, но спит. Кого ожидает лучшая жизнь, тот и по смерти спит; а кого ожидает беско­нечная смерть, тот и при жизни умер, и при жизни мертвец. Эти последние нисходят во ад, а первые взойдут на небо и будут со Христом. Потому-то и пророк не сказал просто: живые, но: **«мы, живые»**, указывая на себя самого. Почему он не сказал: **«живые**, но прибавил: **мы»**? Так и Павел сказал: //«мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших»// [[new:1sol:04:15|(1Сол.4:15)]]. Как здесь прибавление: **«мы»** не дозволяет относить сказанного ко всем, а только к верным и по образу жизни подобным Павлу, – так и там прибавление: **«мы живые»** указывает на подобных Давиду, живущих доброде­тельно. **«Отныне и до века»**. Видишь ли, как и это прибавление означает тоже? Что тоже? То, что пророк говорит о живущих добродетельно. Подлинно, никто из живущих в этой жизни не живет вечно, кроме только тех, которые живут всегда славной жизнью. И грешники живут, но живут в наказании, мучении и скрежете зубов; а те – во свете и славе, занимаясь вместе с бесплотными силами возношением таинственных песнопений Богу. **//Беседы на псалмы. На псалом 113.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси низходящии во ад** У тех, которые ввергли себя в безнадежное состояние, болея совершенным забвением Господа, без сомнения, из внутренности их изъят спасительный дух обращения. О них-то написано: что **«не мертвии во аде»**, у которых из внутренности изъят дух, воздадут славу Богу [[old:ps:113:25|(Пс. 113:25)]]. Скорбящие же о грехах своих и о лености своей, которые и внимательны, сколько можно, к своему спасению, и утверждаются на уповании во Христа Спасителя, сопричислены будут к живущим вечною жизнью, чтобы восхвалять Господа. Но и всякая душа, опечаленная безмерностью зол, которая ходит поникши и немощно, с померкшими очами, и душа жаждущая и смиренная, и уничиженная – воздадут славу Господу правды. **//Письма на разные темы. Диакону Афанасию.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 25-26 **Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси нисходящии во ад: Но мы живии благословим Господа, от ныне и до века** //«Мертвыми»// назвал Пророк служащих неодушевленным идолам. Ибо что безчувственнее их? А //«живыми»// называет поклоняющихся живому Богу, которым и предоставил сию божественную песнь. Сверх сего учит, что служителям Божиим надлежит песнословить Бога, находясь еще в сей жизни; потому что смерть препятствует делать это. А посему и в другом псалме сказует: //«восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему дондеже есмь»// ([[old:ps:146:02|Пс.146:2]]). ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 25-26 **Не мертвии восхвалят Господи, ниже еcи нисходящии во ад. Но мы живии благословим Господа от ныне и до века** Сии слова имеют сходство с тем, что сказано в другом месте: будет ли прославлять Тебя персть? Или возвестит (она) истину Твою [[old:ps:029:10|(Пс. 29,10)]]? и с следующим: или скажет кто во гробе о милости Твоей [[old:ps:087:11|(Пс. 87,11)]]. А по мнению тех, которые более углубляются, Давид мертвыми называет тех, которые сделались мертвыми для делания добродетели и прежде нетления тела от естественной смерти истлели от произвольной смерти, состоящей во грехе, и напротив живыми называет тех, которые живут добродетельно и переходят от низкой жизни сей в жизнь высшую и божественную: потому что мертвые для добродетели не могут славословить в жизни сей Бога, так как, по словам //Сираха//, не красна хвала в устах грешника [[old:prsir:15:09|(Сир. 15,9)]], да и в будущей жизни не восхвалят Бога, как имеющие всегда терпеть мучение; а добродетельно живущие будут прославлять Бога и здесь и там, от ныне и до века. Притом мертвые для добродетели идут в ад, а живые для добродетели восходят на небо. А сказывая: мы живые, Давид сим указывает на тех, которые были подобны Ему по добродетели, т. е. были добродетельны, как он. Почему //Златоуст// сказал: Мертвыми называет скончавшихся, но умирающих в нечестивых делах, или изгнивших во грехах; поелику и Авраам скончался и Исаак и Иаков, но и после сего они жили, почему и воспоминаемы были вместе с живыми. И вообще живыми называет праведных. Ибо, как Бог есть жизнь и правда, так и праведники по общению с Ним называются живыми. А //Феодорит// и //Афанасий// мертвыми называют здесь обоготворяющих мертвых идолов и не имеющих в себе жизни, т. е. ведения единого Бога, а живыми поклоняющихся живому Богу, коим Он вручил божественную песнь. Сверх того учит, что служащие Богу должны со всяким усердием прославлять Его, доколе находятся еще в живых; так как смерть препятствует это делать, ибо буду петь, говорит, Господу в жизни моей, буду петь и бряцать на псалтири, доколе существую. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 25-26 **Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси низходящии во ад: но мы живии благословим Господа отныне и до века** //Да ниспошлет Господь милость нам и детям нашим, чтобы нам при жизни восхвалять и благословлять Его// Писатель уверен, что Господь услышит молитву своего народа и ниспошлет милости, так что они "живые будут благословлять Его", т. е. при своей жизни, а не в отдаленном будущем, увидят исполнение Его обетований над собою и будут наслаждаться довольством и спокойствием, за что и восхвалят Господа.Писатель уверен, что Господь услышит молитву своего народа и ниспошлет милости, так что они "живые будут благословлять Его", т. е. при своей жизни, а не в отдаленном будущем, увидят исполнение Его обетований над собою и будут наслаждаться довольством и спокойствием, за что и восхвалят Господа. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси низходящии во ад** См. Толкование на [[old:ps:113:22#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 113:22]] [<10>]