[<10>] ====== Толкования на Пс. 115:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Псалом. Аллилуия** //Веровах, темже возглаголах.// Сказав: веровах, темже возглаголах, как бы возблагодарив уже Господа и достигнув горних обителей, говорит, что не произнес бы слова сего, если бы не был твердо уверен в Божиих обетованиях. Обетования же эти были полны милости. //Блажени плачущии ныне, яко mии// возрадуются [[new:lk:06:21|(Лк. 6,21)]]. Если очи их полны были слез, то, очевидно, приимут они радование в тех обителях. Слова Псалмопевца приводит Павел в послании к Коринфянам, сказав: //имуще тойже дух веры, по писаному: веровах, темже возглаголах (Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение// — [[new:rim:10:10|Рим. 10,10]]), //и мы веруем, темже и глаголем// [[new:2kor:04:13|(2 Кор. 4,13)]], и под духом веры разумеет или состояние нашего духа, в какое приводит нас вера, или Духа, подаваемого Богом имеющему веру. С этими словами: **веровах, темже возглаголах** — согласно и сказанное: //аще не уверите, ниже имате разумети// [[old:is:07:09|(Ис. 7,9)]]. Сперва человек верует, потом уразумевает, и после сего глаголет. Но когда, говорит Псалмопевец, уверовал, возглаголил я великое, тогда увидев, что сам я — ничто, **смирихся зело.** Подобно сему сказанное Иоанном об Иисусе: //Оному подобает расти, мне же малитися// [[new:in:03:30|(Ин. 3,30)]]. Ибо малился, не отлагая что-либо из величия, какое имел, но только по сравнению с превосходным учением и житием Христовым. Так и теперь сказал: //смирихся,// не по причине умаления высоты, но по усмотрению, в сравнении с самим собою, высшего. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 1-2 **Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело. Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь** Вера, как это надо понимать о Божиих словесах, есть [именно] вера, а не доказательство. Вера влечет душу помимо всяких логических методов [доказательства] к [внутреннему] согласию [на Богопочитание]; вера рождается не логической доказательностью [умозаключений], но действиями Духа. //Во имя Господа Иисуса Христа Назарянина встань и ходи// [[new:act:03:06|(Деян. 3:6)]]. И за этим гласом следует так же и дело, [совершаемое] посредством Духа. У видевших это чудо родилось необходимое принятие веры в Божество Единородного. И что еще [может быть более] убедительным для [внутреннего] согласия [веры]? Сплетения наружного блеска, последовательное [логическое] умозаключение, сами собой влекущие [к этому согласию], или такое чудо ясно видимое и превосходящее человеческую силу? Но теперь это не в чести, и верят [уже] не делам Духа, о которых говорит слово Божие, но искусным доказательствам, имеющим опору в мирской мудрости, а не в откровении Духа в силе и очевидности, которое произошло через тех, что в простоте сердца бесхитростно поверили Богу и стали спасением ради [спасения] многих. Но и мне следует верить достойно, чтобы я говорил теперь этой великой Церкви Божией //пять слов моим умом// [[new:1kor:14:19|(1 Кор. 14:19)]]. Все же это [сказано мной] о вере ради сражающихся из-за слов и питающих надежду в пустых речах. Как мне кажется, этот псалом заключает в себе и последовательно развивающуюся далее мысль. Ибо там сказано: //благоугожду пред Господем во стране живых// [[old:ps:114:08|(Пс. 114:8)]]. Поскольку здесь говорится не о видимой земле, как это ясно и понятно, то причину здесь следует искать в различении неявного, говоря «Верую, что есть страна живых», поэтому он и сказал: //Благоугожду в ней пред Господем//. В целом же душа, собирающаяся говорить без веры, будет болтать попусту ничего не вкладывая [при этом] в слово. Итак, начало слова разумного вера, крепко утвержденная в сердце говорящего. Затем [пророк Давид свидетельствует о том,] как нам возможно достичь последующего совершенства в вере, говоря: **Аз же смирихся зело.** Ибо кто не смирил свою мысль и говорит, подражая апостолу: //братия, я не почитаю себя достигшим// [[new:ef:03:13|(Еф. 3:13)]], но, питая замыслы о постижении сущности Божией, пытаясь собственной мыслью измерить непостижимое и помышляя, что Бог таков настолько, насколько позволяет ему думать его помысл, и что он [будто бы] уже постиг, и вообще, кто делает мерой сущего собственный ум, не рассуждая, что скорее возможно малой чашкой измерить все море, чем человеческим умом объять неизреченное величие Божие, тот необдуманно раздувается от гордости и превозносится суетностью своего ума и оказывается не в силах сказать: **веровах, темже возглаголах**, потому что не может принять и последующее: **аз же смирихся зело**, связав себя самомнением и превозношением и гордясь пустыми словами, а силу, которая происходит от веры, не приобретя. Затем [пророк] и не только себя смиряет, но и всю общую природу человечества. **Аз же рех во исступлении моем**, говорит, **всяк человек ложь**.Так что тот, кто ищет опоры не в вере, но от себя приступает к учению о Боге и дерзает на постижение истины [одними лишь] человеческими силами, тот лжец и гораздо более отпадает от истины. Эту речь, как говорит он, **рех во исступлении**. Что же такое исступление? То есть рассматривая человеческое естество и исследуя, есть ли где-нибудь между людьми какая-нибудь правда, и нигде ее не найдя без Божией помощи, и изумившись этому неожиданному обстоятельству, [Давид] восклицает: **всяк человек ложь**. Или в том самом исступлении, которым он притворился перед Анхусом, разыграв эпилепсию и сумасшествие [[old:1ts:21:10|(1 Цар. 21:10)]], после того как понял, что ему необходимо наговорить на самого себя, и изобразил то, чего не было на самом деле, чтобы избежать опасности от врагов, и тогда **рех**, говорит, что **всяк человек ложь**, и если и не по свободной воле прибегая ко лжи, то, с другой стороны, и не во зло ближним, но во всяком случае по причинам [грозившей ему] опасности. Ибо на самого себя вопреки разуму пророк не кидался, как некоторые софисты обвиняли его, чтобы уличить, но, наоборот, сами подпадали под то обличение, что говорили против пророка. Ибо если **всяк человек ложь**, а [раз] Давид тоже человек, то ясно, что и он тоже лжец, а если лжец, то и не веруй ему, что он таков, каким кажется. Но если [предположим,] это слово не истинно и не всякий человек лжец, то оставим Давиду вину его лжи. Если же он не лжет, то поверим ему и в том, как он сам нам является, поверивши же, вновь вводимся в необходимость не доверять. Так что если правду говорит Давид, то освобождает [от подозрения] речь свою, так как он тоже человек и не лжет. Если же лжет, то само собой, ему не стоит и верить, ибо кто будет верить говорящему неправду? Так что когда он один раз объявил, что **всяк человек ложь**, то тогда пусть будет лжецом и Давид, чтобы поверить его слову, или если он говорит правду, то удали отрицание. Но это для играющих [в силлогизмы] и для тех, которые гордо услаждаются словесными оборотами в присутствии вещей беспредельных, но истинное не таково. Ибо [здесь] говорится о тех людях, которые еще одержимы человеческими страстями; тот же, кто стал уже превыше плотских страстей и через совершенство ума вошел в ангельское устроение, тот, когда говорит о свойственном [обычным] людям, то себя, очевидно, исключает из числа остальных. Ибо не ложен сказавший: //Аз рех бози есте и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете// [[old:ps:081:06|(Пс. 81:6-7)]]. [Слова] //бози есте// к кому же иному, как не к Давиду относятся? Ибо если сын Вышняго тот, кто через добродетель усвоил себя Богу, то [таковой уже] не умирает как человек, но живет, имея в себе Бога. **Аз же рех во исступлении моем: всяк человек ложь**. Пусть послушают те, кто смешались с плотью посредством страстей, ум же свой вознесли к сверхмирному и помыслы свои убили, а возношение сердца их стало выше Бога, и это общая цель у всех тех, кто воюет против благочестия. **//Беседы на псалмы. Беседа на сто пятнадцатый псалом.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело** Упоминая об этом изречении, блаженный Павел гово­рит: //«имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим»// [[new:2kor:04:13|(2Кор.4:13)]]. Итак, необходимо прежде сказать, как апостол воспользовался этими словами, и о чем у него была речь: тогда будет ясно для нас и пророческое изречение. О чем же беседуя, Павел упомянул об этом пророческом изречении? О воскресении и наслаждении будущими благами, ко­торые превосходят всякое слово, ум и представление. Так как все это выше всякого слова и не может быть объяснено, но должно быть принимаемо верою, то, чтобы иудей не смущался и не считал себя обманутым как бы питаемый пустыми надеж­дами, апостол исправляет его неразумие и как бы так го­ворит: я требую не нового чего-нибудь, а древнего блага – веры. Так говорит Павел. А пророк, намереваясь предсказать о некоторых благах, ожидающих иудеев в настоящей жизни и выходящих из ряда дел человеческих, и желая, чтобы никто не оставался неверующим, начинает псалом так: **«веровал, посему и говорил»**. Когда Иерусалим пал, храм обратился в развалины, и все иудеи, пленные и связанные, были отведены в чужую страну, а иноплеменники заняли их землю вместо них и получили повеление насаждать виноград, строить дома и заключать браки, тогда все это повергло иудеев в от­чаяние и они рассуждали сами с собою так: если мы, имея город, оружие, башни, множество имущества, храм, жертвенник, богослужение, обряды и все прочее общественное устройство, были преданы, сделаны пленниками и отведены в рабство, – то теперь, находясь в чужой стране и лишившись всего, обезо­руженные и обращенные в рабов, как мы можем возвратить свое отечество? Так как многие из более слабых, рассуждая таким образом, смущались, беспокоились и не внимали проро­кам, предсказавшим возвращение, то псалмопевец и сказал эти слова, внушая всем, что нужно веровать глаголам Божиим. Другие пророки говорили им иначе, как например Исаия: //«послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены». И еще: «посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас: ибо Я призвал его одного и благословил его, и размножил его»// [[old:is:51:01|(Ис.51:1, 2)]]. Смысл этих слов следующий: Авраам не был ли иноплеменником, бездетным и престарелым? Не имел ли жену, и по возрасту и по природе неспособную к деторождению? Не было ли состояние его во всех отношениях безнадежным? Что же? От него одного, бездетного, престарелого, не наполнил ли Я всю вселенную? Почему же вы смущаетесь? Если Я мог от одного наполнить вселенную, то тем более от вас немногих на­полню Иерусалим. Потому и говорит пророк: //«взгляните на скалу, из которой вы иссечены//, называя так Авраама,// в глубину рва, из которого вы извлечены»//, называя так Сарру. Как //«ров»// сам по себе не имеет воды, но по­лучает ее от верхних дождей, так и Сарра, не имевшая сама по себе способности деторождения, получила эту способ­ность свыше; и как камень никогда не приносит плода, так и Авраам не был к тому способен; но Я произвел вас из него, и от одного наполнил такие страны. Потому и Иезе­кииля Бог выводит в поле, показывает ему кучу костей, оживляет их, пророчествует и, указывая на кости, говорит: если Я могу воскрешать мертвых, то тем более вас – живых //«выведу»// [[old:iez:37:13|(Иез.37:13)]]. Так говорили другие пророки; а этот как? **«Веровал, посему и говорил»**, т.е. нужно веровать обето­ваниям, так как и я, рассуждая об этом, представляя это и принимая верою, рассеял всякое сомнение. Павел говорит, что и по отношению к нашим чувственным и видимым бла­гам нужна вера; если же она нужна по отношению к чувствен­ным, то тем более к духовным. Если для принятия того, что они возвратят свой город, иудеям нужна была вера, то тем более нам, ожидающим неба. Когда совершается что-ни­будь великое, превосходящее ум и превышающее разум, тогда должно руководствоваться верою, а не исследовать дело обыкно­венным порядком человеческим, потому что чудные дела Божии выше всего этого. Потому мы должны, обуздывая свои помыслы, обращаться к вере, и таким образом, прославлять Бога. Кто старается своими мыслями исследовать дела Его, тот не прославляет Его, желая подчинить уничиженному своему разуму неизреченные дела Его домостроительства. Вот почему и Павел, повествуя об Аврааме, который не поступал так, но, удержав свои помыслы, взирал на силу Обещавшего, и показывая, что этим он особенно про­славил Бога, говорит: //«не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное»// [[new:rim:04:20|(Рим.4:20, 21)]]. Что же значит: //«имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим»//? Здесь апостол открывает нам великое таинство. Какое? То, что ветхий и новый заветы происходят от одного и того же Духа, что один и тот же Дух, глаголавший в первом, глаголал и в последнем, что вера есть наставница всех и без нее ты не можешь сказать ничего. //«И мы//, говорит,// веруем, потому и говорим»//. Если отвергнешь веру, то невозможно и уста открыть. А для чего он не сказал: имея туже веру, но: //«тот же дух веры»//? Для того, чтобы объяснить излагаемый предмет и показать, что нужно руководство Духа для восшествия на вы­соту веры и обличения слабости разума. Потому и в другом месте он же говорит: //«каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом»// [[new:1kor:12:07|(1Кор.12:7–9)]]. Но, может быть, кто-нибудь скажет, – и справедливо, – что он говорит о другой вере, посредством которой совершались чу­деса. И я знаю, что иная та вера, о которой апостолы говорили: //«умножь в нас веру»// [[new:lk:17:05|(Лк.17:5)]], и иная та, по которой все мы называемся верными, не совершая чудес, а имея познание бла­гочестия. Но и здесь нужна помощь Духа. Так Лука о некоторой жене пишет, что (Господь) //«отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел»// [[new:act:16:14|(Деян.16:14)]]. И Христос говорит: //«никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец»// [[new:in:06:44|(Ин.6:44)]]. Если же это – дело Божие, то грешат ли неверующие, когда ни Дух не помогает им, ни Отец не влечет, ни Сын не руководит? И о Себе самом Он говорит: //«Я есмь путь»// [[new:in:14:06|(Ин.14:6)]], выражая, что для приведения к Отцу нужно Его руко­водство. Итак, если Отец влечет, Сын руководит, Дух просвещает, то грешат ли те, которые не привлечены, не руководимы, не просвещены? Грешат, потому что они сами не оказали себя достойными этого просвещения. Так, посмотри, случилось с Корнилием: он не сам собою достиг этого, но Бог призвал его, потому что он сам предварительно сде­лал себя достойным того. Поэтому и Павел, беседуя о вере, говорит: //«и сие не от вас, Божий дар»// [[new:ef:02:08|(Еф.2:8)]]. Бог не оставляет и тебя без добрых дел. Хотя от Него зависит привлекать и руководить, но Он ищет благопокорной души, и тогда оказывает Свое содействие. Вот почему и Павел в другом месте говорит: //«призванным по Его изволению»// [[new:rim:08:28|(Рим.8:28)]], В самом деле, добро­детель и спасение наше бывают не по принуждению. Хотя боль­шая часть и почти все зависит от Бога, но Он предоставил нечто малое и нам, чтобы назначение венцов сообразовалось с личным достоинством каждого. Потому и Павел, сказав: //«имея тот же дух веры..., //т.е. глаголавший и в ветхом завете, присовокупил:// и мы веруем, потому и говорим»//. Здесь вера нужна гораздо больше, нежели там, как по существу обето­ваний, невидимых и духовных, так и по порядку времени, потому что наши награды не в настоящей жизни, а в буду­щей. Даже и касательно настоящих благ нужна вера, потому что и духовные дары, при самом даровании их, требуют веры, как например: сообщение таинств, дар крещения. Так сила этих благ превосходит всякое слово. Если же касательно предметов вещественных и чувственных нужна была вера, то тем более она нужна здесь. Впрочем, апостольское изре­чение достаточно объяснено; время – перейти к пророческому и сказать, что говорит блаженный Давид. Что же говорит он? **«Веровал, посему и говорил»**. Хотя он еще не сказал ничего, но выражает то, что уже сказано было в мыслях его. Что же было сказано? Размыслив, говорит, о несчастии и плачевном состоянии иудеев, о совершенном опустошении и конечной по­гибели, я не усумнился в перемене к лучшему, но надеялся на нее, возвещал о ней и **«говорил»**; и в предыдущих псалмах я много говорил о ней, но говорил и возвещал по внушению веры. **//Беседы на псалмы. На псалом 115.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Аллилуия** Еврейский текст, и как другие переводчики, так и сирский, псалом сей соединяют с предшествующим; потому что продолжает он туже мысль. Поелику же разделяют на два псалма псалом девятый, то соединением сих псалмов сохраняют равное с нами число псалмов. Впрочем псалом сей и содержание имеет тоже самое; ибо Иудеи, упомянув там о стране живых и заключив сим речь, начинают здесь оную так: Ст. 1-2 **Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело. Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь** **«Веровах темже возглаголах».** Не телесными очами узрел я оную страну, но явною для меня соделала ее вера. **«Аз же смирихся зело». «Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь».** //Акила// же перевел сие так: //я в изумлении моем сказал: всякий человек лживость//; и //Феодотион: всякий человек исчезает//; а //Симмах//: //с прискорбием сказал я: всякий человек обманывается//. Не без намерения же представил я все сии переводы, но желая показать, что Пророк //«ложью»// называет человеческое благоденствие, всего скорее минующееся и неимеющее никакого постоянства: увидев, говорит Пророк, внезапную эту перемену, приведя себе на память прежнее наше благополучие, и взирая на следующия одно за другим бедствия, с прискорбием сказал я: ничего нет постояннаго и прочнаго; тот обманывается и не увидит исполнения надежды, кто полагается на настоящее, как на нечто продолжительное. Сие сказал он и в псалме тридцать осьмом: //«обаче всяческая суета всяк человек живый»// ([[old:ps:038:06|Пс.38:6]]). Сему обучившись и премудрый Соломон, хотя жил во всяком благоденствии, но коснувшись естествословия дел человеческих, такое сделал вступление; //«суета суетствий, всяческая суета»// ([[old:ekl:01:02|Еккл.1:2]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело** **Веровах, темже и возглаголах** //Великий Василий// говорит, что поскольку пророк Давид в конце предыдущего псалма сказал: буду благоугождать пред Господом в стране живых; то посему теперь в начале сего псалма говорит: я верил тому, о чем пророчествовал в другом псалме, т. е. я верил, что буду благоугождать пред Господом в стране живых, почему и говорил сие. Ибо я не телесными глазами видел оную страну, но, по //Феодориту//, вера указала мне оную. При том и в [[old:ps:026:13|26]]-м псалме еще сказал: верую, что увижу блага Господни на земле живых, хотя это там изъяснено в другом значении. **Аз же смирихся зело** (крайне) Я, говорит, получив от Бога таковое предведение, что буду благоугождать Богу, весьма смирился, почитая себя недостойным сего великого дара и боясь, чтобы не возгордиться и не потерять столь великий дар. Слова //Великого Василия//: Bерa должна предшествовать словам о Боге, вера, а не доказательство. Вера, которая сильнее логических методов, увлекает душу к согласию. Но, о если бы и мне дано было уверовать достойно, да возглаголю теперь сей великой церкви Божией пять слов умом моим (понятных). И никто да не издевается над нашим учением за то, что мы заставляем слушателей соглашаться на наши слова без доказательства. Ибо начала во всякой науке, по необходимости преподаются учащимся без доказательств. И вообще душа, которая приступает к глаголанию без веры, будет болтать попусту, как не предположившая никакого основания слову. Итак, начало мудрого слова есть вера, крепко внедрившаяся в сердце говорящего. Потом Давид указываете на то, как можем мы достигнуть совершенной веры, следующими словами: но я крайне смирился. Ибо кто не смирил ума своего и не говорит подобно Апостолу: братия, я себя не почитаю еще достигшим; но собственным рассудком измеряет непостижимое, тот не может говорить о себе: я верил, почему и говорил; потому что он не может присовокупить и следующих за тем слов: но я смирился крайне. //Златоуста//: Мысль, заключающуюся в сих словах Апостол изъясняет коринфянам: имея, говорит, тот же дух веры, как написано: я веровал, почему, и говорил: и мы веруем, потому и говорим: где духом веры называет происходящую от веры расположенность, или дух подаваемый от Бога имеющими веру. А слова: я верил, потому и говорил, согласны с следующими: веруя сердцем, оправдываются, и исповедуя устами спасаются [[new:rim:10:10|(Рим. 10, 10)]]. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело** Псалом этот составляет песнь благодарения за милостивое спасение из великой (смертной) опасности. Если соединять этот псалом с предыдущим, то под //спасением//, за которое псалмопевец хочет благодарить, нужно разуметь упомянутое в [[old:ps:114:04|Пс. 114:4]] освобождение от опасности смерти. Если не принимать этого псалма в индивидуальном значении, то под //разрешением уз// можно разуметь освобождение из вавилонского плена; в этом случае возвратившиеся из плена заявляют в этом псалме, что они будут приносить Богу благодарственные жертвы. Сначала псалмопевец повествует, что он исполнен был веры и упования на помощь Божию и эту свою уверенность пред всеми высказывал, хотя (**же**) положение его было очень бедственное, так что спасение казалось невозможным. **Веровах** – здесь вера в верность Бога своим обетованиям и правду Его, в чем ео ipso заключалась и надежда на спасение. **Тем же** – поелику моя вера была столь сильна, то поэтому я и высказывался так при самых тяжелых обстоятельствах; **же** – для обозначения резкой противоположности между действительным положением псалмопевца и его уверенностию. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело. Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь** //В сильном смущении от тяжелых обстоятельств, я сказал, что человек - ложь, а потому прибегал только к Твоей, Господи, помощи// Жалоба писателя на свое сокрушение пред Господом служит показателем его глубокой веры. В своей //"опрометчивости"// (точнее передать - в исступлении), в тяжелых стеснительных обстоятельствах своей жизни, когда он не видел ниоткуда помощи, но встречал только противодействие и обманы со стороны людей, он сказал, что //"всякий человек ложь"//, т. е. что надежда на помощь человека не только обманчива, но что люди и живут даже намеренными и сознательными обманами других. Очень может быть, что писатель здесь делает намек на интриги самарян пред персидским двором. Эта беспомощность писателя своими силами выйти из тяжелых обстоятельств вызвала в нем молитвенное обращение к Богу за помощью, являясь выражением его веры, что только один Господь истинен и только в Нем одном можно найти защиту. **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Аллилуиа** Сей псалом так же, как и предыдущие, надписывается словом Аллилуиа («хвалите Бога»), и его, по тесной связи с предшествующим, [[old:ps:114:start|114-м]], псалмом, можно также признать как благодарственную песнь Господу Богу со стороны иудеев за избавление их из тех затруднительных обстоятельств, в которых находились они при построении второго храма Иерусалимского. Ст. 1–2 **Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело. Аз же Рех во изступлении моем: всяк человек лож** Прежде всего пророк-псалмопевец говорит о твердости своей веры, которая заставляет его смело высказывать свои мысли. **Веровах, темже возглаголах**. Так как псалом сей имеет тесную связь с предыдущим псалмом, то и в кратких речениях первого стиха сего псалма можно усматривать некоторую связь с последними словами того (предыдущего) псалма и представить здесь такую речь: я верил тому, что буду благоугождать Господу в стране живых. Ибо я не телесными глазами видел ту страну, но, по замечанию блж. Феодорита, «вера указала мне оную» 6, с. 559). Согласно сему, и в другом псалме он говорит: «верую», что увижу «//благая Господня на земли живых//» [[old:ps:026:13|(Пс. 26:13)]]. Получив от Бога такое предведение, что буду благоугождать Ему, я весьма смирился, говорит пророк, почитая себя недостойным сего великого дара и боясь, чтобы не возгордиться и не потерять столь великий дар. **Аз же смирихся зело**. Далее чистосердечно признается, что он, как человек, немало колебался мыслями и даже, быв в некотором умоисступлении, усомнился в Божием Промысле, но это было только мгновенное искушение. Потому что скоро пришел в себя, поверил Божиим обещаниям и, в сильном движении духа, сам в себе сказал, что **всяк человек лож**, а только один Бог истинен и верен. «Здесь слово **исступление** означает, – говорит св. Иоанн Златоуст, – некоторое изумление, состояние вне себя. Такое состояние бывает или по действию Божию, или вследствие чрезвычайных страданий. Таким образом, пророк здесь говорит об **изступлении** от великих бедствий, постигших его; томимый скорбию, взирая на природу человека, достойную сожаления, обнаруживающую во всем свою тленность и ничтожество, он сказал: **всяк человек лож**, т.е. человек ничто» [5, с. 349]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]