[<10>] ====== Толкования на Пс. 115:3 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 3-4 **Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму и имя Господне призову** Прийдя в чувство от осознания [бесчисленного] множества даров Божиих, [таких как:] что Он привел нас из небытия в бытие, что, создав из земли, почтил разумом, в котором и можем мы носить образ небесного [[new:1kor:15:49|(1 Кор. 15:49)]]; затем, что, заботясь о Домостроительстве [Спасения] всего человеческого рода, Господь Самого Себя дал в искупление за всех нас, [однако также] вопрошает и ищет во всех принадлежащих Ему, не найдет ли Он что-нибудь достойное сего дара Господня. **Что воздам Господеви?** Ни жертвы, ни законного служения [ветхозаветного] богопочитания, но саму свою жизнь, и поэтому говорит: **чашу спасения прииму** — то есть страдание в борьбе за благочестие, в противостоянии греху даже до смерти, я думаю, что это и есть чаша. Об этом и Сам Спаситель учил в Евангелии: //Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия// [[new:mf:26:39|(Мф. 26:39)]]. А ученикам говорил так: //Можете ли пить чашу, которую Я буду пить?// [[new:mf:20:22|(Мф. 20:22)]], имея в виду ту смерть, которую Он принял за спасение мира. Посему и говорит: **чашу спасения прииму**, то есть сказуя: «Жаждя, Я гряду к совершению свидетельства, к успокоению души и тела, принимая мучение не за наслаждение, но в борьбе за благочестие». Себя же, говорит, приношу в жертву и приношение Господу, поскольку все полагаю меньшим достоинства Благоделавшего [мне]. И эти возвещения с готовностью имею от свидетеля воздать всему народу. **//Беседы на псалмы. Беседа на сто пятнадцатый псалом.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми** Смотри, как он показывает величие благодеяния не только тем, что сделано, но и тем, кому оно сделано, выражая другими словами ту же мысль, какую сказал он в псалме. Как там сказал: //«то что такое человек, что Ты помнишь его? Или сын человеческий, что посещаешь его?»// [[old:ps:008:05|(Пс.8:5)]], так и здесь. Благодеяние является вдвойне важными, когда оно и по существу своему велико, и оказывается какому-нибудь ничтож­ному существу, что также увеличивает благодеяние и милость. Чтобы выразить это, он и говорит: **«что воздам Господу»**, объ­ясняя, что Бог удостоил такого дара человека, который есть ложь, существо тленное и ничтожное. **«За все, что Он даровал мне»**. Благодарной душе свойственно – заботиться и искать, чем бы воздать благодетелю за полученные от него благодеяния и, сделав со своей стороны все, считать себя не сделавшею ничего достойного. Упомянув сначала о воздаянии, он далее обещает принести это воздаяние, и выражает двойную благодарность – и принесением того, что мог, и изъявлением того, что, принесши это, он не принес ничего достойного. **//Беседы на псалмы. На псалом 115.//** ===== Свт. Григорий Палама ===== **Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми** Поскольку Пророк здесь ведет речь понятную для тех, кто не обладал большей проницательностью, то, поэтому, не упомянув о тех дарах, которые были до рождения человека, он говорит о тех дарах, которые были даны от Бога человеку после его рождения. Какие же это были до рождения человека, т.е. прежде чем человек получил свое бытие от Бога, какие Его дары уже были готовы для него? – Небо, вот, и земля и весь этот материальный мир, а нечто, возможно, принадлежащее и сверх-мирному, были приведены в бытие ради нас: потому что все это, существующее до рождения всякого человека, созданное ради нас из ничего, человеколюбиво было предуготовано, почему и сразу же это дается от Бога каждому человеку, приходящему в сей мир, для его существования и удовольствия; и это не награда за что-нибудь и не воздаяние (за какие-либо услуги), но дается поистине как дар весьма искусного и великодарствующего Бога, Который всем дает даяние. //«Что бо имаши//, – говорит Павел, – //егоже неси приял?»// [[new:1kor:04:07|(1Кор.4:7)]]. //«Кто же даде Богу //(и то еще не пришед в бытие)// и воздастся ему?»// [[new:rim:11:36|(Рим.11:36)]]. Итак, оставив в стороне все это столь многое и столь великое, я имею ввиду: мир и все находящееся в мире и то, что принадлежит сверх-мирному (потому что за это все невозможно со своей стороны воздать нашему Творцу), он, взирая только на те дары, которые Бог нам даровал после нашего рождения, недоумевает, каким образом мог бы воздать за них. Но какие это дары, которые мы получили после нашего рождения, за которые, говорит Пророк, надлежит быть воздаянию с нашей стороны? – Когда человек, с чувством осознав Приведшего его в бытие и ради него Создавшего все сущее, даст славу Богу и воззрит к Нему чрез свою веру и дела, то это и есть некое воздаяние Богу со стороны человека. Поскольку же Бог, будучи приснотекущим и неистощимым Источником (благости), во много крат воспрославляет славящих Его, и к сущим от начала благодеяниям прибавляет новые для приемлющих их с должной благодарностью, то это является ответным воздаянием Бога к человеку. На это принимающие отвечают опять со своей стороны подобающей благодарностью, выраженной в словах и в делах. И это многократно, по закону взаимности, производит многочисленные воздаяния друг другу: людям со стороны Бога, и Богу – со стороны угождающих Ему людей. Так, Авраам, по делам познав Творца и воздав честь и славу Богу, удостоился услышать Его голос и получить божественное обещание: //«Изыди от земли твоей, и от рода твоего и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу. И сотворю тя в язык велий, и благословлю тя, и возвеличу имя твое, и будеши благословен. И благословлю благословящия тя, и клянущия тя прокляну, и благословятся о тебе вся племена земная»// [[old:gen:12:01|(Быт.12:1–3)]]. Таким образом, самые эти слова и обещание, заключенное в них, были даны от Бога Аврааму как воздаяние ему за то, что он воздал славу Богу. Он же снова воздал Богу послушание на деле, почему и снова услышал от Него: //«Благоугождай предо Мною, и буди непорочен. И положу завет Мой между Мною и между семенем твоим, и умножу тя зело, зело»// [[old:gen:12:01|(Быт.12:1–3)]]. Таковые по порядку в отношении друг друга – со стороны Авраама в отношении Бога воздаяния, выраженные чрез веру, слова и дела, и Божие явления Аврааму и Его обещания ему и благодеяния, какое слово могло бы вкратце охватить? – потому что к числу их принадлежат оные великие чудесные дела и закон и пророки и то, что от него произошел род царей и Сам Христос, Царь царствующих и Господь господствующих! Внимательный исследователь мог бы заметить, что подобное относится не только к Аврааму, но и каждому из угождающих Богу, хотя и взаимно осуществляется посредством иных дел и во время и в жизни угодников Божиих. Итак, поскольку Давид, исследовав, увидел настоящее свое положение и возвестил то, что было до него (потому что и это было – ради него) и познал безмерные благодеяния Божии и те благодеяния, воистину приличествующие Богу, которые Бог оказал в отношении нас, людей, а также осознал, что с нашей стороны нет ничего, что при воздаянии Ему, могло бы сравниться с Его дарованиями людям, он воскликнул: **«Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?»** **//Омилия 53, о том, что непрестанное общение с Богом путем молитвы и псалмопения является основанием всякого блага.//** ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми** Ко всякому ли идет вопрос сей? Ко всякому, и самому, по-видимому, несчастному. Ибо если есть какие несчастья, то они не от Господа, а или от самого человека, или от людей других. Притом несчастья, какие есть или бывают, касаются только поверхности бытия нашего и суть нечто преходящее; а фонд - то, что от Господа - всегда благо и хорошо. Душа всякая одарена образом Божиим; искуплена всякая Кровью Сына Божия; освящена всякая благодатью Святаго Духа; предназначена всякая к вечному блаженству; поставлена среди мира Божия. Но если и самый последний бедняк в мире должен говорить таким образом, то что сказать о вас, богатых счастливцах мира? Из вас каждый, и вставая и ложась, должен говорить: **Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?** И что же в самом деле можно воздать Ему? Благ наших Он не требует. Чего же хочет? Сердца твоего: //Даждь Ми, сыне, твое сердце// [[old:pr:23:26|(Притч. 23; 26)]]. У тебя все - Мое, но сердце - твое. Я не могу им располагать. Если в самом деле хочешь возблагодарить Меня, то дай Мне сердце. Таким образом мы составим одно. А то, что дано тебе, получит чрез сие правильное употребление. **//Заметки.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Чтó воздам Господеви о всех, яже воздаде ми** Будучи ущедрен многими и различными благодеяниями, не знаю, чем вознаградить Благодетеля. Не без намерения же Пророк присовокупил это к предыдущему, но учит сим, что, при многоразличных переменах жизни, Бог всяческих оказывает людям помощь, и упадающим в духе подает всякаго рода утешения. Сие сказал и блаженный Павел: //«благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, утешаяй нас о всякой скорби нашей, яко возмощи нам утешити сущия во всякой скорби, утешением, имже утешаемся сами от Бога: зане якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше»// [[new:2kor:01:03|(2Кор.1:3–5)]]. Тоже говорил и блаженный Давид: //«по множеству болезней моих, утешения Твоя возвеселиша душу мою»// [[old:ps:093:19|(Пс.93:19)]]. ===== Евфимий Зигабен ===== **Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми** Какое, говорит, воздаяние сделаю Богу, который сверх других бесчисленных благодеяний, оказанных Им мне, ничтожному, даровал и сию благодать, чтобы мне видеть в исступлении невидимую оную страну живых? Где выражение: воздаде употреблено вместо: дал, как мы это заметили и в [[old:ps:007:05#evfimij_zigaben|7]]-м псалме, изъясняя слова: если я воздам воздающим мне злом. Слова //Златоуста//: Это говорит, усваивая себе обстоятельства пленных. Много Ты, Владыко, благодетельствовал мне. Чем мне воздать Тебе? Прими сосуд с возлиянием и возлию Тебе его за спасение народа, жертву так называемую возлияние спасения; и имя Твое призову и воздам те обещания, которые я обещал за спасение народа. Такова-то расположенность к благодарности; она состоит в том, чтобы отыскивать все возможные случаи к принесению чего либо Благодетелю за полученные от Него блага, и пожертвовав всем, почитать себя бессильным к вознаграждению его чем-либо. //Василия Великого//: Здесь великодаровитый называется не дающим, а воздающим, как бы не Он начинал дарить, а только воздавал тем, которые прежде Его начали это делать; ибо благодарность получающих Он вменяет себе за благодеяние. Так Он и подавая тебе имущество, просит у тебя милостыни посредством руки нищих; и когда получит Свое, твой дар целым возвращает тебе, как бы за твое собственное. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми** Так и было; Он освободил меня из моей великой опасности. Как же должен я благодарить Его за это? **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–6 **Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму и имя Господне призову, молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. Честна пред Господем смерть преподобных Его** Преисполненный чувством великой благодарности за все те благодеяния, какие получал многократно от Бога, пророк как бы находится в затруднении, как и чем он (доведший себя до сознания ничтожества) мог бы достойно возблагодарить Господа, и выражает это затруднение свое таким словами: **Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми**? Признавая себя бессильным к достодолжному благодарению Господа, он употребляет последнее средство, прославляет милость Божию какими только может хвалами и на поставленный самому себе вопрос отвечает: **чашу спасения прииму, и имя Господне призову**. Под именем **чаши** некоторые разумеют здесь жертвоприношение, какое употреблялось в подобных случаях в Ветхом Завете. Но св. отцы: Василий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие, – согласно толкуют это изречение пророка о чаше терпения и страдания, в каковом смысле и Сам Господь Иисус Христос в Евангелии говорит: «//Можета ли пити чашу, юже Аз имам пити//» [[new:mf:20:22|(Мф. 20:22)]]; а также и в Евангелии Иоанна [[new:in:18:11|(Ин. 18:11)]], обращаясь к Петру, говорит: «//Вложи меч в ножны, неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?//» И не только в Новом Завете, но и у древних пророков везде чаша принимается за горькое питие скорбей, как, например, у пророка Исайи [[old:is:51:17|(Ис. 51:17)]], у Иеремии ([[old:ier:25:15|Иер. 25:15]], [[old:ier:25:17|17]] и др.) и в псалме [[old:ps:074:09|(Пс. 74:9)]]. Таким образом, пророк, не имея ничего лучшего, что мог бы принести в дар Господу Богу за столь многие и великие благодеяния, ему оказанные, говорит: **чашу спасения приим**у, т.е. испию с удовольствием **чашу** Господню, как бы ни была она горька, и готов претерпеть всякие скорби, беды и напасти, хотя бы и самую смерть, если Господу угодно, будучи вполне уверен, что **чаша** сия, хотя и горька, но **спасительна**. И принимая ее, я не на свои силы уповаю, но имя Господне призову, опять крепко веруя, что с помощью Божией всё могу. А вместе с призванием имени Господня, я, говорит, воздам молитвы, или, что то же, «обеты мои Господу пред всем народом Его» (пер. с евр.), то есть за милости Божии и великие Его благодеяния мне я готов принести жертву хвалы и исповедания не в темном каком-либо и потайном месте, но в храме, при всенародном собрании, в присутствии даже самих врагов, хотя бы за это угрожала мне смерть. Ибо я опять уверен, что смерть людей, пострадавших за исповедание имени Господа, есть **честна** и драгоценна. «Дорога в очах Господних смерть святых (**преподобных**) Его". //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]