[<10>] ====== Толкования на Пс. 115:5 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 5-6 **молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми его. Честна пред Господем смерть преподобных Его** **Молитвы моя [Господеви] воздам пред всеми людьми Его**.И затем поощрение слушающим, чтобы не боялись смерти: **честна пред Господем смерть преподобных Его**. [Этим он как бы] говорит: «Вы люди участники прекрасного состязания, не робейте перед смертью, ибо это не тление, но начало жизни, не совершенное исчезновение, но переход в славу». У людей любящих богатство, так повелось, что некоторые камешки, сверкающие разноцветным блеском, называются «честными» (драгоценными). И поистине **честна пред Господем смерть преподобных Его**. Если душа, проводившая чистую жизнь, свободная от плотских осквернений, не имеющая ни пятна, ни морщины, прославленная в борьбе за благочестие и стяжавшая венец праведности, сверкающий красотой многих добродетелей, предстанет Владыке и Судии всех, окажется еще более сверкающей от сияния благодати, то как же может не быть **честна пред Господем смерть** такого человека? Посему не будем скорбеть об исходе из этого мира мужей преподобных, но скорее [будем переживать это] как рождение и переход в иную жизнь. Ибо вход в этот мир законоположен нам необходимостью естества через бесчестие нечистоты и зловония посредством плотского рождения. Выход же и переход отсюда честен и светел, но не у всех, а у живших преподобно и праведно в здешней жизни. Честна... смерть, но не честно у людей рождение. //Сеется в уничижении, восстает в славе, сеется в тлении, восстает в нетлении// [[new:1kor:15:42|(1 Кор. 15:43, 42)]]. Итак, сравни с рождением смерть и перестань оплакивать тех, кто изменился из бесчестия [в славу]. Так что умерли они не по-иудейски, став отвратительной мертвичиной, потому что за Христа смерть честной удел преподобных Его. Посему [и было] сказано священникам и назореям: //прикасаяйся мертвечине его, нечист будет до вечера и да измыет ризы своя// [[old:lev:11:39|(Лев. 11:39, 40)]]. Теперь же прикасающийся к костям мученика получает и некоторое причастие освящения той благодатью, которая обитает в теле [святого]. Итак, **честна пред Господем смерть преподобных Его**. Посему не предпочитайте многочестное бесчестному и не будьте сообщниками дурных, предпочитая тленную жизнь состоянию нетленному и блаженному. Не поддавайтесь страстям бесчестия, которым подпадают многие из любителей наслаждения, которые и жизненные блага, и величие души сжигают и порабощают ее, увлекая к служению плоти. Ибо где рабство, там и бесчестье. Итак, должно избегать жизни, соединенной с бесчестьем. Ничего большего не смогу, говорит, сотворить, чем самого себя воздам Владыке. **//Беседы на псалмы. Беседа на сто пятнадцатый псалом.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его** **«Обетами»** он называет здесь обещания, обеты. Во время бедствий он прибегал к Богу и признавал себя должником Его, обещая Ему принести эти жертвы, если избавится от бедствий. Так как, говорит, несчастье прекра­тилось, то я совершу обеты свои Господу пред всеми людьми Его. **//Беседы на псалмы. На псалом 115.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 5-6 **Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. Честна пред Господем смерть преподобных Его** А если честна пред Богом; то для кого и из преподобных не досточтима? ===== Евфимий Зигабен ===== **Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его** Я, говорит, по долгу своему воздам Богу те обещания, которые небоязненно дал Ему пред множеством народа; потому что в скорости имел отойти от сей жизни. Слова //Василия//: Сии, говорит, обещания испить чашу спасения я готов исполнить при свидетельстве всего народа. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его** См. Толкование на [[old:ps:115:03#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 115:3]] [<10>]