[<10>] ====== Толкования на Пс. 115:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **о, Господи, аз раб твой, аз раб твой и сын рабыни твоея: растерзал еси узы моя** **О Господи, аз раб Твой, и сын рабыни Твоея.** С дерзновением называет себя рабом, как и Апостол, именует же себя сыном рабыни, т. е. ветхозаветного руковождения Законом. **Растерзал еси узы моя.** Какие же это узы, кроме уз греховных, по сказанному: пленицами своих грехов кийждо затязается ([[old:pr:05:22|Прит. 5,22]])? **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **о, Господи, аз раб твой, аз раб твой и сын рабыни твоея: растерзал еси узы моя** **Аз раб Твой** и Твоя собственность, так как вообще сотворенное является рабом своему Творцу, и рабом не только по произволению, но и по природе. Ибо еще во младенчестве, когда **аз сын рабыни Твоея** был еще дитя, обманом захватил меня в плен враг и, похитив меня из Твоего рабства, сделал рабом греха. Но обращусь и прибегну к изначальному Господину и познаю [вновь] рабство первоначальное (т. е. служение Богу). Р**астерзал еси узы моя**. Поскольку [Ты, Христе] избавил меня от оков, сойдя во ад, и избавив, освободил связанное и пребывающее в неизбежных темницах [ада] человечество от смерти, то Тебе поэтому приношу в жертву ни парнокопытных четвероногих, жующих жвачку, ни чистых птиц, или лепешки приготовленные на масле, или славный ливан, или фимиам этого состава (ибо все это приносится от земли Владыке), но есть у меня особенное достояние и порождение моего собственного сердца, из которого я и вознесу хвалебное славословие, из моего помышления, словно с какого-то жертвенника. **//Беседы на псалмы. Беседа на сто пятнадцатый псалом.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **о, Господи, аз раб твой, аз раб твой и сын рабыни твоея: растерзал еси узы моя** См. Толкование на [[old:ps:115:06#svt_ioann_zlatoust|Пс. 115:6]] ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **о, Господи, аз раб твой, аз раб твой и сын рабыни твоея: растерзал еси узы моя** **Растерзал еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы**, то есть возблагодарю и прославлю Тя за то, что Ты растерзал узы мои, то есть тление; и опять: **растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием. Яко да воспоет Тебе слава моя и не умилюся** [[old:ps:029:12|(Пс.29:12-13)]]; то есть Ты совлек с меня вретище, которое я носил, то есть тление, и препоясал меня радостию, да прославлю Тя, не я, но Дух Святой чрез меня, потому что радость и слава, приятые Давидом от Бога, был Дух Святой, Коего имея в себе, он говорит: **и не умилюся** (не буду иметь нужды раскаиваться), то есть не буду грешить? Итак, всеконечно необходимо всякому всевозможные употребить усилия, чтоб получить свыше от Христа Господа сие веселие и славу, то есть благодать Святого Духа, чтоб возыметь силу не грешить более. **//Слова (Слово 38-е).//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **о, Господи, аз раб твой, аз раб твой и сын рабыни твоея: растерзал еси узы моя** **«О, Господи, аз раб Твой, аз раб Твой, и сын рабыни Твоея».** Посему, если претерпим оную достойную удивления смерть, то честь и хвалу приимем от Бога, и оставим по себе приснопамятную славу. А если, преодолев врагов, разсыплем их полчище; то принесем Владыке благодарственную песнь, признавая свое рабство и хвалясь тем, что прияли оное от предков. Ибо принужденные раболепствовать людям иногда величаются тем, что имели у себя свободных предков; а добровольно послужившие Богу признаются, что рабство сие прияли от предков, справедливо будучи уверены, что таковое рабство – величайшая для них слава. **«Растерзал еси узы моя».** Освободил Ты меня от многих и разных бедствий. ===== Евфимий Зигабен ===== **о, Господи, аз раб твой, аз раб твой и сын рабыни твоея: растерзал еси узы моя** **О Господи, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея** Господи, говорит, я посвящен и предан Твоему владычеству, где два раза назвал себя рабом Божиим, чем показывает, что он именует себя рабом Божиим с удовольствием, и, по словам //Златоуста//, открывает и исповедует сие без всякого стыда. Притом сказав, что он сын рабы Божией, то есть матери своей, сим показывает, что он раб Божий от родителей; а упомянул имя матери своей, а не отца своего, безразлично. Или сказал это только потому, что дети рабынь были весьма дороги для господ их. Слова //Златоуста//: Не об общем говорит рабстве, но о таком, которое соединено с великою расположенностью и любовью, ибо он был воспламенен благожеланием, которое есть для него величайший венец и блистательнейший всякой диадемы; посему и Бог в величайшую похвалу поставляет сие, когда говорит: Моисей раб мой скончался. //Евсевия//: Дважды назвал себя рабом, дабы с естественным рабством, которым мы, будучи сыны рабы, т. е. природы, обязаны Создателю выразить и произвольное рабство, с каковым служат одни только праведники. **Растерзал еcи узы моя** См. Толкование на [[old:ps:115:08#evfimij_zigaben|Пс. 115:8]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **о, Господи, аз раб твой, аз раб твой и сын рабыни твоея: растерзал еси узы моя** да, Господи, так действительно; жизнь Твоих праведников дорога Тебе; вот и я один из таковых, совершенно чувствующий зависимость от Тебя, раб Твой; и Ты развязал мои узы и тем фактически показал, что Ты дорого ценишь жизнь Твоих святых. **О, Господи** – смерть Твоих святых составляет, Господи, предмет Твоей заботливости; ибо я есмь (как Твой раб) из числа таких святых, и Ты развязал мои узы, и тем засвидетельствовал Свою заботливость о Своих Святых. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 7–10 **0, Господи, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея: растерзал еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову. Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его, во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме** Признание себя **рабом Божиим**, как видно из этих слов пророка (ст. 7), доставляло ему немалое удовольствие. Он не только признает себя **рабом Божиим**, но и два раза называет себя этим именем, поставляя в этом особую для себя заслугу, счастие и блаженство. Нравственная чистота, пламенная вера и любовь поставили его в столь близкое общение с Богом, что и молитва его представляется одухотворенным актом такого близкого общения. Он, так сказать, реально ощущает присутствие Божие, видит Его своими духовными очами, и потому столь велика и действенна сила такой молитвы! **О, Господи, я раб Твой, я раб Твой и сын рабыни Твоей; Ты разрешил узы мои. **В последних словах под узами пророк разумеет узы греха, или узы скорби и печали. Так объясняет это и св. Иоанн Златоуст: «Какие это узы, как не грехи? Ибо каждый связывается узами своих грехов. Или, в историческом значении, разумеются здесь узы печали. Итак, есть и узы хорошие, связываться которыми есть дело хорошее. Так говорит о союзе любви, что она есть союз совершенства, и еще: узник Иисуса Христа» [7, с. 918]. С последним словом об узах имеют тесную связь и следующие слова о **жертвах и молитвах**. Сказав: «Ты, Господи, разорвал узы грехов моих мечем покаяния и освободил меня от многих разных бедствий», – продолжает: поэтому я и «принесу Тебе (**пожру**) жертву хвалы и имя Господне призову» (пер. с евр.). А св. Афанасий Александрийский говорит о сем так: «Какие же это узы, кроме уз греховных? **Тебе пожру жертвы хвалы**. Как преуспевший отметает жертвы кровавые и дает обещание приносить жертву хвалы» [3, с. 362]. Здесь пророк как бы так говорит: Тебе, а не идолам и не тем мерзким богам, которым служат сыны века сего, т.е. мамоне и чреву, почестям и богатству, я буду приносить жертву хвалы и имя Господа моего, Который един есть истинный Бог, ныне и всегда призову. И тут же, повторяя сказанные прежде [[old:ps:115:05|(ст. 5)]] слова, прибавляет: обеты мои (**молитвы моя**) **воздам Господу пред всем народом Его, во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалиме**. Не лишне привести здесь следующее замечание св. Василия Великого: «Приношу, говорит, Тебе хвалу пред всеми людьми, приношу не тайно где-либо, как стыдящийся, и не в скрытном месте, убегая от укоризн со стороны нечестивых; но совершу оную всенародно, приняв в участие в сем богослужении и весь народ. Принесу во дворах дома Господня. Заметьте сие вы, которые оставляете собрание церковное, а собираетесь в общих домах, вы, несчастные, отторгнутые от честного тела. И по древнему служению не позволялось каждому устроять жертвенник; но один указан желавшим приносить жертву» [7, с. 920]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]