[<10>] ====== Толкования на Пс. 117:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господь мне помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек** Видишь ли высоту духа? Видишь ли ум, так возвы­шающийся над человеческой немощью, что не обращает вни­мания на всю природу? Это будем и мы не только петь, но вы­ражать и делами. Пророк не сказал: я ничего не потерплю, но: **«не убоюсь: что сделает мне человек»**; т.е. хотя и потерплю, но не боюсь. Тоже говорит и Павел: //«Если Бог за нас, кто против нас?»// [[new:rim:08:31|(Рим.8:31)]]? Хотя бесчисленны были враги их, но ни­сколько не повредили им. И не крайним ли было бы малоду­шием, – пользуясь благоволением Господа, страшиться подоб­ных себе рабов? Но пророк был не таков; он был выше и недоступнее для подобного страха. Так будем действовать и мы, и не станем лишать себя помощи Божией чрез страх пред людьми; это значило бы оскорблять помощь Божию. Так о Езекии говорится, что он пострадал за то, что, когда заходя­щее солнце поднялось опять на столько степеней, на сколько спусти­лось, когда это знамение могло поразить всех приходивших и желавших узнать о нем, он хотел удивить их не делами Божиими, а человеческими, опасаясь нападения врагов; он по­казал им свои сокровища, возлагая на эти сокровища свою надежду. Поэтому разгневанный Бог сказал: //«и взято будет все»// [[old:4ts:20:17|(4Цар.20:17)]], т.е. на что ты надеешься, чем гордишься. Так и израильтяне осуждаются за то, что они надеялись на богатство и коней; потому пророк и увещевал их умилости­влять Бога противным тому и говорит: //«не станем садиться на коня»// [[old:os:14:04|(Ос.14:4)]]. Бог чтит тебя, а ты сам бесчестишь себя? Бог чтит тебя, предлагая Свою помощь, а ты прибегаешь к чело­веческим надеждам, полагаешь надежду своего спасения в бездушном веществе – богатстве? Бог хочет не только спасти тебя, но и сделать это достойным образом. Он очень любит тебя, и потому, отклоняя тебя от всего, привлекает к Себе, отстраняя все, ведет к Себе, и как бы так говорит Своими делами: во Мне полагай надежды свои и ко Мне непрестанно обращай взоры свои. **//Беседы на псалмы. На псалом 117.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 6-7 **Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек. Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя** Потому что, Владыку всяческих имея помощником, не боюсь нападения врагов. Надеюсь же, что, пользуясь Его помощию, весьма скоро увижу погибель их. Потом Пророк благочестивую мысль сию подкрепляет благими помыслами. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господь мне, помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек** Сии слова имеют сходство со сказанными Давидом в [[old:ps:026:01|26]]-м псалме: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого мне бояться? Здесь заметь, читатель, что Давид не сказал, что я не подвергнусь никакому злу со стороны человека, но, что не убоюсь, хотя и подвергнусь чему-нибудь. Ибо, что я подвергнусь, это не значит, что Бог бессилен, поскольку Он помогает мне, но что Бог попустил сему случиться со мною за грехи мои для наказания и исправления моего. //Златоуста//: Видишь ли высоту духа? Видишь ли как ум его стал выше человеческой немощи? Видишь ли, с какой высоты смотрит на всю природу. Сие не только мы должны просто петь, но и делами осуществлять. Не сказал: ничего со мною не случится, но: не убоюсь, что сделает мне человек. И хотя случится, не боюсь, говорит; что и Павел говорит: а если Бог за нас, то кто против нас? ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господь мне помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек** Ввиду этой Божественной помощи он исполнен надежды и на будущее, и ему ясно, что надежда на Бога превосходит все, что Бог один может помочь, и, конечно, поможет. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 6–7 **Господь мне помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек? Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя** Здесь пророк, говоря о помощи Божией, всегда готовой для человека, призывающего эту помощь, противопоставляет ей самонадеянность человеческую, когда люди, забывая о помощи Божией, в случаях опасности от врагов или от скорбных и тесных обстоятельств, выражают опасения подвергнуться этим обстоятельствам и принимают какие-либо средства к ограждению себя от вражеских напастей или угрожающих обстоятельств. Существует, например, такая поговорка у людей: «На Бога-то надейся, но и сам не плошай». Этой поговоркой люди обыкновенно выражают ту мысль, что, при надежде на Бога, не нужно упускать из вида и те охранительные средства, какие имеются в наших руках, при встречающихся затруднительных обстоятельствах. Как будто не отвергается надежда на Бога; но в то же время допускается самонадеянность, которая часто и у многих людей совсем вытесняет из сердца надежду на помощь Божию. Против такой самонадеянности пророк самого себя ставит в пример другим, говоря так «Господь за меня, не устрашусь: что сделает мне человек? Господь мне помощник – буду смотреть на врагов моих» (пер. с евр.). По поводу сей речи пророка св. Иоанн Златоуст делает такое замечание: «Видишь ли высоту духа? Видишь ли, как ум его стал выше человеческой немощи? Видишь ли, с какой высоты смотрит на всю природу? Сие не только мы должны просто петь, но и делами осуществлять. Не сказал: ничего со мною не случится, но: не убоюсь, что сделает мне человек. И хотя случится, не боюсь, говорит, что и Павел (апостол) говорит: «//Если Бог за нас, то кто против нас?//» [[new:rim:08:31|(Рим. 8:31)]] [5, с. 356]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]