[<10>] ====== Толкования на Пс. 117:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение** Как бы так говорит: Он сам стал моею силою и помощью. Что значит: **«пение мое»**? Слава моя, хвала моя, украшение мое, торжество мое. Бог не только избавляет лю­дей от опасностей, но и доставляет им славу и торжество. И везде можно видеть, как от Него подается спасение со сла­вою. Впрочем, здесь указывается и на нечто другое. Что же? Моя непрестанная песнь, говорит, мой постоянный глас – хвала Ему; мое дело – непрестанное прославление Его. Пусть выслушают это те, которые растлевают себя сатанинскими песнями. Какой вред они причиняют себе? Ка­кое могут иметь оправдание? Тогда как пророк постоянно воспевает Спасителя, они постоянно оскверняют себя песнями бесовскими. **//Беседы на псалмы. На псалом 117.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение** Поэтому Бог для нас – и сила, и победа, и источник песнопения; потому что, от Него прияв блага, с благодушием приносим в дар Ему песнь. ===== Евфимий Зигабен ===== **Крепость моя и пение мое Господь; и бысть ми во спасение** Господь, говорит, есть крепость моя и похвала, и слава моя; поскольку посредством Господа я в таком почтении и славе у всех за то, что имею столь всесильного помощника. Или говорит, что я пою и прославляю Господа всегда за то, что Он был моим Спасителем. //Златословесного//: Что такое пение мое? Слава моя, похвала моя, украшение мое, знаменитость моя. Ибо не только избавляет от бедствий, но и делает блистательными и знаменитыми, подавая спасете вместе с славою. //Ориген// говорит, что крепость моя и пение мое Господь—значить то, что у безбоязненного мученика бывает голос; а слова: был мне во спасение, по другому изъяснителю, значат то, что Господь, делаясь спасителем, не получает начала бытия, ибо Он пребывает всегда и вечен, а делается спасителем, в отношении к спасающимся; почему все, что о Христе говорится, чем Он сделался, предполагает такую же милость. Ибо не сделался Богом, или словом, или истиною, или мудростию, или сыном, но мудростию для нас, не просто сделавшись мудростию, а равно и правдою и освящением и избавлением, но для нас и по отношению к нам. Так Бог сделал Его Христом и Господом, Христом, т. е. царем и священником над теми, которые принадлежат к Его царству, за которых Он приносит жертву и которые пожелали быть рабами Его. И вообще, когда-то, что говорится о Нем, ты так и будешь понимать, не впадешь в нечестие. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение** **Пение мое** – предмет моей хвалебной песни. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение** См. Толкование на [[old:ps:117:10#lopuxin_ap|Пс. 117:10]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 14–18 **Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение. Глас радости и спасения в селениих праведных: десница Господня сотвори силу. Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу. Не умру, но жив буду и повем дела Господня. Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя** Сказав о силе Божией, всегда помогавшей ему при нападениях со стороны враждебных народов, пророк называет эту силу **крепостию**, а о Самом Господе Боге, подающем эту крепость, говорит, что Он служит предметом его **пения и хвалы**. Господь, говорит, – сила моя; Он же и **пение** мое; и если я получал **спасение** от врагов, то не чрез кого-либо другого, а именно чрез Него. Он и **бысть м**и во спасение. Далее говорит о той радости, которую доставляет спасение от врагов. И так как радость эта принадлежит не ему только лично, а есть радость общая для всего народа израильского, получившего спасение от врагов, то и должна быть оглашена и воспета торжественно, всенародно. Эта радость о победе над врагами должна быть воспета в жилищах людей, боящихся Бога, **в селениих праведных**. По словам св. Иоанна Златоуста: «Когда Бог совершает все, то получающие победу радуются, торжествуют, сугубо радуясь; во-первых, о спасении, во-вторых, – о спасении чрез Бога» [5, с. 359]. Верные и на Бога надеющиеся люди, получив от Него **радость спасения**, торжественно выражают **сей глас радости и спасения** словами псалмопевца: **десница Господня сотвори силу**, чем ясно проповедуют дело Божие, чтобы никто не сомневался, откуда последовало избавление и спасение царя и народа израильского. Следующим выражением: **десница Господня вознесе мя** (пер. с евр.: «десница Господня высока»), – как бы усиливает речь о славе Господней. Слова: **Не умру, но жив буду**, – по связи с предыдущими, пророк употребляет в таком смысле: много было, говорит, у меня врагов, и все они добивались моей смерти тогда и так, когда и как им хотелось, но я **не умру, а буду** жить для того, чтобы** поведать о делах Божиих**. Хотя я не бессмертный, но я должен жить для того, чтобы прославлять благодеяния Божии и возвещать хвалу Его. Господь подвергал и меня, как и других грешников, разным **наказаниям**, но **смерти не предавал меня**, употребляя и самые наказания для очищения и вразумления меня, как любящий Отец. На слова: **не умру**, – св. Иоанн Златоуст дает такое объяснение: «Хотя здесь сказано о воскресении, слово **не умру** значит, что смерть будет не в смерть; но можно разуметь это и иначе. **Не умру**, говорит, тою смертию, на которую указывал Христос, когда говорил: «//веруяй в Мя, аще и умрет, оживет: и всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки//» [[new:in:11:25|(Ин. 11:25–26)]]» [5, с. 360], т.е. истинно верующий не погибнет, спасется, воскреснет для вечно блаженной жизни. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]