[<10>] ====== Толкования на Пс. 117:15 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Глас радости и спасения в селениих праведных: десница Господня сотвори силу** **Глас радости и спасения в селениих праведных.** Поскольку истреблены уже мысленные враги, по временам преследовавшие народ Божий, то не без причины слышатся гласы радования, и не в другом каком //месте,// но //в селениих праведных.// **Десница Господня сотвори силу.** Вот самый глас радования, какой возносит Церковь, исповедуя, что одна только Господня сила спасла и соделала победителями подвизающихся. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Глас радости и спасения в селениих праведных: десница Господня сотвори силу** Когда Бог совершит все, тогда получившие победу радуются, восхищаются, веселятся сугубою радостью, – и о том, что спа­сены, и о том, что спасены Богом. Радость их составляет Тот, Кто даровал победу. Далее, желая показать побуждение к такой помощи, пророк присовокупляет: **«селениях праведных»**. Не сказал: в жилищах, но: **«в селениях»** (έν σκηναις), желая указать на временное их обитание. Такова была куща Авраама, когда он возвратился, одержав победу над инопле­менниками, прославившись своими подвигами. Такова была па­латка Павла, когда он возвращался, поразив бесов, искоре­нив заблуждение, со славою подвигов. **//Беседы на псалмы. На псалом 117.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 15-17 **Глас радости и спасения в селениих праведных: десница Господня сотвори силу. Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу. Не умру, но жив буду и повем дела Господня** **«Глас радости и спасения в селениих праведных»**; потому что после победы, избавившись от прежняго плача, предались веселию и благохвалениям, песнословя Бога. **«Десница Господня сотвори силу». «Десница Господня вознесе мя. Десницею»**, как говорили мы многократно, Пророк называет благую действенность. Делающие же добро не себе самим приписывают победу, не на свою ревность и силу возлагают надежду, но взывают, что прияли это по Божией благодати. **«Десница Господня сотвори силу». «Не умру, но жив буду, и повем дела Господня».** Посему, воспользовавшись помощию свыше и препобедив смерть, благодеяния Божии поведаю незнающим, и напомяну знающим, а напоминанием оных воспламеню любовь к Богу. ===== Евфимий Зигабен ===== **Глас радости и спасения в селениих праведных: десница Господня сотвори силу** **Глас радости и спасения в селениих праведних** И здесь надобно подразумевать общий глагол: стал, то есть Господь стал для меня голосом радости и спасения, каковая радость и спасение выражаются пением в песнях в жилищах праведников, поскольку чудное спасение меня, произведенное Богом, побудило меня к выражению сей радости и спасения, дарованных мне пением. Или я возбужден радостно и спасением к прославлению Бога. А жилищами праведников Давид, думаю, называет здесь хижины поджвижников, имевшие явиться по устроении воплощения; так как в сих жилищах преимущественно поется и читается подвижниками Давидова Псалтирь. Или жилищами называет поместные церкви. //Златословесного//: Когда Бог совершает все, то получающие победу радуются, торжествуют, сугубо радуясь: во-первых, о спасении, во-вторых, о спасении чрез Бога. //Евсевия//: В высшем же значении надобно понимать так, что теперь, по истреблении мысленных врагов, преследовавших по временам народ Божий, и по наступлении мира и по воздвижении жилищ Божиих, т. е. церквей Его по всей вселенной действительно слышны благодарные голоса радости, не в каком-либо в другом месте, как только в жилищах праведных, каковы церкви Христовы. Какой же голос слышится, или возносится в церквах радующихся о спасении своем? И какие слова слышатся при том гласе? Десница Господня сотворила силу и проч. А Безымянный жилищами называет те обители у Отца, о которых сказал Спаситель: чтобы, когда оскудеете (т. е. умрете), приняли вас они (нищие, которым вы подавали милостыню) в вечные обители. В сих-то обителях все праведные радуются, как достигшие благ, которых ожидали. **Десница Господня сотвори силу** Десница, говорит, Господня, т. е. помощь и содействие Его, совершила славную победу над врагами моими и составила славу торжества над ними. Сии-то слова суть тот голос радости и спасения, о котором сказал выше, что он имел быть повторяем в жилищах праведников. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-17 **Глас радости и спасения в селениих праведных: десница Господня сотвори силу. Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу. Не умру, но жив буду и повем дела Господня** //Слышен голос ликования в жилищах праведников, благодарящих Господа за Его суд и спасение// По-видимому, далее писатель изображает картину общенародного ликования. Раздаются голоса в селениях праведных, т. е. среди еврейского народа, как единственного тогда чтителя Единого и Истинного Бога: "Господь чудесно спас меня". Это вселяет в меня уверенность, что и в будущем я не погибну, сохраню политическую и религиозную независимость (//"буду жить"//), чтобы всегда восхвалять Господа. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Глас радости и спасения в селениих праведных: десница Господня сотвори силу** См. Толкование на [[old:ps:117:14#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 117:14]] [<10>]