[<10>] ====== Толкования на Пс. 117:19 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Отверзите мне врата правды: вшед в ня, исповемся Господеви** **Отверзите мне врата правды.** Под //вратами правды// разумей преспеяние в добродетели, в них-то шествуют претерпевшие времена скорбей. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Отверзите мне врата правды: вшед в ня, исповемся Господеви** Тем, которые наказаны и отстали от грехов своих, отверзаются врата правды. Человек наказанный с дерзновением может говорить: **«отворите мне врата правды»**. Эти слова можно принимать и в переносном смысле и разуметь врата небесные, которые заклю­чены для нечестивых, и в которые должно ударять добродетелью, милостынею, правдою. **//Беседы на псалмы. На псалом 117.//** ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **Отверзите мне врата правды, вшед в не исповемся Господеви** Слова сии святой Давид произнес и написал, когда согрешил и наказан был бедствиями, угрожавшими ему смертью, а милосердием Божиим оставлен в живых, за каковую милость он в благодарном чувстве взывал: **Отверзите мне врата правды, вшед в ня исповемся Господеви**. Какие это **врата правды**? **Врата правды** — заповеди Господни и закон Божий. Грехами врата сии затворяются; и паки отверзаются искренним сознанием и смиренным покаянием и благодарением Господу за помилование и избавление от смерти. Врата правды называются и вратами Господними, через которые и праведные восходят ко Господу также покаянием, которое, по слову преподобного Марка Подвижника, потребно и необходимо до самой смерти не только грешным, но и праведным, потому что и праведник ежедневно может падать седмижды, если не делом, то словом или помышлением, или зрением, или слухом и подобными; только, по словам святого Епифания, грехи праведных — грехи уст; а грехи грешных — грехи всего тела. **//Письма.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Отверзите мне врата правды: вшед в ня исповемся Господеви** Пророк //«вратами правды»// называет не врата храма, но различные виды добродетели, при которых можно достойным образом песнословить Бога всяческих. И сие яснее дал видеть в присовокупляемом; потому что как бы дает ответ на вопрос, и говорит: ===== Евфимий Зигабен ===== **Отверзите мне врата правды, вшед в не исповемся Господеви** Отворите, говорит, мне, священники и левиты, врата скинии, в которой находится правда закона и оправдания его, чтобы я, войдя ими, мог благодарить Господа, и прославлять Его, как обещался прежде. Под вратами правды можно разуметь и жилища выше упомянутых подвижников и поместные церкви, в которых обитает правда и всякая добродетель, дабы Давид, войдя ими, мог благодарить Господа посредством пения там псалмов его. //Златословесного//: Врата отверзаются тем, которые чрез наказания удаляются от грехов. Итак, кто наказан, тот смело может говорить: отворите мне врата правды. Ибо слова сии надобно принимать в высшем значении, и под вратами разуметь небесные врата, которые затворены для злых, и в которые должно стучать посредством добродетели, милостыни и правды, //Феодорита//: В высшем значении вратами правды называет различные виды добродетели и благоуспешность о них; и ими входят те, которые переносили, по временам, скорби. //Евсевия//: Видишь посему, что Бог прилично поставил, чтобы мы шли всяким путем добродетели, как бы различными вратами, за которыми самые последние и единственные отворятся для нас те, мимо которых нельзя пройти; и они суть видения Бога, как сказано: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. //Афанасий// последними и единственными вратами называет Христа, сказавшего: Я есмь дверь, как Наставника и Учителя добродетели.//Исихий// же под вратами разумеет закон и пророков, а под дверью—веру, приводящую нас к Богу. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 19-20 **Отверзите мне врата правды: вшед в ня, исповемся Господеви. Сия врата Господня: праведнии внидут в ня** С такими воспоминаниями псалмопевец (празднующий народ в процессии) достиг до ворот (еще затворенных) воссозданного храма и взывает к находящимся во храме (священникам), чтобы они теперь отворили врата, дабы нация праведников вошла чрез них и прославила во храме Господа за полученное спасение. Ст. 19 указывает на процессию; внутри затворенного храма мог находиться хор священников или левитов; как ответ хора нужно принимать ст. 20; впрочем, этот стих мог относиться также и к речи народа. **Врата правды**, потому что в храме присутствует праведный и подающий своему народу (в богослужении) праведность; **врата Господня** – потому, что ведут к жилищу Божию; к словам: **праведнии внидут** ср. [[old:ps:014:02|Пс. 14:2]] и д. [[old:ps:023:04|23:4.]] **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 19–21 **Отверзите мне врата правды: вшед в ня исповемся Господеви. Сия врата Господня: праведнии внидут в ня. Исповемся тебе, яко услышал мя еси и был еси мне во спасение** С особенною ревностью пророк стремится к скинии, или храму Господню, чтобы в нем воздать должное благодарение Богу за Его милости и благодеяния. Вот он стоит пред **вратами правды**, называя так двери скинии, в которой хранились законы и оправдания Господни; он повелевает священникам и левитам **отворить** ему эти **врата**: «Отворите мне врата правды: войду в них и прославлю Господа» (пер. с евр). Врата эти он называет потом **вратами Господними** и поясняет, что **праведники войдут** чрез них в Царствие Божие. Св. отцы Церкви изречения о вратах изъясняют в высшем, духовном значении. Св. Иоанн Златоуст говорит; «**врата Господня** – это врата тесныя и узкия, которыми входят скорбящие и наказуемые, они отверзаются тем, которые чрез наказания удаляются от грехов. Итак, кто наказан, тот смело может говорить: отворите мне врата правды. Ибо слова сии надобно принимать в высшем значении, и под вратами разуметь небесные врата, которые затворены для злых, и в которые должно стучать посредством добродетели, милостыни и правды» [5, с. 360–361]. По словам блж. Феодорита, в высшем значении **вратами правды** называет пророк различные виды добродетели и благоуспешность о них; и ими входят те, которые переносили по временам скорби И он же (блж. Феодорит) к сему прибавляет: «врата Господня есть Сам Господь, по реченному Им: «//Аз есмь дверь//» [[new:in:10:09|(Ин. 10:9)]] [6, с. 568]. А св. Афанасий Александрийский говорит: «Что может быть сими вратами, кроме чистоты сердца?» [3, с 365]. Пророк Давид, всегда молившийся о чистоте сердца [[old:ps:050:12|(Пс. 50:12)]], мог со дерзновением и благодарным сердцем говорить пред Богом:** Исповемся Тебе**, Господи, «славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением» (пер. с евр.). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]