[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Не делающии бо беззакония, в путех Его ходиша** Поэтому, кто грешит, тот не знает Божественного закона, потому что знать закон значить исполнять его. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не делающии бо беззакония, в путех Его ходиша** Такое разграничение пророк сделал и в первом псалме. Там ублажив поучающегося в законе Господнем день и ночь и показав плод его усердия, он прибавил: «//не так нечестивые,// [не так]» [[old:ps:001:04|(Пс.1:4)]]. Так и здесь, назвав непорочных блаженными, он научает затем, что делатели беззакония избрали себе другой путь и оставили путь, утвержденный Богом. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Не делающии бо беззакония, в путех Его ходиша** По еврейскому тексту стих этот читается так: «Такие не делают уже беззакония, в путях Его ходят». Не другая речь и в нашем тексте. Вместо //делающии// поставим //делая//, на что дает нам право греческое слово, и получим: «не делая беззакония, они в путях Его стали ходить», – стали ходить так решительно, что установились в этом хождении навсегда. Кто ж это такие? – Те, которые дошли до показанных перед сим степеней, вступили в состояние созерцания и пребывают с Господом, взыскав Его всем сердцем и обретши Его. Что им приписывается? – То, что они, хранимые всеобъемлющею благодатию пребывающего в них Господа, никак не позволяют себе сделать что-либо неугодное Господу, оскорбить Его каким-либо беззаконием, но всегда неуклонно, и мыслию, и чувством, и делом, ходят в единых путях Божиих, не общих только, указуемых общими предписаниями, но и частных, определяющих всякую в жизни случайность. Тут указывается высшее духовно-нравственное состояние, в котором находились святые апостолы и после них многие равноапостольные мужи. К ним-то относятся слова //апостола Иоанна//: //всяк рожденный от Бога, греха не творит, яко семя Его в нем пребывает, и не может согрешати, яко от Бога рожден есть//. Возрождение зачинается в крещении, но в совершенстве является на последних степенях духовного преспеяния, когда внутри человека все бывает пожерто Господом , и он является вполне обновленным, по образу Создавшего его – является то есть в духе сыном Богу по явному в нем богоподобию. Святой //апостол Павел// определяет характер таких людей неподательною любовию: //кто ны//, говорит он, //разлучит от любве Божия//? – Ничто, ни на земле, ни на небе, ни в настоящем, ни в будущем; потому что любовь никогда не отпадает. Такие люди во всех путях своих //водятся уже Духом Божиим// , как это явственно оправдалось на святом апостоле Павле, который о всех своих начинаниях и делах говорит: //не доволни есмы от себе помыслити что, яко от себе, но доволство наше от Бога//; потому что Он есть //действуяй в нас, и еже хотети и еже деяти о благоволении//. Такие лица суть орудия Божественного промышления о нас. Таким образом, здесь слово пути означает не одни заповеди, но вообще пути промышления Божия, которыми определяется для всякого все наилучшее и спасительнейшее. Вся беда наша в том, что мы не попадаем на след промыслительных определений, а не попадаем оттого, что младенчествуем духом. Те же, которые взошли в эту меру, не только свое все видят, но и чужое. Умеют они определить самым точным образом, что кому, по намерениям Божиим, следует делать. Припоминаю, что к отцу Серафиму Саровскому многие приходили с вопросами о путях жизни, и очень многим он определенно сказывал, какого пути держаться, чтобы не погубить души своей. Одной страннице сказал он: «Ступай, сиди дома и работай, и тем кормись сама да еще милостыню подавай». Другому страннику, хотевшему поступить в монастырь, он велел странствовать, потому что жить в обители ему не спасительно. Для других он сказывал другое. И много бывало и есть таких зрителей путей Божиих. К такому совершенству и все мы предназначены и если лишаемся такого дара, то единственно по нерадению и беспечности, а более по грехолюбию; оттого много толчемся в жизни без толку, делаем и переделываем, идем и возвращаемся, и разнообразно перекрещиваем пути жизни. Будем, по крайней мере, желать и молить Бога, чтоб Он не лишал нас таких мужей, которые могли бы видеть все пути Его, и как сами ходят в них, так и другим указывали бы их. Путь же к этому единственно тот, которым шел старец Серафим и подобные ему. Святой //Макарий// спрашивает: «Могли ли апостолы согрешать?» – и отвечает: «Не могли, но были, однако ж, свободны делать что хотели». Благодать не вязала их, но они сами не соглашались грешить. Вот его слова: «Согрешать они не могли, потому что, пребывая во свете и при такой благодати, не превозносились. Впрочем, утверждаем, что благодать попускает и совершенным духовным мужам иметь свои изволения и возможность делать что хотят и преклоняться на что угодно. И самая природа человеческая, будучи немощна, имеет возможность уклоняться от сопребывающего с нею добра». //Блаженный Августин// решает вопрос: «Каким образом святые, не делая беззакония, в делах Божиих ходят, между тем как истинно то, что //аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем и истины несть в нас?// Это недоумение, говорит он, решено апостолом Павлом, который говорит о грехах святых в своем лице: //не аз сие творю, но живый во мне грех//. Если живет в нем грех, то как сказать, что он без греха? И, однако ж, он ходит в путях Божиих и не делает беззакония, ибо хотя и есть оно в нем, но не он его творит, а живущий в нем грех. Это решение, однако ж, таково, что рождает другое, более трудное, недоумение: как делает человек то, чего сам не делает? Потому что он сказал и то, и другое: //и не еже хощу, сие творю//, и //не аз сие творю//. Когда грех, живущий в нас, действует в нас, тогда не мы это делаем, как скоро наша воля не соглашается с ним и удерживает члены тела от повиновения ему; ибо что грех делает в нас без нас, кроме одних приражений и приманок к непозволительному? Если не последует согласия на то воли, то некая страсть (аffесtus) хотя и бывает в движении, но ей не уступается никакое действие (еffесtus). Это предписал тот же апостол, когда сказал: //да не царствует грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его; ниже представляйте уды ваша оружия неправды греху//. Итак, грех действует в нас через греховные похоти, которых, если послушаем, то и будем действовать греховно. Если же, последуя апостолу, не послушаем их, то не мы уже будем это делать, но живущий в нас грех. Если бы мы не имели никаких таких непозволительных движений, то ни мы, ни живущий в нас грех не делал бы ничего худого. Это движение непозволительной похоти, не слушаясь которой, мы не делаем ее, потому почитается нашим делом, что оно есть немощь не чужой, а собственной нашей природы; такой немощи совершенно избавимся мы только тогда, когда не душою только одною, но и телом станем бессмертны. Таким образом, мы и в путях Божиих ходим, не слушаясь похотей греховных, и не бываем без греха, потому что носим в себе похоти греховные. Еще вопрос: словами молитвы Господней: //остави нам долги наша// что мы просим отпустить, – дела ли, которые делаем, повинуясь похотям греховным, или самые эти похоти, которые не мы творим, но живущий в нас грех? Я полагаю, что вина той немощи или болезни, из которой возникают греховные похоти, что апостол называет грехом , вся прощена нам в таинстве крещения, со всем, что наделали мы до того, повинуясь ей словом, делом и помышлением; и после сего эта немощь нисколько не вредила бы нам, хоть и была бы в нас, если бы мы никогда ни в чем не слушались похотей ее, ни словом, ни делом, ни тайным согласием, пока, наконец, уврачевалась бы и она сама, и исполнилось в нас: //да приидет Царствие Твое//. Но поелику //искушение есть житие человеку на земли// , то хотя мы и далеки от явных прегрешений, но случается, что увлекаемся вслед движений греховных словом, делом или помышлением. Бодрствуем мы против больших грехов, но прорываются, по какому-либо невниманию и неосторожности нашей, маленькие грехи, которые, однако ж, если собрать все, то они не могут не тяготить нас. Вот по причине их-то и те, которые всегда ходят в путях Божиих, молятся искренно: //остави нам долги наша//». **//Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Не делающии бо беззакония, в путех Его ходиша** Сие разделение сделал Пророк и в первом псалме. Ибо там, ублажив //«поучающагося в законе Господни»// дни и ночи, и показав плод сего изучения, присовокупил: //«не тако нечестивии, не тако»// ([[old:ps:001:04|Пс.1:4]]). Посему и здесь, ублажив непорочных, показывает, что делатели беззакония уготовали себе иной путь, а оставили путь уложенный Богом. ===== Евфимий Зигабен ===== **Не делающии бо беззакония в путех Его ходиша** Когда Давид говорит безусловно и неопределенно о путях, то сим большею частью выражает настоящую жизнь; а когда именует пути определенно, или называет их путями Божиими; тогда сим выражает закон и заповеди Божии; так что преступающие закон Божий в самом малом не ходят и не живут по путям Божиим, потому что и малою этою погрешностью своею уклоняются от путей Божиих. //Оригена:// Кто делает беззаконие, тот не ходит по пути Господню; почему он и не беспорочен в пути. //Безименного//: Так называемые пути во множественном числе означают древний закон и пророков; а путем называется путь Нового Завета, т. е. Иисус Христос, который сказал: Я есмь путь; почему и Иеремия говорит: станьте на путях и спросите о вечных стезях Господних, и посмотрите, какой путь благий, и идите по нему [[old:ier:06:16|(Иерем. 6,16)]]. ===== Лопухин А.П. ===== **Не делающии бо беззакония в путех его ходиша** См. Толкование на [[old:ps:118:001#lopuxin_ap|Пс. 118:1]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Не делающии бо беззакония в путех его ходиша** См. Толкование на [[old:ps:118:001#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:1]] [<10>]