[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 4-5 **Ты заповедал еси заповеди Твоя сохранити зело. Дабы исправилися путие мои, сохранити оправдания Твоя** Зная, что без высшей помощи никто не может быть хранителем Закона, старается достигнуть сего молитвою. Речение //дабы// употреблено вместо: //о если бы!// **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ты заповедал еси заповеди Твоя сохранити зело** Это заповедует Господь и в законе, и через пророков, и в святых Евангелиях, и все божественное Писание наполнено та­кими внушениями. Притом, убеждает не просто **«сохранять»**, но **"твердо"** сохранять, то есть со всем усердием; и не так, чтобы одну заповедь сохранять, а другую отвергать, но именно сказал – все за­поведи сохранять **"твердо".** Об этом и другой пророк говорил: от заповедей Твоих не отступлю, да не умру. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Ты заповедал еси заповеди Твоя сохранити зело** В трех предшествующих стихах святой пророк указал общий очерк нравственно-религиозной жизни, с чего она начинается, через что проходит и чего достигает. С четвертого стиха начинаются его богомысленные и молитвенные обращения к Богу по всем сторонам и всем частностям этой жизни. На первом месте поставлено первое и главнейшее, именно, обязательство к //зельной // ревности о хранении заповедей, //зельно// заповедуемых. Эта ревность есть неистощимый источник добрых дел и всей богоугодной жизни, есть купина, горящая в сердце и не сгорающая. Заградите источник – прекратится течение освежающей и оживляющей воды; подавите ревность – престанет всякое доброделание и всякая мысль о богоугождении. Погасите огонь – не станет ни света, ни тепла; погасите ревность – душа не будет лежать ни к чему доброму, совсем охладеет к жизни по Богу. По такой существенной важности ревнования о хранении заповедей, прежде всего о ней и упоминает святой Давид. Но, чтобы поддержать ее, тут же напоминает он, что такая //зельная// ревность потому обязательна, что сами заповеди //зело // заповеданы, //зельное// заповедание заповедей естественно вызывает и //зельное// хранение их. Слово зело //блаженный Августин// относит и к //заповедал//, и к слову //сохранити//, хотя очевидно более и прямее идет оно к последнему. Таким образом, Бог //зело заповедал заповеди//, то есть заповедал нам их не как нечто только более полезное и более гожее, а как дело существенно необходимое, без которого для нас неизбежна погибель. Вот вам тесный путь заповедей: идите им, и придете в живот. Но есть и широкий путь беззакония; если им пойдете, то он ввергнет вас в вечную погибель. //Зело заповеданы// заповеди и в том смысле, что Господь нигде и никогда не показал равнодушия к исполнению их; не мимоходом, так сказать, проговорил их, держа Себя потом так, что Ему как будто дела нет, исполняют ли их или нет; а, дав заповеди, ревнует о том, чтоб они были исполняемы. Для того и громы и молнии при законодательстве; для того угрозы и действительные страшные казни неисполнителям и благословения исполняющим их. Потому-то святые Божии и исповедали, что Он есть Бог ревнитель. К заповедям Своим вот в какое отношение ставит Он Сам Себя: //аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте; аще ли не хощете и не послушаете, мечь вы пояст//. Помяни изгнание из рая, потоп, Содом и Гоморру, пагубу египтян, истребление хананеев, плен вавилонский, разорение Иерусалима и храма с рассеянием народа еврейского и многие подобные суды Божии на грешников, и ты не можешь не сказать, что Бог заповеди Свои заповедал //зело//. Если не станешь холодно относиться к таким событиям, то не можешь и сам не сделаться //зельным// ревнителем хранения заповедей. //Зело// заповедавший заповеди Господь требует, чтоб и мы //зело// хранили их. «Такое //зельное// хранение, говорит патриарх //Анфим//, требует, чтобы мы со всяким тщанием и постоянным усердием, без ропота и рассеяния, хранили заповеди; не кое-как, прибавляет //Феодорит//, а во всей точности, – требует, чтобы мы не с рассеянною мыслию и беззаботным сердцем действовали в кругу заповедей, но всеусердно, со всем вниманием, тщанием и попечительностию исполняли повеления Божия, с благоговением к Тому, Кто дал их; только при этом наши дела послужат к нашему преспеянию в вере. Если же мы будем делать их с нерадивым сердцем и умом, занятым другими помышлениями, то только внешне, членами тела будем исполнять долг, что, по причине сердечной небрежности, не имеет достоинства богоугодного действования», как замечает святой //Иларий//. Таким образом, указание на //зельное// хранение заповедей предостерегает нас не от явного нарушения их, а от неисправного, неполного, неугодного Богу исполнения их и, следовательно, граничащего с их нарушением. Больше всего погрешаем мы в этом отношении бессердечностью. Дела исправны, но в них не бывает сердца, да и душа-то не всегда. Потому-то мы встречаем у святых учителей наших беспрестанное напоминание: смотри, чтобы где тело, там было и сердце с умом. Кладешь поклон – и в сердце благоговейно падай перед Всевидящим и Вездесущим; подаешь милостыню – делай это с сердцем, обращенным к Тому, Кто готов невидимо принять ее, если так поступишь; прощаешь обиду – прощай, разумея ее как епитимию, посланную от Бога для исходатайствования тебе самому прощения. Так и во всем, во всех делах должно быть присуще истинное благонастроение внутреннее, от которого получает всю свою цену и внешняя деятельность. Великое наше несчастие, что мы все обращаем в форму и не только тогда, когда начинаем с формы, увлекаясь одним подражанием, но и тогда, когда начинаем действовать с настоящим строем сердца. После нескольких приемов делания одного и того же с участием сердца сердце начинает равнодушничать, мысль блуждать и дело делается только по форме. Этим недугом могут страдать все благочестивые навыки, даже те, которые сопряжены с своего рода трудами и тяготою в исполнении. Как же быть? – Никакого против этого нет средства, кроме наложения на себя такого правила, чтобы всегда начинать только, не думая, что делаемое когда-либо было делано. Всякий раз, приступая к нему, приступай как в первый раз. Когда святой Павел говорил, что он простирается вперед, забывая все заднее, то хоть и не сказал он, что потому и стремится вперед, что заднее забывает, а в существе дела это так. Положивший себе такой закон приобретает навык все делать усердно, с сердцем и вниманием, и избегает того приговора, который изрекается в Апокалипсисе: //ни тепл еси, ни студен, изблевати тя от уст Моих имам//. То несомненно, что постоянное, горячее ревнование о хранении заповедей есть дело благодати Божией, она возбуждает его, она и хранит; но это не значит, что нам самим можно и руки опустить. Напротив, наш долг постоянно разжигать самих себя собранием разнообразных побуждений к хранению заповедей и обложением ими сердца своего. Это будет то же, что подкладывать дрова в горящую печь. Когда будет такое усилие с нашей стороны, то и благодать будет воздействовать, превращая наше малое в большое; а когда не будет, то и благодать отойдет. Часто спрашивают: от чего охлаждение? – Да всегда почти от того, что сознательно, по рассеянности, допущена небрежность в том деле, к которому оказалось охлаждение. Это есть внутреннее наказание от вразумляющей нас благодати. **//Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ты заповедал еси заповеди Твоя сохранити зело** Сие повелевает Владыка и в законе, и у Пророков, и в священном Евангелии; все божественное Писание исполнено таковаго законоположения, потому что предписывает не просто сохранять заповеди, но сохранять «зело», то есть, во всей точности. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ты заповедал ecи заповеди Твоя хранити я зело** Ты, говорит, Господи, повелел в законе Твоем хранить его и проклинаешь нерадящих о нем: проклят, грозит Иеремия, кто творит дело Господне небрежно [[old:ier:48:10|(Иep. 48,10)]]. Посему все христиане должны бояться дающего заповеди Бога и хранить их, по словам //Феодорита//, с великою осторожностью и со всею точностью, не преступая их совершенно ни в чем. //Феодора//: Кто хранить заповеди крепко? Тот, кто не позволяет себе ни малейшего преступления в них; кто со всею силою и крепостью исполняет повеления. ===== Лопухин А.П. ===== **Ты заповедал еси заповеди твоя сохранити зело** См. Толкование на [[old:ps:118:001#lopuxin_ap|Пс. 118:1]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Ты заповедал еси заповеди твоя сохранити зело** См. Толкование на [[old:ps:118:001#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:1]] [<10>]