[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В чесом исправит юнейший путь свой? внегда сохранити словеса Твоя** **В чесом исправит юнейший путь свой**. Юность исполнена многих соблазнов. Чем же победит их, как не всегдашним памятованием словес Божиих? Ибо мысль о Божественном законе, без сомнения, имеет силу и очищать и охранять. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **В чесом исправит юнейший путь свой? внегда сохранити словеса Твоя** Юность легко склоняется ко греху, увлекаясь удовольствиями и постыдными страстями; если же она укрепляется в соблюдении заповедей Божиих, то сохраняет свою невинность, потому что чем именно для молодого коня из стада служит узда и укротитель, тем для юношей является божественный закон. Ведь и Даниил был молод, но он сохранял заповеди Божии и за это был удо­стоен пророческой благодати и сделался толкователем сокровенней­ших тайн. Точно так же три отрока, будучи юными, верой и делами своими изменили до противоположности природу огня, так что в пламени сохранили жизнь, и были орошаемы дерзновением веры и веянием Духа. Это относится и к нам. Юноши да украшают себя соблюдением заповедей Божиих и да не уподобляются в злобе Авессалому. Увлечение злом потемняло его разум, признаком чего, служил и роскошный рост его волос, – потому что волосы есть символ мертвенности. И его волосы послу­жили для него причиной гибели, так как он повис, зацепившись ими за дуб, как об этом повествует история царей. Но прискорбно, что и ныне находятся подражатели ему, распускающие длиннейшие ло­коны и кудри и изысканностью их убранства затмевающие искусство женских уборов. Надмеваясь своим умом, они и не знают, что больше бесчестят себя (чем украшают), как говорит апостол: //«если муж растит волосы, то это бесчестье для него»// [[new:1kor:11:14|(1Кор.11:14)]]. Так делали греки, по изображению Гомера, который и называет их – кудреголовыми ахейцами. Так говорят и мудрые из врачей. Итак, будем довольствоваться умеренными волосами для украшения головы по обычаю древних мужей, и не будем распускать их ни до пят, ни по плечам, потому что бесчестит мужа такое дело, как слышали мы сейчас от апостола. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== Изъяснение стихов первого восьмистишия шло без всякой натяжки, как это видит всякий. Это заставляет думать, что представляемое ими единство содержания не случайно, а преднамеренно, то есть стихи эти писались и подбираемы были так, чтобы выражать одно – главные основы святой жизни. Хоть заключение от этого одного восьмистишия к прочим 21 и не слишком состоятельно, но мы не можем удержаться от предположения, что, может быть, и в них, при всей видимой разрозненности содержания стихов, всегда проводится одна мысль и что она намекается значением буквы, которою они начинаются. Делаем опыт над вторым восьмистишием. Вторая буква //бет// значит //дом//. Предполагаем, что в стихах его указывается, какой дом должны мы приготовить для заповедей, где и как упокоить их в себе. Руководясь этою мыслью, можем признать, что первым стихом указывается как дом для вмещения заповедей вся природа человеческая, и наипаче во время юности, когда она еще не успела испортиться; а последующими стихами – по частям разные способности души: воля – стих 10, сердце – 11, ум – 12, слово – 13, чувство, вкус – 14, рассудок – 15, память – 16. При самом разъяснении очевиднее будет, как все это есть. А что душевные способности могут иметь точно такое отправление в духовной жизни, указание на то находим в притчах, где говорится ученику премудрости: //ты же напиши я// (заповеди) //себе трижды, на совет, и смысл, и разум// (то есть на этих трех силах и действиях души, и вообще), //на широте сердца твоего//. Написание это означает напечатление, приятие внутрь, как в дом. **В чесом исправит юнейший путь свой? Внегда сохранити словеса Твоя** Еще не успел жить, а уж ему нужно исправление. Это, впрочем, не то значит, чтобы пророк предполагал тут юношескую испорченность, а то, что юность – такой возраст, который на все готов, быстродвижен и неудержим в своих порывах. Он советует поскорее захватить эти порывы и дать им доброе направление. Чем же? – Заповедями Божиими. Заповеди да будут юному тем, чем бывает узда для рьяных коней. По слову Божию, //от юности прилежит человеку помышление на злое//, если не руководить; а если поруководить, то против помышлений злых всегда будут восставать добрые, и если дать юному хоть малый навык в добре, то добрые будут преодолевать злые. Премудрый говорит: //безумие висит на сердце юного//. Как гиря, тянет его к недоброму возбужденность желаний при легкости понятий о жизни и последствиях тех или других дел. Можно отрезать эту гирю и привесить другую, которая будет тянуть его на противоположную сторону, и тоже с неменьшею силою. Неправо иногда говорят: «э, молодость! пройдет!» Но опыты противного в нас и перед нами. Пора бы нам образумиться! Говорят, что скудельные сосуды навсегда сохраняют запах первого, пропитавшего их вещества. Таков и человек в нравственном отношении. Направление и навык первых лет или остаются, или отзываются во всю жизнь. Не то чтобы получивший доброе направление не мог уже уклониться или худо направленный исправиться: благодать сильна и этого последнего переломить, а грех, при нерадении, может попортить и первого; но хорошо настроенный юноша, когда случайно совращается, много-много и внутри себя, и в ранних навыках своих имеет воззваний и воплей, вразумляющих и остепеняющих его. И сколько надобно условий, чтоб он остался в зле навсегда! Такие скоро образумливаются и, когда образумятся, скоро успевают исправить и воссоздать разоренное. Худо настроенные, особенно когда при страстных влечениях попортятся и понятия, не могут иначе возвратиться на путь добра, как особыми действиями Божией благодати, и притом всегда с болезненными переворотами и переломами. Но так как на такие воздействия нет закона, ибо они от свободы Божией, и так как полное влияние их на человека подлежит разносторонним условиям, то и видим, что из худо настроенных вначале редко-редко кто возвращается к добру. Если же кто благодатию Божиею и обращается, то и начало этого обращения болезненно, и все последующее течение жизни исполнено борений. Правда, благодать все может. Мы имеем светлые примеры Моисея Мурина, Давида разбойника, Марии Египетской и других. Но лучше не искушать благодати Божией, потому что неисследованы пути ее. Премудрый Сирах учит так: //чадо, от юности твоея избери наказание, и даже до старости обрящеши премудрость//. Воспринятые добрые начала, если строго держаться их, с течением жизни все больше и больше будут крепнуть, расширяться в приложениях и займут, наконец, все исходища жизни и обымут все ее движения и проявления. В старости такой муж совершен, силен словом и делом. Какое богатое наследство! //А яже в юности не собрал еси, како можеши обрести в старости?// Так то благо есть, если человек //от юности возьмет на себя ярем заповедей//. Будем же молиться Подателю всякого добра, //да даст незлобивым коварство, отрочати же юну чувство и смысл//. Вот мнения о сем святых отцов и учителей Церкви. Блаженный //Феодорит// говорит: «Юность непостоянна и удобопреклонна к пороку, потому что обуревается разными волнениями страстей; потому имеет нужду в путеводителе, который бы направлял ее к пристани. А это свойственно словесам Божиим, потому что они, отвращая от путей противных, достаточны к тому, чтобы направить на путь Божественный. Что для молодого коня узда и ездок, то для юноши – Божественное слово». Святой //Амвросий// пишет: «Не только взять должны мы ярем слова, но взять еще в юности. Если возьмем поздно, то нам придется более нести очистительные труды покаяния за прошедшее, чем услаждаться благодатию в настоящем. Предотвратим же это, проводя лета юности в благообразной исправности, чтобы каждый из нас в старости с доброю совестию мог при случае говорить: //Бог, Иже питает мя измлада даже до сего дне//, а не оплакивать с болезнию сердца прошедшие падения, вопия: //грехов юности моей и неведения моего не помяни//. Этот последний врачует свои болезни, а тот исповедует силу здравия. Тому, кто берет ярем доброй жизни по прошествии лет юности, добро совершенное дается не вдруг, потому что его поджигают страсти, волнуют греховные навыки и пути заблудные не допускают его быть постоянным. Долго надо бороться такому человеку, чтобы подавить и искоренить зло, всеянное в юности и устаревшее». Святой //Иларий// учит: «Трудно отставать от навыков, отрываться от того, с чем сроднишься, и разрывать содружества. Лучше являться пред Богом чистыми не в силу отпущения грехов, а по самому неведению зла (неиспытанию страстей); зная это, пророк Иеремия, для восприятия ига заповедей, не ждет лет охладевшей старости, когда страсти замирают уже сами собою от пресыщения. Долголетнего воина желает он, желает, дабы раб Христов и вспомнить не мог, чтобы когда-нибудь побежден был грехом. В том, кто уже в старости берется за добрую жизнь, есть, конечно, дар снисходительного всепрощения падений, но нет утешений, которое доставляет добрая совесть воспоминанием о подъятых подвигах». Столько-то необходимо юнейшему исправить рано путь свой! Успеть в этом он может, по указанию пророка, сохранением заповедей, или оправданий Божиих. Сохранить не то значит, говорит //блаженный Августин//, чтобы заучить и содержать в памяти, а то, чтобы исполнять их делом. Пусть каждый член тела и души возьмет свою заповедь и проникнется ею так, чтобы после он и двигаться не мог иначе, как по такой именно заповеди. Каждый член тогда сделается хранилищем и домом своей заповеди, а все естество человеческое – домом всех заповедей. Так юноша сделает естественно исправным путь свой и вместе с тем даст ему доброе направление и на все последующее время жизни своей, только начинающейся. **//Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В чесом исправит юнейший путь свой? Внегда сохранити словеса Твоя** Юность непостоянна и удобопреклонна к пороку; потому что обуревается разными волнениями страстей. Посему имеет нужду в путеводителе, который бы направлял ее к пристани. А это свойственно словесам Божиим, потому что они, отвращая от путей противных, достаточны к тому, чтобы направить и наставить на путь Божественный. Что для молодого коня узда и ездок, то для юноши Божественное слово. ===== Евфимий Зигабен ===== **В чесом исправит юнейший путь свой? Внегда сохранити словеса Твоя** Здесь Давид сам вопрошает и сам ответствует. Поелику юность бывает глуха и легкомысленна и удобопеременчива, то посему нужно ей хранить заповеди Божии; так как сие хранение заповедей может исправить жизнь молодого человека и сохранить ее. //Феодорита//: Легкомысленна юность и скоро преклоняется на зло, как предающаяся волнению различных страстей; посему она имеет нужду в наставниках, которые бы направляли ее к тихой пристани, a сие произвольно Божию слову, могущему отвратить ее от противных путей, исправить и наставить на Божественный путь; и что бывает для взятого из стада жеребца узда и знаток в объезжании его, то для юношей Божие слово. //Великого Василия// вместе с словами //Eвсeвия//: Пусть научатся новые исполнители слова, еще слишком юные и еще не жившие по закону, для которых заповедь Божия нова и которых начинает колебать и смущать грех, (пусть научатся) исправлять свой путь; и на вопрос и недоумение, как это можно сделать, пусть, учась хранить слова Божии, отвечают в молитве и говорят Богу: исправляем путь жизни нашей, сохраняя слова Твои, заключающаяся в божественных Писаниях. Ибо будучи сохраняемы, они не позволяют юноше ходить путем кривым и дойти до того, чтобы быть вынужденным говорить: //грехов юности моей не помяни//. Ибо хорошо тому мужу, как говорит Иеремия, который возьмет на себя иго от юности своей, которому не будет сказано: чего в юности ты не собрал, то как можешь найти в старости [[old:prsir:25:05|(Сир. 25,5)]]? А //Исихий// юнейшим называет языческий народ, ходивший до принятия веры путем кривым. Он-то исправляет путь свой хранением слов Божиих; ибо разумение Божия закона очищает и хранит всех. Поелику юность исполнена великой нечистоты, то посему она требует очищения; а кто ищет его, тот найдет способ к оному в хранении слов Твоих. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **В чесом исправит юнейший путь свой? внегда сохранити словеса Твоя** Псалмопевец, по-видимому, находящийся еще в молодых летах, высказывает свои внутренние и внешние опыты, а также и молитву всех своих сострадалъцев, которые, подобно ему, привязались к благочестию и строгому исполнению закона; личные его страдания суть страдания всего пленного народа. Псалмопевец питает высочайшее благоговение к закону, исполнение коего он считает выше всего; он составляет предмет величайшей его радости, постоянного его размышления и горячей его любви. В этом законе сокрыты величайшие чудеса божественной мудрости, и он есть выражение истинности и правды Божией; он чист, неизменен, бесконечен, делает смиренных мудрыми, приносит исполняющим его мир и благословение и доставляет утешение в страданиях. Исполнять этот закон во всех отношениях составляет высочайшее стремление псалмопевца; поэтому он никогда не выпускает этого закона из глаз своих, никакие противные обстоятельства, каким он не раз подвергался, не могли отклонить его от исполнения его; он ненавидит грех и глубоко болезнует, когда видит, что другие преступают этот закон; только с добрыми он хочет иметь общение. Но чем больше он, псалмопевец, стремится совершенно исполнять закон, тем более чувствует, как ему недостает высшего разумения и силы, чувствует себя пришельцем на земле, привязанным к чувственности, слабым плотским человеком. К тому же жизнь его подвергается опасности, князья (языческие) преследуют его, высокомерные, ожесточенные враги презирают его и коварно совершают над ним неправду; и, таким образом, и совне, и внутри положение его тяжелое, хотя заслуженное и приводящее к спасительному исправлению. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В чесом исправит юнейший путь свой? внегда сохранити словеса твоя** По сопоставлению с [[old:ps:118:008|8 ст.]] под юношей здесь нужна разуметь писателя псалма, на что указывает и [[old:ps:118:100|100 ст.]] Этим указанием можно отчасти объяснить самую обширность псалма, в которой (обширности) нельзя не видеть пытливого старания писателя понять и уяснить себе все содержание закона и его великое значение для человека, уяснить его даже в частностях; это первая проба сознательной мысли и стремления определить и наметить себе путь жизни. Вместе с тем в псалме мы увидим много указаний, где его писатель проникнут жаждой подвига и горячим, порывистым негодованием на всех, не следующих закону. Последняя черта, черта горячего желания подвигов и намерения неуклонно и прямолинейно следовать тому, что признается высоким, особенность и свойство преимущественно молодого возраста. Если писатель псалма был юношей, то тем самым устраняются те многочисленные предположения, которые приписывают происхождение его Давиду, написавшему псалом своему сыну Соломону для его обучения: Давид, когда у него родился Соломон, не был юношей, но зрелым и многоопытным мужем. "Словом" называется здесь тот же закон Божий, как сообщенный человеку от Господа через Моисея и пророков путем слова, речи. Следованием этому слову юноша сохранит свою чистоту, так как в этом законе предлагаются наставления, возвышающие человека, облагораживающие его душу и святые. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 9-16 **В чесом исправит юнейший путь свой? Внегда сохранити словеса Твоя. Всем сердцем моим взысках тебе: не отрини мене от заповедей Твоих. В сердцы моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе. Благословен еси, Господи: научи мя оправданием Твоим. Устнама моима возвестих вся судбы уст Твоих. На пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве. В заповедех Твоих поглумлюся, и уразумею пути Твоя. Во оправданиих Твоих поучуся: не забуду словес Твоих** Второе осмистишие излагается с буквою еврейского алфавита – //бет//, что значит: «//дом//». Можно предполагать, что изложенные в нем мысли и чувства должны помещаться в душе человека, как в приготовленном для них доме, соответственно с тем, что в книге Притчей говорится ученику премудрости: «Ты же напиши я (заповеди) себе трижды, на совет и смысл и разум, на широте сердца Твоего» [[old:pr:22:21|(Притч. 22:21)]]. Написание это означает напечатление, принятие внутрь, как в дом. В стихе 9 пророк вопрошает о юношеском возрасте, о том, как благонадежнее направить на верный жизненный путь нас еще с юных лет. По слову Божию, «//от юности прилежит человеку помышление на злое//» [[old:gen:08:21|(Быт. 8:21)]], если не руководить, не направлять; а если поруководить, дать направление, то против помышлений злых всегда будут восставать добрые, и если дать молодому человеку хоть малый навык в добре, то добрые будут преодолевать злые. Премудрый говорит: «//Безумие висит на сердце юнаго//» [[old:pr:22:16|(Притч.22:16)]]. Как гиря, тянет его к недоброму возбужденность желаний, при легкости понятий о жизни и последствиях тех или других дел. Можно отрезать эту гирю и привесить другую, которая будет тянуть его на противоположную сторону, и тоже с неменьшею силою. Вот этой последней гирею, тянущей на противоположную сторону, и будут **словеса**, или заповеди, Божии, о которых напоминает вторая половина стиха: **внегда сохранити словеса Твоя**. **Сохранить** – не то значит, говорит блж. Августин, чтобы заучить и содержать в памяти, а то, чтобы исполнять их делом [7, с. 46]. **Сердце** [[old:ps:118:010|(ст. 10)]], ищущее Господа, есть, в частности, первый в существе нашем дом для заповедей. Сердцем в древности означали всю внутреннюю жизнь, как она выражалась во внешних действиях, т.е. ее стремления, искания, направление внутренней деятельности. Пророк, говоря о том, что **всем сердцем** решился **взыскать Господа**, стремиться к Нему единому, в то же время просит: **не отрини мене от заповедей Твоих**; по переводу с еврейского: «не дай мне уклониться от заповедей Твоих», то есть, направь меня силою благодати Твоей так, чтобы не отступить мне от заповедей Твоих. А решившись и устремив все внимание на то, чтобы **взыскать Господа**, он говорит, что в** сердце своем скрыл слова Его**, для того, чтобы избегнуть опасности грехопадения, **яко да не согрешу Тебе**. Это, можно сказать, второй дом в нашем существе для заповедей, когда человек запасется **словами заповедей** Божиих, как бы оружием против враждебного ему греха. Иметь заповеди скрытыми в сердце, – это великое совершенство, но оно приобретается не так скоро, как скоро говорится. Сердце всегда ближе и сочувственнее страстной стороне. Кому неизвестно, что «от юности моея мнози борют мя страсти»? Сокрытая в сердце заповедь говорит: будь смиренномудр, кроток, правдолюбив, чист, миролюбив, терпелив и проч.; а сердце, то гордится и тщеславится, то гневается и ненавидит, то пристращается и похотствует, то вздорит и ропщет, и проч. Пока оно таково, нельзя сказать, что в нем скрыты заповеди, а потому и надо его преобразовать, одно из него исторгнуть, а другое внедрить. Надо укрепить волю человека «на камени веры». Но можно ли и легко ли это сделать? Хотя и нелегко, а можно, при усердном желании, трудом и терпением, и с непременным условием помощи и благодати Божией. Следующими далее словами: **Благословен еси, Господи**, – пророк славит Господа и тут же просит о том, чтобы Господь Сам **научил его оправданиям**, т.е. уставам и заповедям, изложенным в законе, или Слове Божием. **Научиться оправданиям** – не значит изучить только заповеди и уставы закона. В христианстве пути жизни освещаются истинами о Триипостасном Божестве, Творце и Промыслителе, о падении, о Божием благоволении восстановить падшего, о снисхождении единородного Сына Божия на землю воплощением, и совершении Им нашего спасения Своими страданиями, смертию, воскресением и вознесением, и проч. Вот эти все и другие истины божественной веры нашей и разумеет пророк, когда говорит: **научи мя оправданием Твоим**. И этот богонаученный ум его и есть третий в естестве нашем дом, или жилище, для заповедей Божиих. Этим последним научением преобразуется ум, а двумя первыми – воля и сердце. Строит это внутреннее духовное здание Господь Своею благодатию, при всевозможных, без жаления себя, усилиях, со стороны человека, – строит жилище, в которое, наконец, он приходит и вселяется со Отцем и Духом Святым, как Сам обетовал: «//к нему приидема, и обитель у него сотворима//» [[new:in:14:23|(Ин. 14:23)]]. Словом** возвестих** [[old:ps:118:013|(в ст. 13)]] пророк означает всякое время: возвещал, возвещаю и буду возвещать **все суды (судбы) уст Твоих**. Так как в доме пророка, т.е. в душе его, уже все занято заповедями Божиими, то он помещает тут же и слово, которым он возвещает о судьбах Божиих, давая нам урок, о чем должны мы говорить при встрече друг с другом, во взаимном собеседовании. Нет богаче, утешительнее и назидательнее предмета для бесед и быть не может, как **судьбы уст** Божиих, то есть все то, что Господу угодно было сказать нам, сделать для нас и учредить среди нас, для нашего спасения. Деяния Христа Спасителя и св. апостолов, судьбы Церкви, жития мужей славных в христианстве по учению и делам, пути Промысла Божия, многообразные случаи в жизни каждого из нас, где виден перст Божий, – вот предметы, достойные бесед христианина с христианином. И так как речи и разговоры наши оставляют след по себе и в говорящем, и в слушающем, то сколько истекало бы силы из бесед об означенных предметах к благоустроению каждого лица в частности и затем для целого общества! Всем известно, что речи добрые, как хорошие семена, созидают, благоустрояют, укрепляют в добром, и напротив – речи злые расстраивают, расслабляют все доброе и подготовляют на злое. Даже происходящее отсюда пустословие, хотя и пусто, но не остается бесплодным и безвредным. Вот почему пророк и говорит далее: **На пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве**. То есть на пути откровений Твоих, там, где представлялась возможность поучиться заповедям и откровениям Божественным, я находил удовольствие и радовался как о всяком богатстве, дух мой наслаждался подобно тому, как наслаждаются по получении благ земных. Провести время, назначенное для богослужения, в храме Божием, употребить часть достояния своего на больных, нуждающихся и требующих помощи, пробыть несколько часов в благочестивых занятиях, дома или на службе, с всегдашнею готовностью оказать помощь бедствующим, – все это пути свидений Божественных, на которых человек получает радость, духовное наслаждение и удовлетворение своего духа. Вместе с тем, говорит пророк, как я рассматриваю пути Божественных откровений, – что доставляет мне немалое наслаждение, – я размышляю о заповедях Твоих (**В заповедех Твоих поглумлюся**) и взираю на пути Твои. Такое размышление о заповедях Божиих, чрез постоянное углубление в них мыслию, приблизит меня к Богу и даст возможность точнее узнать их. А когда достигну такого познания, **когда уразумею пути** Твоя, тогда **поучуся во оправданиих Твоих**. Словом **поучуся** (греч., от – «размышлять, углубляться, вникать, назидаться»), в применении к нашему тексту, внушается заучивание мест Св. Писания на память и повторение в свое время заученного, как это было в обычае и у евреев, и в древней христианской Церкви, и как пророк говорит здесь:** не забуду словес Твоих**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]