[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:14 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **На пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве** Вразумляется, что такое есть //богатство// по Богу. Поэтому говорит: ничто не пленяло меня в настоящей жизни, — ни золото, ни достоинство, ни могущество. Вместо же всего этого, свидения Твои для меня — и веселье, и богатство. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **На пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве** Труден путь добродетели, но он весьма привлекателен для совер­шенных. Поэтому и Владыка Христос сказал: //«возьмите иго Мое на себя, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко»// [[new:mf:11:29|(Мф.11:29–30)]]. Вот пророческое слово и говорит: всякого богатства для меня вожделеннее обладание Твоими откровениями. Не без цели сказано: **"всеми богатствами»**, но чтобы указать на богатство всякого рода. Видов богат­ства много. Богатым называется и тот, кто имеет золото, и тот, кто имеет серебро, и тот, кто имеет много земли под лесом или пашнями, наконец и тот, кто имеет стада скота. Но все это, в совокупности сравнив с божественными откровениями, пророк утверж­дает, что божественные откровения для него дороги, как для люби­телей богатства все виды богатства, и как преданный богатству ра­дуется ему, так вполне справедливо он радуется откровениям Божиим, как всякому богатству. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **На пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве** И еще дом, или, прямее, места и поприща, на которых осуществляются заповеди Божии, на которых вы всегда встречаете ревнителей о богоугождении и где находят они пребывание приятным для себя. Без утешений нет никого на земле: всякий ищет и находит их по своему вкусу. Один идет гулять в увеселительный сад, Другой в театр, третий на вечер, четвертый в ученое собрание и тому подобное. Где же сладостнее быть богобоязненному ревнителю хождения в воле Божией? – На пути свидений Божиих: то в храме Божием, то в больницах, странноприимницах, богадельнях, то на должности, то дома – в благочестивых занятиях, то на богомолье в местах святых. Как вошедший в дом, полный всяким добром и довольством, утешается тем, что встречает все, в чем привык находить для себя удовольствие, так и ревнитель о богоугождении находит удовольствие быть в указанных местах, находя в них удовлетворение образовавшемуся в сердце его вкусу: там – утеха, там – рай его. «Ничто не пленяет меня в настоящей жизни, говорит он с пророком, ни злато, ни достоинства, ни почести, ни могущество! Вместо всего свидения Твои, Господи, для меня и веселие, и богатство». Так, «многотруден, говорит //блаженный Феодорит//, путь добродетели, но весьма вожделенен для усердно идущих по нему. Потому-то и Владыка наш Христос сказал: //возмите иго Мое на себе... Иго 6о Мое благо и бремя Мое легко есть//». Можно так думать, что в словах: //яко о всяком богатстве// берется в сравнение только удовольствие от получения богатства с удовольствием пребывать на означенных путях свидений Божиих; и можно вместе с тем доразумевать, что пребывать на означенных поприщах и прибыльно столько же, сколько прибыльно тому, к кому течет всякого рода богатство. Обыкновенно иные думают, что бывать в церкви есть напрасная трата времени, а между тем не может быть лучшего употребления времени, как пребывание в храме Божием, и кто бывает там со вниманием и усердием, тот приобретает в несколько часов столько, сколько вне его не дадут долгие и многие труды. Иные, когда видят иждивающего достояние свое на больных, нуждающихся и требующих помощи, думают, что это напрасная трата, а между тем ничто не может быть прибыльнее такого употребления богатства, потому что, по слову Божию, поступающий так полагает свое достояние в руки Бога Самого, предпосылая его в вечные кровы и собирая там на будущее сокровища неветшающие. То же следует сказать о держащих строго посты, говеющих и ходящих на богомолье: «истощаются, измождают себя», обыкновенно говорят о них, а между тем никто не тучнеет так в духе, как они. //Насладихся//... вкусил сладости и доволен. Опыт всех времен говорит, что только те и бывают довольны, которые находят удовольствие быть на путях свидений Божиих; они всегда веселы, всегда в ровном расположении духа, без вспышек, без восхищений. Другие радости восхищают до того, что человек забывается и думает, будто в рай попал, но это лишь на минуту. Такие радости скоро переходят в неопределенную тугу сердца, которая истребляет и память о них. Это участь всех радостей не духовных и не подчиненных духовным интересам. Нет в них того, чем бы мог удовлетвориться дух, а дух – главное в человеке, и, когда он не удовлетворен, человек доволен быть не может; все равно как если бы считающему себя голодным не дали любимого блюда, хотя бы других и много было. Ухищряются размножать утехи, но этим только успевают заглушить, заморить на время духовный инстинкт. Проходит пора утешная, и дух снова берет свою силу, разбрасывает все утехи и начинает томить человека за то, что он не внимает ему, не хочет доставлять ему свойственной, удовлетворяющей его пищи. Вот вам и Сампсон новый! В забытьи он дал опутать себя, а потом, как опомнился, – одно движение, и все разлетелось. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **На пути свидений твоих насладихся, яко о всяком богатстве** Ты чувствуешь ли сладость от поучения в законе Божием? Если чувствуешь – добрый знак. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **На пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатстве** Многотруден путь добродетели, но весьма вожделен для совершенных. Потому и сказал Владыка Христос: //«возмите иго Мое на себе: иго бо Мое благо, и бремя мое легко есть»// ([[new:mf:11:29|Мф.11:29–30]]). Сие изрекло и пророческое слово, а именно: стяжание свидений Твоих приятнее для меня всякаго богатства. Сие: о //«всяком богатстве»// прибавлено не без намерения, но дает разуметь богатство всякаго рода; потому что видов богатства много. Богатым именуется имеющий у себя, кто – золото, кто – серебро, кто – много земли, или усаженной деревами, или засеянной, а кто – много скота. Но Пророк все сие берет в совокупности, и сравнив с Божиими свидениями, говорит, что ему достолюбезны Божии свидения, как богатолюбивым все виды богатства. ===== Евфимий Зигабен ===== **На пути свидений Твоих насладихся, яко о всяком богатcтве** He сказал просто, как богатством, но как всяким богатством. Я, говорит, ходя путем заповедей Твоих, Господи, радовался о нем, как бы получивший великое богатство. Или я столько радовался на пути заповедей Твоих, сколько другой любя богатство радуется и веселится о всяком богатстве. Слова //Феодорита//: Труден путь добродетели, но для совершенных весьма приятен. Для последних и иго Господне благо и бремя легко. Это сказано и в пророческих словах, что ничто не занимало меня в настоящей жизни, ни золото, ни достоинство, ни власть, но вместо всего того веселия богатство для меня—свидетельства Твои. А выражение: всяким богатством, не просто употреблено здесь, но означает всякого рода богатство. Так иное богатство называется золотом, другое—серебром, иное—одеждами, другое—большим количеством земли, которой одна часть засажена, а другая засеяна, другое—пастбищами; все это в совокупности, сравнив с божественными свидетельствами, сказал, что божественные свидетельства столько для него достожеланны, сколько для пристрастных к богатствам—богатство в различных видах. А путь свидетельств сих, по словам //Афанасия//, значит хождение по внушению их не от скорби, или нужды, но со всем удовольствием. ===== Лопухин А.П. ===== **На пути свидений твоих насладихся, яко о всяком богатстве** //"На пути откровений Твоих я радуюсь"//, я радуюсь, когда следую Твоим заповедям, потому что здесь нахожу удовлетворение своим влечениям. Это следование заповедям не означает теоретического только изучения закона, а многообразное проявление его в деятельности, которая во всех своих видах и направлениях была осуществлением и фактической, практической проповедью уставов Господа. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **На пути свидений твоих насладихся, яко о всяком богатстве** См. Толкование на [[old:ps:118:009#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:9]] [<10>]