[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:18 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего** Не усваиваю себе житейской суеты, и потому прошу даровать мне ведение Божественных заповедей, ибо одни из них ведомы, а другие неведомы мне. Ведомы например: //не yбий// ([[old:ish:20:13|Исх. 20,13]]) и другие, неведомы же следующие: почему младенцы обрезываются в восьмой день, или почему за новорожденных приносятся жертвы. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего** Не всякий, кто слышит божественные слова, понимает содержащиеся в них чудеса, но только те, которые полу­чают озарение свыше, почему и блаженный Павел сказал: //«когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух»// [[new:2kor:03:16|(2Кор.3:16–17)]]. Сам же апостол, просвещенный божественным светом, по справедливости взывал: //«мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа»// [[new:2kor:03:18|(2Кор.3:18)]]. И нам должно молить Владыку, чтобы, сняв покрывало с очей нашего ума, Он показал нам силу божественных слов. Притом, конечно, мы созерцаем и понимаем божественные Писания в высшем и духовном смысле. Например, агнец, закалываемый в древности евреями, для нас является образом истинного Агнца Христа Бога нашего, закланного за нас; и как там помазание кровью косяков дверей спасло пома­завших, так кровь истинного Агнца Христа Бога нашего искупила нас от проклятия врага и вечной смерти. Далее, сам народ Из­раильский, перешедший чрез Иордан и вошедший в землю обетования, является образом нас, христиан: так и мы водою святою крещения вводимся в обетованную землю – царство небесное. Евреям подобное понимание совершенно недоступно, потому что //«покрывало лежит на сердце их»//, – как говорит божественный апостол Павел [[new:2kor:03:15|(2Кор.3:15)]]. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего** Дух человека, имеющий назначение жить в Боге и к Нему возводить всего человека, по падении слеп. Хотя в нем неизгладимо существует уверенность в бытии Бога, с сознанием всесторонней зависимости от Него и обязательства благоугождать Ему всячески неуклонным следованием внушениям совести, в надежде, соответственной трудам, будущей по смерти жизни; хотя есть в нем все эти стихии духовной жизни, как видим из всех языческих религий, но все они покрыты темнотою и неопределенностию так, что на основании их скорее можно выразиться так: носит дух человека непоколебимое убеждение и чутье, что есть нечто высшее и совершеннейшее, что есть порядок вещей и дел чистейший и блаженнейший; но что оно именно есть, того он не знает, а ищет только с уверенностию, что это не пустое искание. Какое-то покрывало лежит на нем и мешает ему зреть истину вещей тех. Потому-то и естественна ему молитва: //открый очи мои//. Когда человек приступает к Господу, тогда вземлется с духа его покрывало, и он ясно видит все то, чего искал гадательно. Блаженства, какое доставляется этим прозрением, описать нельзя, как это свидетельствуют испытавшие его. Но как исшедший на свет из темного места считает и небольшой свет очень ярким, осмотревшись же, начинает находить его умеренным, – так и в духе: побыв в открытом первоначально свете духовном, он доходит до чувства, что хотя он уже и видит, но видит зерцалом в гадании, как засвидетельствовал святой Павел. Потому и просветленному во Христе Иисусе никак не излишня молитва: //открый очи мои.// Но по характеру этого восьмистишия можно тут разуметь некоторое другое покрытие очей духовных, именно – временное омрачение и ослепление ока умного, бывающее в людях, живущих по Богу, или наказательно, или поучительно. Человек бывает ослеплен или в отношении к себе, или в отношении к другим, или в отношении к текущему ходу вещей, и верит, что оно так и есть, как ему кажется, и стоит за то, и держит себя по смыслу такой уверенности; тогда как на деле оно не так: истина сокрыта от него, покрывало лежит на очах его, потому он и не видит. После открывается истина, и ходивший тут же и не видевший ее в недоумении окаявает себя за то, что видя – не видел, и научается таким опытом не доверять своему зрению и, невзирая на то что ходит во свете, искренно с болезнию сердечною молится к Подателю Света: «//открый очи мои//... дай мне видеть истину о себе, о других и о всем, окружающем меня, чтобы по чувствам и делам держать себя в истинно должном чине, а не мнимо-истинном». Особый вид ослепления духовного временного есть //забвение//. Святой //Марк Подвижник// часто горько жалуется на этого врага и других предостерегает от его козней. Приходит враг и уносит из внимания спасительные, возбудительные и остерегательные помышления; забывает человек, что он, куда идет, что его ожидает, кому работает, под чьим взором живет и действует, и по причине такого забвения начинает действовать, как несмысленное, резвое дитя. Не всегда это сопровождается большими ошибками, но всегда от этого падает внутренняя энергия и расстроивается весь строй духовный. Вот и повод к молитве тем, которые искренно ищут совершенства: «//открый очи мои//, дай мне всегда держать пред очами ума, во внимании моем, что я безответный грешник, что око Твое всегда обращено на меня и видит всего меня, что вот-вот смерть, и я должен буду вступить в мрачные места истязаний, потом предстать пред Тебя и выслушать Твое определение о мне; дай помнить это, чтобы неослабно действовать во спасение свое, пока время, и крепче держаться за спасительный крест, в силе которого вся моя надежда». У кого глаза открыты, тот видит окружающее, как оно есть. У кого открыты умные очи, тот видит Бога и Божественный порядок вещей, разумеет, в чем он и чего от нас требует. Это и разумеет святой пророк, когда говорит: //и уразумею чудеса от закона Твоего//. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего** Какие очи? Без сомнения, не чувственные, а духовные, очи ума, и еще более - очи сердца, просвещения коих светом благодати так усердно желал некогда апостол Павел своим возлюбленным ученикам Ефесским [[new:ef:01:18|(Еф. 1; 18)]]. В естественном падшем состоянии человека очи сии закрыты, как у слепорожденных, а ими-то одними и можно видеть чудеса закона Божия. Чудеса, а не смысл обыкновенный закона; последний видим и очами разума естественного. Но закон Божий имеет не только смысл, подобно законам человеческим, но и чудеса, как произведение премудрости Божественной. В сем отношении откровение Божие подобно видимой природе: порядок, величие, красота видны в ней и для слабого глаза; но чтоб видеть внутренний состав вселенной, для сего потребно прозрение под поверхность вещей, - глаз особенный. Обыкновенным ведением закона святой Давид давно обладал, но вместе с тем видел, что в законе Божием сокрывается стократ более, нежели он видит, и что для уразумения последнего тех очей, коими он видел, недостаточно; и вот он молит Самого Законодателя открыть ему очи, дабы видеть уже не смысл, а самые чудеса закона Божия, то, что в нем есть превосходящего наш разум. Не следствием ли открытия сих очей в Давиде был псалом 118, где так разительно и подробно описываются совершенства закона Божия?.. А может быть, следствием сего был не псалом, а безмолвие: пред чудесами не разговоришься... **//Заметки.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего** Не все, читающие словеса Божии, уразумевают чудеса их, но только озаряемые свыше. О сем и блаженный Павел сказал: //«внегда же обратятся ко Господу, взимается покрывало, Господь же Дух есть»// ([[new:2kor:03:16|2Кор.3:16–17]]). И Апостол, озаряемый Божественным светом, по праву взывал: //«мы же вси откровенным лицем славу Господню взирающе, в тойже образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа»// ([[new:2kor:03:18|2Кор.3:18]]). А нам надлежит умолять Владыку, чтобы, сняв покрывало с очей ума нашего, показал нам силу Божественных словес. ===== Евфимий Зигабен ===== **Открый очи мои, и уразумию чудеса от закона Твоего** Сними, говорит, Господи, покров с очей души моей, то есть грубость с ума моего, которая застеняет и покрывает духовное разумение закона. И я уразумею скрывающиеся в законе чудесные мысли о распоряжении Твоем касательно воплощения. //Феодора//: Сказав во первых: сохраню слова Твои, потом присовокупил: открый очи мои. Ибо никто из ведущих беззаконную жизнь не может получить никакого понятия о божественных чудесах. Но тот, кто исправляет жизнь свою по закону Христову в любви и всех прочих добродетелях, тот, без сомнения обогативши ум свой божественным светом, уразумеет чудеса Божии и может быть полезен для других и таинственное учение передаст им в виде неизменном. //Златословесного// вместе с словами //Феодорита//: Не все занимающееся божественными словами постигают в них чудеса, но только те, которые получают просвещение свыше. Ибо, по словам //Никиты//, мы как в зеркале видим в высшем и созерцательном смысле и понимаем божественное Писание, как например то, что агнец был образ истинного Агнца Христа, и что как помазание кровью оного спасало, так и кровь Христова искупила нас. //Безименного//: На глазах размышляющих о законе, как бы покров, лежат письмена: ибо когда кто обратится ко Господу, тогда по словам //Павла//, снимается покров. Итак, когда он будет снят, тогда мы можем видеть чудеса в законе, понимая его духовно и созерцая скрывающиеся в образах и тенях таинства; так как закон имел тень будущих благ. ===== Лопухин А.П. ===== **Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона твоего** //"Увидеть чудеса закона Божьего//" - понять все высокое содержание его, оценить ту преобразующую его силу, которая из грешного человека делает праведника, из слабого волей - великого подвижника, из ничтожного - героя. Таких свидетельств чудесного преобразования человека под действием закона история указывает целые тысячи: все пророки были мучениками за закон и непоколебимыми его проповедниками, в истории же христианской церкви таких фактов великого подвижничества и мученичества невозможно и пересчитать. Понять и узнать такую силу и действие закона Божия на человека можно тогда, когда "открыты очи", когда не отворачиваются от него с предвзятым убеждением, а внимательно, сосредоточенно, "с открытыми очами", изучают его. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона твоего** См. Толкование на [[old:ps:118:017#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:17]] [<10>]