[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:30 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Путь истины изволих и судбы твоя не забых** См. Толкование на [[old:ps:118:030#svt_afanasij_velikij|Пс. 118:30]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Путь истины изволих и судбы твоя не забых** См. Толкование на [[old:ps:118:030#svt_ioann_zlatoust|Пс. 118:30]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Путь истины изволих, и судьбы Твоя не забых** Мрачный переход кончен. Кающийся вступает в состояние беспринужденного и самоохотного хождения в заповедях. Когда это совершится, в душе происходит то же, что испытывает человек, вступивший из темноватого коридора в светлые и разукрашенные покои. Это светлое состояние пророк изображает в трех последних стихах настоящего восьмистишия (30, 31 и 32). Нельзя не заметить особой полноты в этом изображении и гармонии в соотношении разных сторон строя жизни духовной в эту пору. С одной стороны, указывается ряд отношений свободы к заповедям; с другой – ряд благодатных воздействий, испытываемых душою. В первом идут – //изволих// – избрал, //прилепихся// – сердцем возлюбил, //текох// – живо действую в исполнении; во втором – //судьбы Твоя не забых// – принял в убеждение всю сущность домостроительства Твоего в устроении спасения; далее – //не посрами// – полагаюсь на Тебя всем упованием моим, //разширил еси сердце мое// – я почувствовал приток благодатных животворных воздействий Твоих. Само собою явствует, что цель всего – в //текох// и в //егда разширил еси сердце мое//: преисполнила меня благодать Твоя, расширилось сердце мое, и я пошел путем заповедей Твоих, не замечая препон и не допуская преткновений. Прочие указания – лишь путь и поддержка сего последнего, говорит святой //Иларий//. //Путь истины...// Всякий живущий и действующий уже имеет свой путь, но не у всякого есть путь истинный. И Спаситель различал два пути – широкий и узкий, и дал им оценку по тому концу, к которому приводит тот и другой. Из идущих всякий идет известным путем, и многим путь их кажется прям и истинен, тогда как на деле он крив и призрачен, – только кажется путем, и путем прямым, а на деле вовсе не таков. Пророк говорит, что вся эта разнообразная призрачность путей раскрылась пред ним; я, говорит, увидел, что один только есть путь истинный, и избрал его. Святой //Амвросий// пишет: «Пророк говорит так для того, дабы показать, что он искренно обратился. Скупой не может говорить так, пристрастный к мирскому и вещественному – тоже, потому что каким образом этот путь будет путем истинным, когда богатый в веке сем не может взять отсюда с собою богатства и по смерти становится беднее бедного Лазаря? Точно так же нельзя считать путем истины и мирскую славу, и печаль века сего. Истина – в вечном; временное призрачно. Если желаем ходить путем истины, сделаемся странниками для мира и начнем жить верою. Живущий верою живет в Боге, Который есть единый истинно Сый; а преданный миру только //образом ходит//, и истина (действительность) скоро обличит его». Что же для нас путь истины? – Жизнь по Евангелию, в духе веры христианской. Господь наш Иисус Христос есть и Истина и Путь. Иди вслед Господа Христа, и будешь идти путем истины. Но сделай так, чтоб это было самым делом, а не по имени только. //Не всяк глаголяй: Господи, Господи, внидет в царствие, но творяй волю Отца небеснаго.// Вступи истинно на путь истины, а не кажись только идущим по нему. //Путь истины изволих// – избрал всею моею волею, вся воля моя в нем, и уже не влается она туда и сюда. До навыка добру, до возобладания внутри света истины, воля все еще продолжает двоиться. Во всяком предлежащем деле совесть, уже просвещенная и оживленная светом Евангелия и благодати, указывает богоугодный образ действования; но чувствуешь, что незнать откуда идут предложения, совсем противоположные ему, и кто-то вступает в спор с совестию. Помня условие помилования в покаянии – обет быть верным воле Божией, воля, хоть и далека бывает от согласия на эти чуждые предложения, а все посматривает назад, не без некоторого влечения к котлам египетским , двоится, значит. Это двоение и есть признак, что внутри, во глубинах нашего существа, дело обращения еще не кончено; там все еще остаются задатки чуждой жизни, как ростки, придавленные, но готовые тотчас распуститься, дай только им простор. Доселе подъепитимийное состояние еще не кончено, а следовательно, дело покаяния еще не довершено, еще не слышится внутри утешительный глас: //отпущаются ти греси твои//. Но когда это пройдет, все нечистое испарится, самоугодие погаснет, страсти замолкнут, – тогда не бывает уже раздвоения; тогда на всякое представляющееся благое дело изволяется всею полнотою воли. Вот об этом-то и поминает пророк, как видно, в радовании и веселии духовном. //И судьбы Твоя не забых.// «Изволил, говорит //блаженный Августин//, путь истины, по коему тещи, и судьбы Твоя не забыл, чтобы тещи». В памятовании судеб Божиих – и возбуждение, и поддержка изволения пути истинного. Созерцание судеб Божиих печатлеет в сознании неизбежность именно этого пути и связывает волю. Оттого она и изволяет его, решительно, без колебаний; возлагает на себя закон неуклонно идти этим путем. Но что такое эти судьбы? – Все течение судов Божиих, или определений о нас богопромыслительной воли Божией, с того момента, с какого благоугодно было Богу открыть их, до того, в какое кто входит сознанием в полное созерцание их, не исключая из круга сего и того, что видит совершившимся на себе самом; иначе сказать – все домостроительство спасения рода нашего и спасения того, кто говорит это. Эти судьбы Божий видятся и в начале покаяния, но в чертах слишком общих. Когда же покаявшийся добросовестно проходит подъепитимийное состояние, они все более и более уясняются и, уясняясь, связуются с сознанием, как в том, что касается всех спасаемых, так и в том, что касается самого очищающегося лица. Наконец, они все ясно зрятся и срастворяются с сознанием так, что составляют неотъемлемую его часть. Как всякий, ясно сознающий себя человеком, сознает и себя и все окружающее, так ясно сознает и очистившийся весь строй судов Божиих и свое среди их положение. Все это в целости так теснится в его сознании, что он и забыть того не может. Как помнит Бога и себя в Нем, так помнит и судьбы Божии. «Они, говорит //Анфим//, из мысли у него не выходят, всегда вращаются пред очами ума его». Предыдущее – //изволих// с этим – //не забых//, состоит в прямой связи, как необходимое следствие, в духе нравственной необходимости. Входящий в познание судов Божиих удостоверяется до неотразимой очевидности в том, что все строится по воле Божией и что эта воля как положила что, так тому и быть: никто и ничто не сильно изменить или отменить ее. Положила она устройство спасения так и так, и уже ничто не может поколебать этого положения. Действуй же или так, как положено, или оставайся вне спасаемых и, следовательно, иди в погибель. Когда удостоверение в этом займет сознание так, как, например, сознание днем, что это день, а ночью – сознание того, что это ночь, тогда тот, у кого живо чувство самосохранения, каково должно оно быть у кающегося, не может колебаться. Он переходит весь на сторону Божиих определений, слагается с ними, изволяет их, – и колебаниям конец. Бичевания, строгания железными когтями, разжженные печи – все нипочем! Все существо его объято тою истиною, что или устоять и спастись, или пошатнуться и погибнуть. Такова сила нравственной необходимости! Мир видимый стоит, скрепленный физическою необходимостию; мир нравственный течет в строе, скрепляемый необходимостию нравственною, печатлеемою в сознании и воле избранников всеправящею десницею Всеблагого Бога, всем хотящего спастись именно так, а не иначе. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Путь истины изволих и судбы твоя не забых** См. Толкование на [[old:ps:118:029#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 118:29]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Путь истины изволих** (возлюбил ) **и судьбы Твоя не забых** Путем истины Давид называет истины учения веры, посредством которых верный христианин правильно совершает путь. Поелику истина есть Христос: Я, говорит, есмь истина ([[new:in:04:06|Иоан.4,6]]); а путь Христов есть евангельская жизнь, которую открыл Христос, по словам божественного Кирилла, верным христианам; то посему Давид говорит о любви своей к сей евангельской жизни, как наперед сделавшейся ему известною; а равно судьбами называет заповеди Христовы, которые он узнал. //Евсевия//: И тот, кто любит истину и никогда не произносит своими устами лжи, но все говорит и делает открыто, может сказать: путь истины я возлюбил. А равно и тот, кто, при всяком действии, помнит и поставляет пред очами своими суды и заповеди Божии, может говорить: **судов Твоих я не забыл**. //Оригена//: Сей стих может произносить только тот, кто презирает видимое, как временное и ложное и смотрит на невидимое, как вечное и единственно истинное и к тому стремится. Ибо не истинен путь избранный тем, кто занимается низким богатством и славою земною. Посему кто избрал путь истины, по нашему определению, тот и совершает его, не забывая судов Божиих и воздаяний Его. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Путь истины изволих и судьбы Твоя не забых** См. Толкование на [[old:ps:118:025#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:25]] [<10>]