[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:33 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 33-34 **Законоположи мне, Господи, путь оправданий Твоих, и взыщу и выну: вразуми мя, и испытаю закон Твой и сохраню и всем сердцем моим** **«Поставь для меня законом»** – Симмах пере­вел: //«укажи»//, Акила же и Феодотион: //«освети»//. Мне постоянно, го­ворит, нужен Твой свет и руководство закона Твоего, и для того, чтобы знать путь Твоих оправданий, и для того, чтобы идти по нему неуклонно, потому что //«всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов»// [[new:iak:01:17|(Иак.1:17)]], и если мы, избирая что-нибудь доброе, не имеем содействия оттуда, то наши старания остаются тщетными. Итак, пророк молится, а с ним и мы, воспевающие его псалом (//«все, что писано было прежде, написано нам в наставление»// [[new:rim:15:04|(Римл.15:4)]]), о том, чтобы Бог даровал ему Свое содействие, почему и продолжает: **«вразуми меня, и я исследую закон Твой и сохраню его всем сердцем моим»**. И этот стих содер­жит в себе туже самую мысль и не нуждается в каких-либо разъяснениях. Ведь и Господь повелел испытывать Писания; но, ко­нечно, испытующие нуждаются в озарении свыше, как для того, чтобы найти искомое, так и для того, чтобы сохранить найденное. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== Пятое восьмистишие охарактеризовано буквою //ге// – //вот//. Вот, – говорим мы, когда хотим выразить определенность, точность, очевидность чего-либо, как бы указывая, – вот, посмотри. В настоящем восьмистишии святой пророк определенно выражает, в чем все дело спасительной богоугодной жизни. Приводя на память все, высказанное доселе, он говорит как бы так: вот в чем дело! Все от Бога; у Него ищи и начертания благого пути (стих [[old:ps:118:033|33]]), и ведения (стих [[old:ps:118:034|34]]), и силы (стих [[old:ps:118:035|35]]). Но знай, что сколько бы ты ни просил сего, – не получишь, если и с своей стороны не употребишь всех усилий; посему ищи (стих [[old:ps:118:033|33]]), храни (стих [[old:ps:118:034|34]]), желай (стих [[old:ps:118:035|35]]). Только взаимное сочетание свободы и благодати дает жизнь истинную, благоуспешную. Что от Бога, то всегда готово: ты только не дремли и не предавайся лености. Нудя же себя на всякое добро, заботься особенно о том, чтобы намерения твои были чисты. Нечистые намерения губят доброту добрых дел. Итак, не попускай себе иметь при доброделании корыстные виды (стих [[old:ps:118:036|36]]). Не примешивай к сему увлечения и услаждения суетностями (стих [[old:ps:118:037|37]]). Да воодушевляет тебя во всем один страх Божий (стих [[old:ps:118:038|38]]). При этом, однако ж, помни, что сколько бы ни смотрел ты за собою, уничижительные для тебя помышления проскользнут: кайся в них, и как многие из них не бывают замечены, а иные и теперь, когда око твое устремляется в сердце, может быть, кроются там под личиною какого-либо добра, – то кайся непрестанно. Покаяние да будет фоном твоей жизни (стих [[old:ps:118:039|39]]). Затем, предав себя в руки Божий, говори: всем желанием хочу угодить Тебе, Господи (стих [[old:ps:118:040|40]]). **Законоположи мне, Господи, путь оправданий Твоих и взыщу и выну** //Законоположи, научи//, напечатлей в совести, определенно укажи, что я должен делать, дабы не теряться в домышлениях и догадках, а все видеть ясно. В других псалмах говорит пророк: //законоположи ми, Господи, в пути Твоем, настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей//. Темнота и неопределенность несносны. //Блаженный Феодорит// пишет: «Всегда, говорит пророк, имею нужду в озарении и законоположении Твоем, чтобы знать путь оправданий Твоих и шествовать по нему беспрепятственно». Но, может быть, замечает //Беллярмин//, пророк выражает этим желание не столько того, чтобы сказан был ему закон, сколько того, чтобы закон был воспринят внутрь всеми силами существа, чтоб он стал законом для всех сил души, был преобладателем образа деятельности, и вообще, и по частям. Когда дано будет такое яснозрение закона, а тем более такая власть ему внутри, тогда ищущему богоугождения естественно не искать более ничего, как только исполнения его во всякое время и во всех случаях, где только откроется возможность приложить его. Пророк и прилагает: //и взыщу и выну//; только у меня и заботы и усилий будет, чтоб удовлетворять закону. «Одного, говорит Ориген, просит у Бога, а другое обещает привнесть от себя. Ты, говорит, Господи, законоположи мне путь оправданий Твоих; а я все время жизни моей посвящу на то, чтобы взыскивать его». Весьма изобразительно представляет это законоположение Божие святой //Амвросий//. «Воины, находящиеся в походе, не сами распоряжаются своим ходом, но получают от царя-вождя расписание, куда и как идти, и строго его соблюдают. Только при этом находят они все готовым на пути. Если же кто из них пойдет другим путем, то ни провианта не получит, ни квартиры не найдет. Все это царь повелевает заготовить на определенном им пути, и только для тех, которые следуют его указанию, не уклоняясь ни направо, ни налево. Он же распределяет и стоянки: три дня, например, идти, а четвертый отдыхать. Кроме того, избираются города, обилующие водою и всяким продовольствием, в которых полагается стоять по три, по четыре дня и более. Таким образом, путь совершается без крайнего утомления, пока достигнут города, в котором потрудившимся воинам дается полное успокоение. Знай же, что таким образом и Христос, Вождь святых, законополагает им путь для шествия ко граду Божию. Прообраз этого видим на переходе израильтян из Египта в землю обетованную. Станы этого шествия описаны Моисеем по повелению Божию. Но вникни, кто распоряжался этими станами, Равно как и всем путем? Бог предшествовал им днем в столпе облачном, прохлаждая шествующих, а ночью – в столпе огненном, разгоняя тьму и освещая путь. Столп, то огненный, то облачный, был законоположителем пути; из столпа говорил к ним Бог. Где надлежало отдыхать народу от труда путевого, там останавливался столп и далее не двигался. Когда же надлежало идти, столп поднимался и шел туда, куда следовало направляться народу. Этот столп был прообразом Господа Иисуса, имевшего прийти (и пришедшего) //на облаце легце//, как сказал Исаия , то есть чрез воплощение в Деве Марии, которая была легка, по причине непорочности девства, и осенения от Духа Святого. Предадим же и мы путь свой водительству Господа Иисуса; да будут заповеди Его законоположением пути нашего. Кто следует путем повелений Его, тот почивает в сени Христовой. Об этом и невеста воспела в песнях: //под сень Его восхотех и седох//. Так может говорить и всякая душа, равно как и все собрание христиан – Церковь. Он Царь, Он Вождь наш, и все прекрасно расположил в пути и шествии нашем. Если случается что на пути скорбное, стеснительное, что не под силу нам, – Он, как вождь наш, услаждает скорбь, расширяет тесноту, подает немощи силу и крепость. Если земной царь умеет доставлять все потребное воинам своим, – не тем ли более Всеблагий Бог ведает, что нужно рабам Его, и знает, как доставить им? Так-то всякая душа прохлаждается под сению Христа Господа, поя с песненною невестою: //под сень Его восхотех и седох, и плод Его сладок//. Он пасет ее на месте злачном, воспитывает на воде покойной, то есть благодатию Святых Таинств. Проходя далее путем истинным, она вступает в блаженный стан любви и исповедует: //уязвлена есмь любовию аз//. Есть и другие станы, в которые с любовию вступает верно шествующая к цели своей душа, – стан креста и погребения. А недобрых станов устраняется душа. //Путем царским пойдем, не совратимся ни на десно, ни на шуее, дондеже прейдем пределы Твоя//, так говорили послы Моисея царю Едому, то есть земному, потому что земное все, и направо, и налево, недобро: недобр стан неразумия, недобр стан невоздержания. Израилю надлежало миновать их, не останавливаясь, чтобы достигнуть премудрости и стать там станом, потому что в деснице ее жизнь, а в шуйце – всякое довольство. Хорошо сказал пророк: //законоположи//, то есть положи во мне закон, чтоб он пребывал в сердце неподвижным и твердым; чтоб оно никакою бурею века сего не было отторгаемо от любви к нему; чтобы таким образом он сам себе был закон, имея дело законное написанным в сердце своем. //Взыщу//, говорит, и //выну//. И верно, потому что не малость какая-нибудь ищется, а рай, Царство Божие, содружество ангелов, вечноблаженные обители. Потому-то и искать надлежит не день, не два, не несколько месяцев, но всегда и чрез все, чтобы побольше собрать такого, что достойно воздаяния». Последнюю мысль о напечатлении закона в сердце с особою полнотою развивает //блаженный Августин//. «Апостол говорит, что праведнику закон не лежит, а лежит он беззаконникам и непокоривым. Ужели таков был тот, кто говорит здесь: //законоположи мне, Господи//, – каковы те, для коих, по слову апостола, положен закон? – Нет, если б он был таков, то не сказал бы выше: //путь заповедей Твоих текох//. Что же значит молитва его – положить ему закон, когда он не полагается праведнику? – Не полагается он ему таким же образом, как положен народу непокоривому, на скрижалях каменных, а на скрижалях сердца плотяных , не по Ветхому Завету с горы Синая, //раждающему в работу//, а по Новому, о коем пишет пророк Иеремия: //се дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, егоже завещах отцем их в день, в оньже, емшу Ми за руку их, извести я от земли Египетския, яко тии не пребыша в завете Моем, и Аз небрегох их, глаголет Господь. Яко сей завет, егоже завещаю дому Израилеву по днех онех, глаголет Господь, дал законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я, и буду им в Бога, и тии будут Ми в люди//. Вот каким образом желает он, чтобы положен был ему закон от Господа, – не так, как положен он неправедным и непокорным, принадлежащим к Ветхому Завету, на скрижалях каменных; но так, как чадам святым, свободным, чадам вышнего Иерусалима, Духом Святым, как перстом, написуется в сердце, – не как такой, который только в памяти содержат, а в жизни презирают, но как такой, который разумно знают и любовно исполняют, по широте любви, а не по тесноте страха. Кто по страху наказания делает дело законное, а не по любви к правде, тот делает его невольно; а кто делает законное невольно, у того наверно кроется желание, чтобы не было такого закона. Таким образом, он не друг закона, а скорее недруг, когда желает, чтоб его не было. Дело не делает чистым того, кто нечист произволением. Такой не может сказать, что впереди сказано: //путь заповедей Твоих текох, егда разширил еси сердце мое//; ибо такое расширение сердца означает любовь, которая, по апостолу, //есть исполнение закона//. Почему же просит он положить ему закон, когда, если б не был он ему положен, то он и не тек бы путем заповедей в широте сердца? – Это он говорит так потому, что, стремясь к преуспеянию, верует, что оно дар Божий. Полагая это прошение вслед за предыдущим, чего другого просит он, как не того, чтобы преуспевать более и более к жизни по закону? Этот закон назвал он здесь путем оправданий; но не другой путь есть и путь заповедей, по которому он уже пошел, когда расширилось любовию к закону сердце его. Таким образом, он уже шел, а теперь и еще желает идти, все идти, чтобы достигнуть почести вышнего звания Божия. Потому-то и прибавил: //и взыщу и выну//. Как будет он искать того, что имеет, если не так, что и то, что имеет уже, имеет потому, что делает, и то, что взыскивать будет, будет взыскивать чрез стремление к совершенству в том же роде деятельности. Но что значит //выну//? Ужели не будет конца искания? //Выну// – все время, пока живем здесь, ибо дотоле только и преуспеяние, а там завершается и запечатлевается хорошо здесь преуспевший. Здесь взыскивается закон чрез преуспевание в исполнении его, а там предлежит полнота наслаждения в нем и ради его, и для искания ничего не остается». //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Законоположи мне Господи путь оправданий Твоих, и́ взыщу и́ выну** Вместо: //«законоположи»//, //Симмах// сказал: //«укажи»//, а //Акила// и //Феодотион: «освети»//. Всегда, говорит Пророк, имею нужду в Твоем озарении и законоположении, чтобы знать путь Твоих оправданий и шествовать по нему безпрепятственно. ===== Евфимий Зигабен ===== **Законоположи мне, Господи, путь оправданий, и взыщу и выну** Для чего Давид здесь просит, чтобы Бог положил ему в законе путь заповедей его, тогда как он и прежде положен в закон чрез Моисея? На сие ответствуем что «положи в закон» здесь значит тоже, что «научи»; почему и //Симмах// перевел: покажи, а //Акила//: просвети: потому что кто учит, тот как бы закон полагает тому, кого учит, побуждая его к добру и запрещая ему зло. И сам Давид прежде сказал: научи меня оправданиям Твоим. Или, положи мне в закон, есть тоже, что открый мне путь оправданий Твоих: и я всегда усердно буду искать его; так как для многих он сокрыт; потому что представляется им неясным. //Opигенa//: Первого просит у Бога; а второе обещается приложить от себя. Ты, говорит, Господи, поставь мне в закон путь оправданий Твоих; а я во все время жизни моей посвящу себя прилежному исканию Его. //Феодора//: Поелику путь оправданий не может быть найден в короткое время, то посему сказал: буду искать не два, или три дня, и не десять, но всегда. Ибо едва ли достаточно будет для меня все время сей жизни. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 33-38 **Законоположи мне, Господи, путь оправданий твоих, и взыщу и выну: вразуми мя, и испытаю закон твой и сохраню и всем сердцем моим. Настави мя на стезю заповедий твоих, яко тую восхотех. Приклони сердце мое во свидения твоя, а не в лихоимство. Отврати очи мои еже не видети суеты: в пути твоем живи мя. Постави рабу твоему слово твое в страх твой** Сознание писателем высоты закона, его святости и своей слабости и неопытности, вызывает в нем, при его решении неуклонно следовать указаниям закона, молитву к Господу о том, чтобы Он не оставлял его Своим постоянным вразумлением и руководством в самых разнообразных обстоятельствах и положениях жизни. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 33-40 **Законоположи мне, Господи, путь оправданий Твоих, и взыщу и выну. Вразуми мя, и испытаю закон Твой и сохраню и всем сердцем моим. Настави мя на стезю заповедий Твоих, яко тую восхотех. Приклони сердце мое во свидения Твоя, а не в лихоимство. Отврати очи мои еже не видети суеты; в пути Твоем живи мя. Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой. Отыми поношение мое, еже непщевах: яко судбы Твоя благи. Се, возжелах заповеди Твоя: в правде Твоей живи мя** Пятое осмистишие характеризуется буквою //ге//, что значит: «вот». В выписанных восьми стихах псалма пророк имеет в виду определенно указать и выразить, в чем состоит все дело спасительной Богоугодной жизни. Тут же особенно ясно и настойчиво внушается, что только взаимное сочетание свободы человека и благодати Божией дает жизнь истинную, благоуспешную. Первое, чего просит здесь пророк, выражено словами: **Законоположи мне, Господи, путь оправданий Твоих** (ст. 33), то есть, напечатлей в совести, научи, определенно укажи, что я должен делать, чтобы не теряться в догадках, а все видеть ясно. То же самое говорит он и в других псалмах: «//Законоположи ми, Господи, в пути Твоем//» [[old:ps:026:11|(Пс. 26:11)]], «//Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей//» [[old:ps:085:11|(Пс. 85:11)]]. Блж. Феодорит пишет: «Всегда, говорит пророк, имею нужду в озарении и законоположении Твоем, чтобы знать путь оправданий Твоих и шествовать по нем беспрепятственно» [6, с. 579]. Когда дано будет такое яснозрение закона, тогда ищущему Богоугождения естественно не искать более ничего, как только исполнения его во всякое время (**выну**), и во всех случаях, где только откроется возможность, приложить его. Пророк и прилагает: **и взыщу и выну**; только у меня и заботы и усилий будет, чтоб удовлетворять закону. Но что значит выну? Ужели не будет конца исканию? **Выну** – все время, пока живем здесь, ибо дотоле только и преуспеяние, а там завершается и запечатлевается хорошо здесь преуспевший. Далее **old:ps:118:034|(ст. 34)**, пророк просит вразумления свыше и дает обещание **испытать закон Господень и хранить его всем сердцем**. Но в чем именно вразумить его просит пророк и что испытать обещается? По объяснению св. Илария, это «духовное знаменование всего узаконенного. Как, например, шесть рабочих дней напоминают шесть дней творения, а седьмой – день покоя, покой Божий по творении мира, как новомесячное празднество будто в зерцале предызображает вечное празднование новой жизни на небесах, так, чтоб разуметь и все прочее: что значит юбилей семилетний и пятидесятилетний, что – обрезание, что – опресноки, что Пасха, что самая земля обетованная. Все это просит уразуметь, обещая, что, уразумев то, будет углубляться в разумеемое исследованием, углубляясь же – дорожить тем и, дорожа, хранить то всем сердцем своим» [7, с. 134–135]. Углубляясь, таким образом, в законе, усвояя себе духовное его разумение, «истинный законолюбец достигает, наконец, – по словам блж. Августина, – высот святой и Богоугодной жизни, на коих любит Бога от всего сердца, от всей души и всего помышления, и ближнего своего, как самого себя, а в этом и состоит весь закон и пророки» [7, с. 135]. Внешний чин имеет и христианство, без него нельзя быть человеку. Но в христианстве он имеет совсем другой смысл, чем в ветхозаветном устроении веры. Там пунктуально начертано все перстом Божиим, и отступающий от начертаний, хотя бы ими определялась одна внешность, погрешал. Церкви Христовой не дано такого начертания, а дан ей дух жизни о Христе Иисусе, который сам развился и облекся во все дивное благолепие церковного чина. В этом чине, как он дошел до нас, мы и воспитываемся, и возгреваем в себе им дух жизни. Вся сила в этом духе. Коль скоро он не в движении, т.е., когда мы движемся лишь в благоустроенном чине Церкви, то ничем не разнимся от иудеев, обрезанных без обрезания сердца, очищавших «//внешние сткляницы//» (см. [[new:mf:23:25|Мф. 23:25]]), без заботы о внутренней чистоте, устами говоривших: «//Господи, Господи//!», а в сердце преследовавших свои эгостические цели. Иудей приносил жертву положенную и отходил спокойным в дом. Чем разнится от него тот, кто, простояв, например, внешне церковную службу с мыслями суетными и страстными, возвращается спокойно домой, с уверенностью, что совершил дело должное и притом так исправно, что больше от него ничего и не требуется? Ничем, это настоящий иудей в духе. На одной с ними линии стоит и тот, кто в доме перечитывает положенные молитвы и кладет счетом поклоны, не заботясь о молитвенном строе ума и сердца, и однакож, исправив это дело благочестия, держит в уме и сердце, что за ним не состоит более никакой повинности, а остается только ожидать венца правды. Та же цена и всех доброделаний, которые исходят не из духа жизни, а творятся ex officio, будучи вызываемы внешнею, так сказать, совестию, и сопровождаясь тою же самоуверенностию, что, вследствие их, мы правы, и с нас нечего больше взыскивать. После всего испрошенного доселе, казалось бы, нечего уже и просить у Господа Бога святому пророку, а он, как бы еще не удовлетворенный, продолжает просить [[old:ps:118:035|(ст. 35)]]: **Настави мя на стезю заповедей Твоих, яко тую восхотех**. Последняя молитва полагает ищущего в руки человеколюбивого Бога, Который только того и ждет, чтобы человек весь Ему предался, дабы беспрепятственно действовать в нем, и внутренно, и внешне. Почему сказал св. пророк: **Настави на стезю заповедей**? Потому что **стезею** называется узкая, не широкая тропинка, а таков и есть путь заповедей. Тесен и прискорбен путь, ведущий в живот (см. [[new:mf:07:13|Мф. 7:13–14]]), путь же этот не иной какой, как путь заповедей. Св. Иларий пишет: «**Стезя** (греч.) есть протертая, учащаемая дорожка. Избранные люди начали ходить в заповедях Божиих от начала века. Этою стезею шел Авель; по ней шествовал Сиф; идя по ней, Енох угодил Богу, Ной удостоился быть сохраненным от потопа; Мелхиседек сподобился благословить отца верующих и стать прообразом Христа; Авраам сделался другом Божиим; Исаак – наследником великих обетовании; Иаков – Израилем, носителем чаяния языков, Иов восторжествовал над врагом» [7, с. 110]. Следующие три стиха [[old:ps:118:036|(36-38)]] соответствуют предыдущим трем в этом осмистишии. Там – (ст. 33) **Законоположи, взыщу**, здесь – [[old:ps:118:036|(ст. 36)]] дай, чтоб я не искал при этом ничего другого, кроме Тебя и закона Твоего. Там – [[old:ps:118:034|(ст. 34)]] **вразуми, сохраню**, здесь – **old:ps:118:037|(ст. 37)** сделай, чтобы сердце мое услаждалось только законом Твоим, а не обращалось к чему-либо из того, в чем обыкла находить услаждение человеческая суетность. Там – [[old:ps:118:035|(ст. 35)]] **настави, восхотех**, здесь – [[old:ps:118:038|(ст. 38)]] пестуном моим и стражем благаго хотения моего поставь во мне страх Твой. Здесь, в [[old:ps:118:036|36-м]] стихе, пророк молится так: «Дай мне, Господи, оставаясь верным закону Твоему, не иметь в виду ничего корыстного, дай мне любить закон Твой не тогда только, когда я в довольстве, но хотя бы Ты и все отнял у меня, дай сердцу моему быть преклоненным к единому закону Твоему, ради того, что в нем благая воля Твоя». Св. Амвросий, при объяснении сего, дает такой урок: «о, когда бы и нам, подражая молитве святого, и молиться о том же, о чем он молился! Какая польза молиться Богу, чтоб Он отвратил сердце от корыстности а самому день и ночь заботиться о прибытках? Сделаем же, чтобы и душа сочувствовала тому, о чем молимся языком. Господь смотрит на то, куда клонится сердце» [7, с. 148]. О соответствии между [[old:ps:118:034|34-м]] и [[old:ps:118:037|37-м]] стихами нужно заметить следующее: там [[old:ps:118:034|(ст. 34)]] просит пророк дара разумения для исследования закона, здесь же [[old:ps:118:037|(ст. 37)]] – чтобы очи ума не отвратились к суетностям (**еже не видети суеты**), т.е., чтобы не быть заняту умом в помышлении о временных вещах, сделай, как бы так говорит он, чтобы я весь погружен был в закон Твой. **В пути Твоем**, т.е., когда я иду путем Твоим, храню закон Твой, **живи меня**, храни, обновляй, подкрепляй. **Суета** – это все, что придумано и делается не по нужде и пользе, а для услаждения своих чувств и своей похоти. Мир битком набит такими вещами и обычаями. Кто живет среди этого, тот все кружится, не имея возможности опомниться, все гоняется за чем-то. В этом отношении, **суета** значит: «толкотня без толку, без пользы». Пророк молится **отвратить очи его** от такой **суеты**, потому что она, при всей пустоте своей, привлекательна: взгляни только – повлечет и потянет, не поостерегись – увлечет и утянет. Даже при исполнении закона, идя путем заповедей Божиих, можно увлечься суетностию, исполняя то или другое в законе для славы человеческой, ради которой иного и великого делали некоторые люди, за что и были немало хвалимы народом, а иные и прозваны были великими, но искали эту славу не у Бога, а у людей и, получив ее, получили мзду свою, суетные – суетную. От этой-то суеты желая отвратить очи учеников Своих, Господь внушает им, чтобы никаких добрых дел не делали они, «да видимы будут человеки», иначе не будет им награды от Отца Небесного, и вся добродетель их поведет к суетной славе [[new:mf:06:01|(Мф. 6:1–4)]]. Оградивши любовь свою к заповедям Божиим и от корыстности [[old:ps:118:036|(ст. 36)]], и от суетности [[old:ps:118:037|(ст. 37)]], пророк далее [[old:ps:118:038|(ст. 38)]] молит Господа Бога, чтобы Он оградил ее еще страхом Своим: **Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой**. **Слово** здесь значит то же, что закон и заповеди. **Поставить** их **в страх** – значит оградить силу их обязательства в совести страхом Божиим, так, чтобы человек всегда, как только сознает в том или другом волю Божию, непременно устремлялся к исполнению ее, несмотря ни на какие жертвы, руководясь единственно сыновним **страхом**. Как в предыдущих двух стихах [[old:ps:118:036|(36-37)]] можно видеть указание целей, какие следует иметь при доброделании, так тоже можно видеть и в этом стихе. Пророк просит Бога, чтобы научил его и расположил сердце его все делать из угождения Ему единому, творить добро не по одному чувству долга, не по одному требованию нравственного достоинства разумного существа, а потому особенно, что на то есть воля Божия, святая и угодная. Всякая несогласованность с волею Божией навлекает на человека **поношение**, размышляя о котором или боясь его, пророк просит (в [[old:ps:118:039|ст. 39]]): **Отыми поношение мое, еже непщевах: яко судбы Твоя благи**. **Непщевах** – от «непщевати» (греч. – suspicari, existimare, «полагать, думать, подозревать», или еще: греч. – «бояться, опасаться»). О человеке, сделавшем что-нибудь нехорошее в быту гражданском и семейном, обыкновенно говорят: «Ударил себя в грязь лицом», точно так же ударяет себя в грязь лицом грешник в области духовной пред всевидящим Богом, пред ангелами и святыми, пред своею совестию, пред всем, наконец, миром добра и света. Приходящий в сознание грешник прежде всего усматривает в себе эту срамоту греха, жалеет и досадует на себя, и порывается скорее избавиться от такого **поношения**, потому и вопиет: **отыми поношение мое**, чтобы и следа не было на мне этой обличительной срамоты греха. Не прости только, говорит, но отыми, очисти существенно, оторви и отбрось, чтобы остаться мне в чистом естестве, как Ты первоначально создал меня, по образу Твоему, без прицепки этих гадин греха: которыми я облепил себя. **Отыми поношение, еже непщевах**; **нетцевати** – значит, как выше сказано, «думать, полагать»; и выходит мысль такая: хоть явных грехов я за собой не вижу, но не могу думать, что я безгрешен. Греховная срамота может быть во мне глубже моего сознания. Полагая, что это так, я и молюсь: очисти меня от этой невидимой мною срамоты. Может быть, **непщевах**, по словам св. Амвросия, значит, «задумывал» [7, с. 160], и пророк молится: отыми грех, который я замышлял, или которым услаждался в сердце и помышлении моем, но который не совершил делом. И эту молитву, как и всякую другую свою молитву, пророк основывает единственно на благости Божией, что тут же и исповедует, **яко судбы Твоя благи**. Человеку, впавшему в грехи после крещения, Господь Бог, по благости Своей, дал средство избавиться от них, чрез покаяние. Чего же бояться исповедаться, или сказать грехи свои? Чего страшиться **открыть поношение** свое пред Тем, **суды** Коего **благи**? Вот и все, что хотел пророк выразить в сем осмистишии, и заключил его такими словами: **Се, возжелах заповеди Твоя** – в **правде Твоей живи мя**. Вот я и высказал, как бы так говорит пророк, все, чего я желал бы в деле духовной жизни, ведущей ко спасению. Даруй же, Господи, и Ты мне то, что зависит от благодати Твоей, – **оживи меня**, как положила оживлять нас правда Твоя; вразумляй, возбуждай сочувствие и энергию, дай силы и терпение безостановочно и успешно идти путем угодной Тебе жизни. Какого бы плода духовной жизни ни взыскал ты, искать – ищи все усильно, но не ожидай плода от твоего искания и твоих усилий, а возверзи на Господа печаль твою «//и уповай на Него, и Той сотворит//» [[old:ps:036:05|(Пс. 36:5)]]. Молись: желаю, ищу, но **живи меня Ты правдою Твоею**. Господь определил: «//без Меня не можете творити ничесоже//» [[new:in:15:05|(Ин. 15:5)]]. И закон этот исполняется в духовной жизни с точностию, ни на волос не уклоняющеюся от определенного. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]