[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:37 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Отврати очи мои, еже не видети суеты; в пути Твоем живи мя** **Отврати очи мои еже не видети суеты**. Суета есть неистовое пристрастие к зрелищам, углубление мысли в недолжное и неприличное умопредставление. Это-то объясняет Павел, говоря: //в суете ума их, помрачени смыслом, суще отчуждени от жизни Божия// ([[new:ef:04:17|Еф. 4,17–18]]). Заметь так называемую суету ума, когда имеет кто ум, но не пользуется им к усмотрению истинного, предает же его связующему сатане. Поэтому Псалмопевец, молясь, чтобы не постигло его это, говорит: **отврати очи мои еже не видети суеты,** потому что это есть уже благодать Божия. Пророк называет также суетою, что есть прекрасного в теле и что плотским очам представляется хорошим. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Отврати очи мои, еже не видети суеты; в пути Твоем живи мя** Пророк внушает нам не обольщать глаз своих различ­ными зрелищами, конскими ристалищами и плясками. Все это суетно, пусто и бесполезно, как и все вообще дела и многочисленные заботы этого мира, служащие плотским страстям, суетны. Об этом сказано у Екклесиаста: //«суета сует,... суета сует, – все суета!»//, разумеется – все земное, потому что он продолжает: //«что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит»// [[old:ekl:01:02|(Еккл.1:2–4)]]; и далее: //«я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева; сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья;... приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме. Собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих – разные музыкальные орудия. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем»// [[old:ekl:02:04|(Еккл.2:4–8]], [[old:ekl:02:10|10–11)]]. А суетно – бесполезное и пустое; таково то, что считают удо­вольствиями жизни. Итак, пророк просит, чтобы в другую сторону были устремлены очи его ума и чтобы они не очаровывались суетностью настоящей жизни. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Отврати очи мои, еже не видети суеты; в пути Твоем живи мя** Стих этот отвечает второму в сем восьмистишии, [[old:ps:118:034|34]]-му. Там просит пророк дара разумения, для исследования закона; здесь же, чтоб очи ума не отвратились к суетностям: //еже не видети суеты//, то есть чтобы не быть заняту умом в помышлении о временных вещах; сделай, то есть так, чтобы я весь погружен был в закон Твой. В пути Твоем, то есть когда я иду путем Твоим, храню закон Твой, живи меня, обновляй, храни, подкрепляй. Так толкует //Беллярмин//. Суета – это все, что придумано и делается не по нужде и пользе, а для услаждения своих чувств и своей похоти. Мир битком набит такими вещами и обычаями. Кто живет среди этого, тот все кружится, не имея возможности опомниться, – все гоняется он за чем-то, а это что-то все бежит от него и вырывается из рук, когда кажется, вот-вот уже завладел им. В этом отношении суета значит толкотня без толку, без пользы. Пророк молится отвратить очи его от такой суеты, потому что она, при всей пустоте своей, привлекательна: взгляни только – повлечет и потянет; не поостерегись – увлечет и утянет. Но как же **отврати**? – Сам не смотри; ведь никто не заставляет. Так-то так; но, живя среди суеты, нельзя не взглядывать; это можно лишь в безлюдной пустыне. А между тем это воззрение раздражает кроющиеся в сердце позывы, а возбужденные позывы вызывают сочувствие и сосложение, с которыми тесно граничит увлечение и кружение в суете. Когда позывы раздражены, глаза невольно обращаются к предметам раздражающим и еще более раздражают их. Тут уже они бывают прикованы к этим вещам, и душа чрез них пьет сласть, одуряющую и убивающую ее разумность. **Отврати очи** будет иметь такой смысл: не дай мне воззрением на вещи суетные увлекаться суетою и прицепляться к ним вниманием и сочувствием моим, потому что в этом – смерть для меня. Держи меня лучше на пути заповедей Твоих, потому что в этом – жизнь. Дай, чтобы я пребывал в них весь моим сердцем и вниманием, и в таком пребывании находил и жизнь, и сладость жизни, оживляющую и возбуждающую энергию – все быстрее и быстрее тещи тем же путем Твоим. Блаженный //Анфим// пишет: «Обращающий очи на суетное идет путем смерти и отдаляется от жизни Божией. С ним бывает то же, что с женою Лота, обратившеюся поглядеть. Отвративший же очи свои, **еже не видети суеты**, избавляется от смерти, как избавился и Лот. Такой хорошо справляет дело свое и доводит его до конца, как и тот, кто, возложив руку свою на рало, не озирается вспять». Святой //Афанасий// пространнее разумеет суету, подводя под нее все, не относящееся к богоугождению и спасению. «Суета, говорит он, есть неистовое пристрастие к зрелищам, углубление мысли в недолжное и неприличное умопредставление. Это самое объясняет Павел: //в суете ума их, помрачени смыслом, суще отчуждени от жизни Божия//. Суета ума состоит в том, когда кто, имея его, не пользуется им к усмотрению истинного, а предает его связующему сатане. Посему Псалмопевец, молясь, чтобы не постигло его такое несчастие, говорит: **отврати очи мои, еже не видети суеты**, так как и это есть благодать Божия. Пророк называет суетою также то, что есть красивого в теле, и что плотским очам представляется хорошим». Последнюю мысль полнее излагает //блаженный Феодорит//: «Бесполезное и ни к чему не служащее – суетно; а таковы мнимые приятности в жизни. Так именует их и Премудрый: //суета суетствий, всяческая суета//. И, пересказав затем, как созидал он домы, насаждал сады, устроял резервуары, присовокупляет: //и се вся суета и произволение духа//. Посему пророк умоляет, чтобы очи ума его склонились к иному созерцанию и не обольщались суетою настоящего». «Какие же это очи и от какой суеты отвратить молится пророк? – спрашивает святой //Иларий// и отвечает: – Очи души и тела... от всего, что люди ценят высоко, но что само в себе ничтожно и непрочно. Таковы: театральные зрелища, состязания в цирках, ценные одежды, золото, камни и тому подобное. Какой плод отвращения очей от такой суеты? – Жизнь духовная». «Так как мы немощны, пишет святой //Амвросий//, то, и при всем желании не увлекаться любоиманием, часто бываем уязвляемы им чрез воззрение на чужое, со внешней стороны светлое, – состояние, дом, наряды и тому подобное и начинаем желать тех же суетностей, то пророк и прибавляет: **отврати очи**... ведь и то Божий дар, чтобы око наше отвращалось от суетных благ века сего. Все блаженство в Господе. Потому-то и сказано: //блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная//». С такой точки зрения в этом стихе является уже правило жизни. //Блаженный Августин// указывает в нем урок о цели доброй деятельности и мысль свою о том излагает пространно. «Что значит, говорит он, **отврати очи мои, еже не видети суеты**? Ужели мы, пока живем в мире сем, можем не видеть суеты? Не в том ли смысле говорит это пророк, в каком заповедует апостол: //вышних ищите, идеже есть Христос, одесную Бога седя. Горняя мудрствуйте, а не земная. Умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе//? Можно и так разуметь эти слова; но есть тут и другая мысль, которая, мне кажется, более подходит к этому месту. Господь говорит в Евангелии: //аще будет око твое просто, все тело твое светло будет; аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет//. Потому-то, когда делаем что-нибудь доброе, весьма важно при этом то, что имеется в виду. Верность наша долгу оценивается не исполнением только его, но и целию, с какою он исполняется. И, делая что-либо, мы должны иметь во внимании не только то, хорошо ли задуманное дело, но, особенно, хорошо ли то, для чего мы хотим делать его. И вот эти-то очи, которыми смотрим мы на то, для чего делаем то, что делаем, и просит пророк отвратить, да не видят суеты, то есть чтобы, делая что, не ее имели мы в виду, не ради ее делали то. В этой суете преимущественное место занимает любовь к человеческой славе, ради которой много и великого делали люди, прозванные великими в веке сем и много хвалимые народом, – люди, которые искали славы не у Бога, а у людей, и, получив ее, получили мзду свою, суетные – суетную. От этой-то суеты желая отвратить очи учеников Своих, Господь внушает им, чтобы никаких добрых дел не делали они, //да видимы будут человеки//; иначе не будет им награды от Отца Небесного. Потом, когда стал давать им заповеди о добрых делах по частям – о милостыне, молитве, посте, – везде внушал, чтоб ничего из этого не было делаемо для человеческой славы, говоря, что те, которые делают с такою целию, уже получили награду свою, то есть не вечную, которая отложена святым у Отца Небесного, а временную, которой ищут те, кои при делах своих имеют в виду суетную славу человеческую. Делать что-либо доброе ради этой похвалы и значит – иметь очи, обращенные на суету. Не сама похвала человеческая осудительна, ибо люди не могут не хвалить доброго, но осудительно увлекаться ею и ради ее делать что-либо. Даже и тогда, когда от людей воздается похвала какому-либо праведнику (помимо его искательства), – и тогда он не должен на ней останавливаться, засматриваться на нее, но и ее относить к славе Божией, ради коей единой делают всякое добро истинно добрые; ибо от Него, а не сами от себя, бывают они добрыми. Господь и говорит в той же беседе: //тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех//. Где положил Он последнюю цель, туда и должны мы смотреть, делая что-либо доброе, то есть на славу Божию, отвращая в то же время очи свои от суетности человеческой. Далее, – если суетно делать добро для славы человеческой, не тем ли более суетно делать его для получения или умножения денег, или других каких-либо временных выгод, отвне прибывающих? – Все суета! Не для временного спасения должны мы делать добрые дела, но для спасения, уповаемого в вечности, где будем наслаждаться неизменным блаженством, которое даровано будет нам от Бога или, лучше, которое есть для нас Сам Бог. Если бы святые, делая добро, имели в виду временное спасение, то святые мученики, которым неизбежно предлежала потеря такого спасения, никогда не совершили бы доброго дела исповедания. Они получали помощь в мучениях, не имея в виду временного, потому что //суетно спасение человеческо//. Не возжелали они и //дне человеческого//, потому что //человек суете уподобися: дние его, яко сень, преходят//. При этом не должно упускать из виду, что коль скоро внушается просить у Бога даже и того, что по видимому состоит в нашей власти (очи отвратить), то этим подтверждается необходимость благодати решительно для всего. Некоторые не отвратили очей своих от суеты, потому что думали стать праведными и святыми сами собою, и возлюбили славу человеческую паче, нежели славу Божию, много о себе думая и слишком полагаясь на силу своего произволения, – потому и пали». //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Отврати очи мои, еже не видети суеты; в пути Твоем живи мя** **«Отврати очи мои еже не видети суеты».** Безполезное и ни к чему не служащее суетно: а таковы мнимыя приятности в жизни. Так именует их и премудрый Соломон: //«суета суетствий, всяческая суета»// ([[old:ekl:01:02|Еккл.1:2]]). И пересказав, как созидал он домы, насаждал сады, устроял купели водныя, присовокупил: //«и се вся суета, и произволение духа»// ([[old:ekl:02:11|Еккл.2:11]]). Посему Пророк умоляет, чтобы очи ума его склонились к иному созерцанию, и не обольщались суетою настоящаго. **«В пути твоем живи мя».** Даруй мне вести жизнь по Твоим законам. ===== Евфимий Зигабен ===== **Отврати очи мои, еже не видети суеты: в пути Твоем живи мя** Отврати, говорит, Господи, очи мои, чтобы не видели душевредных видов и суетных красот, где разумеет очи, как телесные, так и душевные. И оживотвори меня законом Твоим; так как божественный закон доставляет истинную жизнь и живущим по нему; а жизнь одного тела причиняет смерть. Изречение: на пути Твоем оживотвори меня, по //Златоусту//, значит: дай мне жить и поступать по Твоим законам. Другой говорит: как сердце наше, будучи наклонно к любостяжательности, побеждаясь сею страстью почти погубляет произволение наше; так и взор наш часто побеждается и пленяется суетою видимого. Ибо то, что в тебе красиво и телесным глазам представляется хорошим, называет суетою, как и Соломон сказал: и вот все суета; ибо, по словам //Феодорита//, что бесполезно, то и безрассудно; а таковы все мнимые приятности в жизни. Слова //Оригена//: Суета—рассматривание безнужного и неуместное мечтание разума, которое объясняя Павел говорит: по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме. Смотри, что называется суетою, когда кто получив ум не употребляет его на созерцание истин, но предает его налагающему на него узы сатане, О сем-то молясь говорит: отврати очи мои, чтоб не видеть суеты; ибо и это зависит от благодати. Сей-то суеты настоящей жизни, по словам //Безименного//, не желает видеть пророк, помня сказанное Лоту: не оглядывайся назад, спасай, спасай жизнь твою (душу твою). ===== Лопухин А.П. ===== **Отврати очи мои еже не видети суеты: в пути твоем живи мя** См. Толкование на [[old:ps:118:033#lopuxin_ap|Пс. 118:33]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Отврати очи мои еже не видети суеты: в пути твоем живи мя** См. Толкование на [[old:ps:118:033#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:33]] [<10>]