[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:43 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И не отыми от уст моих словесе истинна до зела, яко на судьбы Твоя уповах** **И не отъими от уст моих словесе истинна до зела,** — т. е. до последнего издыхания. **Яко на судьбы Твоя уповах.** Если будем жить не соответственно тому, что признаем хорошим, — Бог отымет слово истины от уст наших. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И не отыми от уст моих словесе истинна до зела, яко на судьбы Твоя уповах** Истина внушает к себе такое уважение, что сам Христос сказал: //«Я есмь путь и истина и жизнь»// [[new:in:14:06|(Ин.14:6)]]. И другой пророк учит: //«говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите»// [[old:zah:08:16|(Зах.8:16–17)]]. Противное истине есть ложь, а она – от лукавого. Ведь он первый, солгав, обольстил Еву. Поэтому, пророк учит нас любить истину и просит ее от Бога всяческих с великим усердием. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И не отыми от уст моих словесе истинна до зела, яко на судьбы Твоя уповах** Первые слова темноваты, потому что не сразу поймешь, когда и как Бог отнимает слово истины, и притом – //до зела//; значит, отнятие его не //до зела// еще может быть сносно. Потому-то толковники понимают их не одинаково. По содержанию сего восьмистишия их надо понимать так, чтоб не отдаляться от главного здесь предмета – упования. В предыдущем стихе говорилось: если явишь, Господи, милость Твою ко мне, то я буду иметь, что сказать поносящим меня. Здесь продолжается та же мысль: а если не явишь, то я не буду иметь, что сказать им; слово замрет на устах моих. Пророк молится не ставить его в такое положение, а всегда являть над ним покров Свой, чтоб он мог победоносно такими опытами милости защищать свое упование на судьбы Божий. Зачем, однако ж, повторяется эта мысль? – Затем, кажется, чтобы выразить некоторое ограничение широты своего прошения, как это дает понять слово – //до зела//. Молился: яви милость, и буду иметь, что сказать поносителям моим; теперь прибавляет: а если уже угодно правде Твоей отнять такое защитительное слово сокращением явления милости ко мне, то – не //до зела//; не навсегда оставляй меня в посрамлении пред врагами моими, но, оставив на время поучительным оставлением, опять являй пред всеми покров Свой надо мною, чтоб и я опять находил в устах моих слово истины, что не напрасно уповаю на судьбы Твои. «Молюсь, толкует Беллярмин, да не будет отнято от меня слово истины, которым я мог бы отвечать поносящим меня. Не лишай меня Твоей милости; не сделай того, что я не посмею слова сказать в оправдание упования моего; не заключи таким образом уст, исповедающихся Тебе и возвещающих надежду на обетования Твои. Но если уж надобно будет отнять его, то отыми на столько, чтоб испытать только меня, а не //до зела//, не совсем, не вконец». //Блаженный Августин// переносится вниманием своим к положению мучеников, к тому, как мужественно держали они в устах своих исповедание, невзирая на нестерпимость мучений. Но были и такие, которых одолевал страх, и они отрекались от истины: слово истины словно похищалось из уст их, было отнимаемо от них. Из таких одни навсегда оставались в отпадении, другие – снова возвращались к исповеданию истины; у первых вконец, //до зела// было отнимаемо слово истины, а у последних не вконец, не //до зела//. «Многие, говорит он, теснимые тяготою гонения, не могли вынести поношения и отрекались от Христа, а потом снова возвращались. Как будто имея их в мысли, пророк молится: //не отыми от уст моих словесе истинна до зела//, то есть не вконец, как было и с ними; ибо, отрекшись на время от веры, они потом возвращались в покаянии и исповеданием истины снова восхищали пальму мученичества. Так было и с Петром, который на час отрекся из страха, а потом восстановил себя плачем, в конце же венчался и мученическим венцом. У него и подобных ему не было отнято слово истины //до зела//, вконец. //Не отыми// – значит не попусти чтобы выпало слово истины из уст моих. И Сам Господь говорит к Петру: //молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя//; а это то же значит, что – да не отымется слово истины у тебя //до зела//». //Блаженный Анфим// причину отнятия слова истины или исчезновения его из уст полагает в грехе. Пока нет явного греха, истина возвращается смело; а когда впадешь в грех, то уже совестно становится возвещать истину устами, не оправдывая ее делами и жизнию. Бог не отнимает слова прямым воздействием, но попускает падения за гордость, которыми связывается язык. «Кто впадает в какой-либо грех, говорит он, у того вземлется слово истины не только из уст, но и из сердца. //Грешнику же рече Бог: вскую поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими?//» Если брать этот стих отдельно, вне контекста, то можно останавливаться и на этих последних мнениях; но прямая мысль – первая. К ней обязывает вторая половина стиха: //яко на судьбы Твоя уповах//, чем выражает пророк вторую основу своего богоупования. И в этом главная цель его речи. Прежде говорил, что уповает на Бога, веруя слову Его, которым Он обещал не оставлять прибегающих к Нему и творящих волю его, а теперь говорит, что уповает, будучи располагаем и возбуждаем к тому судьбами Божиими. Судьбы Божии значат здесь те Божии суды, которые Он не изрекал только, но и в дело приводил, наказывая грешников и возвышая и защищая праведников. Пророк испрашивает защиту потому, что уповает, а уповает потому, что суды Божии были таковы и над целыми народами, и над частными лицами и что если по тем же судам и с ним поступит Бог, то ему непременно должно получить милость и спасение от Бога. Судьбы, имевшиеся при этом у пророка в виду, суть все те, которые были и до него: как Ной с семейством своим спасен был от потопа, как благословлен Авраам и патриархи, как наказан Египет, а народ Божий спасен, как народ этот веден был в землю обетованную среди милостей и караний, как он поселен в земле обетованной и как потом то предаваем был, за забвение Бога, в рабство сильным соседам, то снова избавляем, когда, покаявшись, обращался к Богу. Созерцающий эти суды не может не питать глубокого убеждения, что у Бога всегда готова милость даже к большому грешнику, только не упорствуй и не иди ожесточенно против Бога. Созерцание этих судов было постоянным занятием пророка, и он мог говорить: яко вся судьбы его предо мною. Из них он почерпал удостоверение в том, что Бог есть //Господь, судьбы творяй// и что //судьбы Его истинны, оправданы вкупе//. Посему, всецело предаваясь Богу, он исповедует: //от лица Твоего судьба моя изыдет//. Если перевесть речь пророка по-нашему, то выйдет, что упование на судьбы Божии то же, что упование на промыслительное попечение о нас Божие, возгреваемое припамятованием опытов, какие явил Господь около нас и в нас, покровительствуя добрым и вразумляя недобрых. Лиц сторонних нельзя знать так, чтобы верно оценивать, как и почему идут к ним такие и такие суды Божии, а себя как не знать? Если бы у человека достало терпения проследить все изменения в своей участи в течение целой жизни, по отношению их преимущественно к своему внутреннему состоянию и к Богу, то несомненно открыл бы он, что как на весах две чаши в совершенном всегда состоят соответствии, так в совершенном соответствии состоят и наши внешние судьбы, определенные судьбами Божиими, со всем тем, что происходит внутри нас, и особенно с тем, каковы мы в отношении к Богу. Есть лица, которые до того свыкаются с созерцанием этого Божия порядка, что каждую, как говорится, случайность определяют с этой точки зрения; потому-то и носят убеждение, что собственно случайного ничего нет. Философы пишут, что нет случая, а в жизни только и видят, что случайности. Благочестие же и без философии носит в сердце ту истину, что все от Бога. У Бога все, как в устроении великого мира, так и в устроении участи всякого маленького человека, мудро определено мерою, весом и числом. Как это – нашему уму не постигнуть. //Судьбы Божии – бездна многа//. Сколько в этом утешения и сколько крепости получает упование того, кто дошел до такого убеждения!// Блаженный Августин// под судьбами, возгревающими упование, разумеет здесь именно судьбы каждого лица. //«На судьбы Твоя уповах//, то есть суды Твои, коими Ты меня исправляешь и наказываешь, не только не отнимают у меня надежды, но и возвышают ее; ибо //его же любит Господь, наказует; биет же всякого сына, его же приемлет»//. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И не отъими от уст моих словесе истинна до зела, яко на судьбы Твоя уповах** Пророк учит нас любить истину и с великим усердием просить оной у Бога всяческих. ===== Евфимий Зигабен ===== **И не отъими от уст моих словесе истинна до зела** (до конца); **яко на судьбы Твоя уповах** Не отнимай, говорит, Господи, от меня пророческого дара на долгое время, но если, по усмотрению, и будет загражден на время, опять да возвратится ко мне. Или, говорит, не попусти, Господи, быть отнятой от уст моих истине; потому что может случиться, что я иногда, как человек, скажу и ложь. Или не отнимай от меня истины на долго, т. е. никогда; потому что я много надеялся на закон Твой, смело полагая, что дар истины сохранится во мне, если только я буду хранить его. //Другой// говорит у //Никиты//: Помощь Божия нужна до конца, т. е. для точного хранения истины до последнего нашего издыхания и чтобы уста наши не были обоюдны, сказывая иногда истину, а иногда ложь. Ибо драгоценна, по словам //Златоуста//, истина, как и сам Христос сказал: Я есмь истина и жизнь [[new:in:14:06|(Иоан. 14,6)]]. При сем обратись к изъяснению и замечанию на слова: не отврати меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня, в псалме [[old:ps:050:13|50]]-м. //Дидима//: Под словом «истины» разумей проповедь о благочестии, что бывает тогда, когда на малое время по причине случившейся, как у человеков, некоторой погрешности, праведники умолкают и дар пророчества, бывший у них, на время пресекается. Но когда они возложат упование на суды Божии, Он принимает согрешивших чрез покаяние, т.е. не всегда они подвергаются отнятию сего рода, но снова принимают пришедши в себя и ободрившись. ===== Лопухин А.П. ===== **И не отими от уст моих словесе истинна до зела, яко на судбы твоя уповах** //"Не отнимай совсем от уст моих слова истины"//.// "Совсем"// значит навсегда, постоянно, точнее бы с евр. "никогда", т. е. дай мне никогда не отступать от Твоих повелений. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И не отими от уст моих словесе истинна до зела, яко на судбы твоя уповах** См. Толкование на [[old:ps:118:041#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:41]] [<10>]