[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:47 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 47-48 **и поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело: и воздвигох руце мои к заповедем Твоим, яже возлюбих, и глумляхся во оправданиих Твоих** **И поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело: и воздвигох руце мои к заповедем Твоим.** //Руками// называет здесь деятельные силы, потому что дело есть конец поучения в заповедях. Ибо, по принятии слова о заповедях, всего лучше воздвигать руки к исполнению на деле требуемого в заповедях, не с печалью или по принуждению, но с добрым расположением, и потом часто о них размышлять и беседовать. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 47-48 **и поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело: и воздвигох руце мои к заповедем Твоим, яже возлюбих, и глумляхся во оправданиих Твоих** //«Царство Божие не в слове, а в силе»// [[new:1kor:04:20|(1Кор. 4:20)]], и: //«кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном»// [[new:mf:05:19|(Мф.5:19)]]. Поэтому-то и божественный пророк с поуче­нием соединял и делание заповедей; сказав: **"И поучался в заповедях Твоих, которые я... сильно возлюбил",** и показав горячую любовь, он приба­вил: **«И простирал я руки мои к заповедям Твоим, которые я возлюбил, и размышлял об оправданиях Твоих"**. Чему научался я божественным словом, то прилагал к делу. И таким образом, внимание к бо­жественным словам и слушание чтения у меня сопровождается доб­рыми делами. Такой именно смысл имеют слова: **"простирал я руки мои к заповедям Твоим»** потому что руки употребляются для означе­ния действия. Так и апостол говорил: //«потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут»// [[new:rim:02:13|(Рим. 2:13)]], и: //«вера без дел мертва»//, как и дела без веры [[new:iak:02:20|(Иак.2:20)]]. По­тому и Господь говорил: //«кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое»// [[new:mf:07:24|(Мф.7:24–27)]]. Выражением же: **"размышлял об оправданиях Твоих"** он говорит: я постоянно беседовал о них. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **И поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело** Третий плод упования – искание единого на потребу. Читая этот стих, невольно переносишься мыслью к Марии, сидящей у ног Спасителя и внимающей словесам, исходившим из Божественных уст его. Тут же приходит на мысль и урок Господа в лице Марфы, изреченный всем: //Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе; едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея//; а далее и общий закон, возложенный на всех: //ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам//. Что же выходит? – То, что пророк, возгревши в себе упование, отрешился сердцем от всего житейского, земного, суетного и занят был одними заповедями Божиими, то есть как лучше уразуметь их и как лучше исполнить; ибо //поучахся// – значит учился не понимать только, но и уметь делать. Все это потому, что возлюблены заповеди, а возлюблены потому, что в них одних кроются вечные элементы жизни, к созерцанию которых перенесло его упование, возгретое, как указано выше, в предыдущих стихах. Как только придется услышать нам слово о //едином на потребу//, тотчас приходят на ум потребности, необходимые для поддержания тела, и рождается вопрос: да как же это? Но когда говорится, что надо избрать //единое на потребу//, то это не значит, что внушается ничего не делать, а только соразмерять труды с достоинством дел: главному делу посвящать главную заботу и преимущественный труд, а делам побочным, придаточным – заботу второстепенную и даже десятистепенную и таковой же труд. Положи на первом месте богоугождение и спасение чрез исполнение заповедей, а на втором, третьем и четвертом – все прочее, относящееся к поддержанию жизни; и к первому прилежи всем сердцем своим, а к последним относись внешне, касаясь их как бы только концами пальцев, и будешь верным исполнителем того, что сказал Господь о едином на потребу и об избрании части благой. То будет у тебя главное дело, а это все– приделки или поделия, как выражались древние великие подвижники. Нельзя не трудиться и не делать в житейском и гражданском быту, но надо вести эти дела в подчинении главному, в его духе, а не противно ему. Припоминаю при этом беседу одного старца с учеником, в которой, когда старец, объяснив различие дела и приделков, жаловался, что ныне (в то время то есть, когда это говорилось) порядок извратился и приделки стали главным делом, а главное дело – приделком, ученик просил его объяснить ему это примером. «Вот видишь ли, сказал старец, сидишь ты за рукодельем, а тут ударили в било к церковной молитве; следует тотчас бросить работу и спешить в церковь, положив несколько поклонов в келлии своей. Ты так и сделаешь, если у тебя на сердце главным делом имеется дело Божие. Но если ты скажешь: докончу, немного осталось, и просидишь сколько-нибудь за работою, отняв это время у службы Божией, то покажешь, что для тебя работа и приобретение работою дороже дела Божия, и строй твой душевный перевернулся головою вниз, ногами кверху. Так разумей и о прочем». Прилагая это сказание к себе и обобщая его, мы получим вот что: коль скоро у кого только и заботы, что о временных потребностях, дело же спасения и богоугождения всегда из-за них отодвигается на задний план и относящееся к нему исполняется лишь на столько, на сколько допускают те заботы, и притом кое-как, наскоро и наполовину: то у него главное стоит не там, где ему следует быть, и приделье занимает не свое место. Там, где число таких лиц размножается до того, что непохожих на них уже не видно, все общество находится не в настоящем строе; с духовной точки зрения это будет общество ходящих вверх ногами. А так как это не в порядке вещей, то естественно, что за этою непорядочностию развивается в нем и всякая другая непорядочность: отсюда смятение, разложение и пагуба. Сколько хлопот, шума, толкотни! Выходит же из всего этого одна грязь. Часто слышим, что оставившие мир и уединившиеся в обители толкут воду; – нет, вот эти толкут, да добро бы воду, а то грязь; те избрали благую часть, которая не отнимется от них. Они питают благое упование, которое не посрамит их; безуповательным же ничего другого и не остается, как хвататься за щепки, которые вместе с ними погрязают в бездну. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 47-48 **и поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело: и воздвигох руце мои к заповедем Твоим, яже возлюбих, и глумляхся во оправданиих Твоих** «**И поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело. И воздвигох руце мои к заповедем Твоим, яже возлюбих».** Ибо //«Царство Божие не в словеси, но в силе»// ([[new:2kor:04:08|2Кор.4:8]]). //«Яже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии небеснем»// ([[new:mf:05:19|Мф.5:19]]). Посему и божественный Пророк к научению присоединил и деятельность. Ибо сказав; //«поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело»//, и показав горячую любовь, присовокупил: //«и воздвигох руце мои к заповедем Твоимь, яже возлюбих».// Ибо чему научился из словес Божиих, то исполнил и в самых делах. //«Не слышателие бо закона праведни пред Богом»//, говорит божественный Апостол, //«но творцы закона оправдятся»// ([[new:rim:02:13|Рим.2:13]]). **«И глумляхся во оправданиих Твоих;»** потому что непрестанно занимался размышлением о них. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 47-48 **И поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело. И воздвигох руце мои к заповедем Твоим, яже возлюбих, и глумляхся** (углублялся) **во оправданиих Твоих** (мыслию) Читая, говорит, заповеди Твои, я поучался в них; потому что душа моя весьма любит их; я воздвигал и руки мои к заповедям Твоим, т. е. исполняя их делами; так как руки суть выражения действия. Наконец будучи побуждаем любовью к заповедям Твоим, я часто и прилежно размышлял о них. А что значит: ηδολεσχουν о том мы сказали выше. //Златоуста// с //Феодоритом//: Не в слове царствие Божие, но в силе. Потому-то и божественный пророк к размышлению присовокупляет и действие, сказывая: я поучался в заповедях Твоих, которые возлюбил много, и показав пламенное вожделение к ним и присовокупил: и я воздвигал руки мои к заповедям Твоим. Ибо чему я изучался из Божиих слов, то исполнял делами. //Оригена//: Цель упражнения в заповедях Божиих есть исполнение их и действие по заповедям; почему хорошо, кажется, прибавлено: я поучался в заповедях Твоих; и воздвигал руки мои к заповедям Твоим, которые я возлюбил. Ибо, по размышлении о заповедях и получении разумения их, прилично возносить руки к действиям по заповедям, без скорби и без принуждения исполняя заповеданные ими дела с любовью и ревностью. //Феодорита//: Поучение в заповедях Божиих есть не только чтение, но и исполнение их: ибо кто любит что-либо, тот и исполняет это непременно. А кто еще и сильно любит (как говорит здесь Давид), тот нисколько не замедлит все перенести для верного приобретения того, что любит. //Афанасия//: Руками здесь называет деятельные произведения, а «углублялся», значить: много рассуждал об оправданиях Твоих. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело** Вступивший на широту заповодей пророк отрешился сердцем от всего житейского, земного, суетного, и занят был одними заповедями Божиими, те. заботился о том только, как лучше уразуметь их и как лучше исполнить. Он говорит, **и поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело**. Пророк последовал тому, чему учил Господь наш Иисус Христос, т.е. искал прежде всего Царствия Божия и правды Его; а на все прочее, на все земные и житейские попечения смотрел как на такие, которые сами собою исполнятся у того, кто ищет Царствия Божия. Поучаясь в законе Божием, как единственно важном предмете в кругу всех житейских попечений, он был глубоко убежден, что одно только человеку и нужно, именно то, о чем Спаситель Христос говорил многозаботливой Марфе, как «о едином на потребу», разумея под сим единым не что иное, как слушание слова Божия и поучение в заповедях Божиих, – те самые занятия и заботы, о которых пророк и говорит здесь: **яже возлюбих зело**, и о которых Спаситель изрек. «//Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея//» [[new:lk:10:42|(Лк. 10:42)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// См. также Толкование на [[old:ps:118:041#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:41]] [<10>]