[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:53 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Печаль прият мя от грешник оставляющих закон Твой** Т. е. печаль о грешниках, из которых одни грешат без Закона, не изведав и начала законов, а другие имеют Закон и преступают его. //Аще страждет едим уд, с ним страждут еси уди: аще ли же славится един уд, с ним радуются вси уди// ([[new:1kor:12:26|1 Кор. 12,26]]). Поэтому, надлежит нам печалиться и о согрешающих братьях наших, что они таковы, и питать в себе такие же расположения, какие имел сей святый. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 53-54 **Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой. Пета бяху мне оправдания Твоя на месте пришельствия моего** Терпя зло, я ободрял себя воспоминанием о Твоих судах, но я очень печалился и не переставал скорбеть, видя, что многие без страха преступают Твой закон. Это и апостол Па­вел говорил (вообще такие речи свойственны совершенным людям): //«Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?»// [[new:2kor:11:29|(2Кор.11:29)]] А когда он был в Афинах, //«возмутился духом при виде этого города, полного идолов»// [[new:act:17:16|(Деян.17:16)]]. Итак, и мы, братие, видя, что некоторые отступают от закона Божия и за­поведей Его, будем печалиться об этом, так как написано: //«возлюби ближнего твоего, как самого себя»// [[new:mf:22:39|(Мф.22:39)]], а в этом же псалме ниже сказано: **«Оправдания Твои были мне песнями на месте странствования моего»**. Пришельцем был блаженный Давид, пре­следуемый Саулом, у иноплеменников. Но я думаю, что **"странствием»** он называет здесь не это время, а всю жизнь. Он жил на земле не как постоянный житель, но как временный странник, совершая свое жизненное путешествие с пением божественных оправ­даний. Так изъяснили и другие переводчики:// «песнями для меня были Твои заповеди в месте моего странствования»//. Ведь все святые и жившие по Божьи считали эту жизнь странствованием, имея отечество на небесах. Поэтому они и воспевали в этой жизни оправдания Бо­жии: человек на то и создан, чтобы хвалить и славить Бога. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой** Размножение нечестия и повсемственного разврата – вот новый источник скорби для пророка! Впереди указал он на выдающиеся из этого круга личности, – на насмехающихся и на нападающих; теперь обозначает всю сплошную массу грешащих без страха Божия и страха суда Его, хоть и не нападающих, но видом своим и бесстыдством смущающих благочестивое сердце. В этом стихе он говорит только о скорби из-за того, а в следующем указывает, откуда приходило ему утешение в такой скорби. Печаль брала его при виде умножения греха столь сильная, что он бывал близок к обмороку, как показывает греческое слово αθυμία и соответственное ему слово еврейское. Сердце, любящее Бога и ближнего, и не может иначе относиться к этому, ибо грехом и Бога бесчестят те, кои носят на себе имя Божие, и себя самих губят безвозвратно, если не покаются. Принимая то и другое к сердцу, искренно благочестивый мучится. О праведном Лоте святой апостол Петр пишет: //видением и слухом праведный живый в них// (среди беззаконных содомлян) //день от дне душу праведну беззаконными делы мучаше//. То же испытывал и праведный Давид: //видех//, говорит он, //беззаконие и пререкание во граде. Днем и нощию обыдет и по стенам его, беззаконие и труд посреде его, и неправда. И не оскуде от стогн его лихва и лесть//. Болезнуя о таком положении людей, он и говорит: //печаль прият мя//. «Не многим обще такое чувство, говорит святой Амвросий. Большая часть печалятся, когда терпят от кого-либо обиду, или убыток, или бесчестие; но более совершенные и более крепкие духом печалятся не о своем унижении, а о грехе тех, кто унижает их. Им причинена обида, а они воздыхают о падении другого, оплакивая себя, как причину греха обидчиков. Так поступал и святой Павел: //от печали многия и туги сердца//, писал он к коринфянам, //написах вам многими слезами//. Но, скорбя сам, он не хочет, однако ж, опечаливать тех, которые достойны были обличения: //не яко//, прибавляет он, //да оскорбитеся, но любовь да познаете, юже имам изобильно к вам//. Понятно, что он хочет того, дабы падшие пришли в сокрушение покаяния, уверяя их, что такого рода сокрушение будет для него источником радости: //аще бо//, продолжает он, //аз скорбь творю вам, то кто есть веселяй мя, точию приемляй скорбь от мене?// Таким образом, он хоть и обличает, но с тем, чтобы, причинив некую скорбь, привести ко спасению, – осуждает, чтобы разрешить, – отлучает, чтоб искреннее принять. Павел таков, между прочим, и потому, что, будучи сведущ в законе, знал поучительный пример того, кто говорил: //печаль прият мя от грешник//. Болезновал Давид не о том, что его презирали, не от того, что ему доставалось, а о том, что был оставляем и презираем закон Божий; болезновал о тех, которые это делали, потому что они погибали чрез то для Бога. Как добрый отец, когда помешавшийся сын бранит его, и злословит, и даже бьет, оплакивает не себя, но бедственное положение сына своего; так и добрый человек, когда видит, что какой-либо грешник делает недостойное, в присутствии даже старца, не уважая седин его и не сознавая в греховном обезумлении, как непристойно и нечестно поступает он, болит о нем, воздыхает, как о смертельно больном. Как добрый врач сначала предлагает советы, потом, взявшись лечить, не бросает уже больного, несмотря на то, что больной от нетерпения скажет что-нибудь и неприятное ему; так и праведник не отвращается от грешника, несмотря на презрение, которое терпит от него. Встречая даже обиды, приписывает их не ему, а неистовству смущающего его врага, и заботится не о вознаграждении себя, а об уврачевании души отчаянно больного духом». «Источник такой заботы о грешниках, говорит святой //Иларий//, есть любовь по Богу, в силу которой, когда страждет один член, состраждут ему и все другие». «//Печаль прият//, пишет святой //Афанасий//, то есть печаль о грешниках, из которых одни грешат, не изведав и начала законов, а другие хоть и знают закон, но преступают его. //Аще страждет един уд, с ним страждут вси уди: аще ли же славится един уд, с ним радуются вси уди//». Равнодушие к разливу нечестия и поголовного разврата обличает ослабление нравственно-религиозных чувств. Когда это случается, общество бывает в положении эпидемическом. Когда зайдет куда холера, все жители чувствуют припадки холерины в разных степенях; так и тут: расширяющиеся нечестие и разврат затрогивают понемногу всех. Иной и не участвует делом, зато смотрит; иной хоть и не смотрит, но молчит, и редко-редко кто подымет голос, да и то полушепотом. Таково и наше несчастное время! Это, однако ж, не оправдывает равнодушия, потому что ревновать о славе Божией и о царствовании добра и света есть долг всех сознающих, что в этом – истинное благо человека, человеческих обществ и человечества. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон твой** Да, тяжело праведнику видеть людей нечестивых, забывающих Бога! **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Печаль прият мя от грешник оставляющих закон Твой** В злостраданиях утешался я памятованием судеб Твоих. Впрочем предавался печали, и не преставал скорбеть, видя, что многие небоязненно преступают законы Твои. ===== Евфимий Зигабен ===== **Печаль прият мя** (объяла меня) **от** (по причине) **грешник, оставляющих закон Твой** Я, говорит, Господи, скорбел по причине грешников, с одной стороны потому, что гневался на них за презрение ими закона Твоего, с другой потому, что чрез пренебрежение закона Твоего они погибнут и подвергнутся мучении. //Златословесного//: Время печали не то в которое страдаем, а то, когда делаем худо. И как лекарства, когда употребляются не по свойству болезней, но одни вместо других, более усиливают оные; так и печаль, будучи врачевством против порока, страждущей и обремененной заботами душе вредна, потому что еще более расслабляет ее. //Феодорита//: Когда я находился в несчастии, то памятованием твоих судов успокаивался; но когда видел, что многие без страха преступают Твои законы, я скорбел и досадовал. //Дидима//: Когда страдает один член, с ним страдают и все члены; почему мы должны страдать о братиях своих, что они таковы, и таким образом подражать в любви сему святому. Ибо для грешника богопочтение есть смешной обычай, как говорит //Безименный//; а для богобоязненного беззаконие ужасно, потому что он предвидит страшное наказание. ===== Лопухин А.П. ===== **Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон твой** Под нечестивыми, //"оставляющими закон Божий"//, разумеются не язычники, которые этого закона не держались, но евреи, отступившие от него. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 53–54 **Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон твой. Пета бяху мне оправдания Твоя на месте пришельствия моего** Размножение нечестия и повсеместного развращения – вот новый источник скорби для пророка! Впереди указал он на выдающиеся из этого круга личности, на гордых презрителей закона, насмехающихся и нападающих, а теперь обозначает всю сплошную массу грешащих без страха Божия и страха суда Его, хоть и не нападающих, но видом своим и бесстыдством смущающих благочестивое сердце. **Печаль прият мя от грешник**, оставляющих закон Твой. В этом стихе он говорит только о скорби из-за грешников, а в следующем указывает, откуда приходило ему утешение в такой скорби. **Пета бяху мне оправдания Твоя на месте пришелствия моего**, т.е. (пер. с евр.) «уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих». Поставляя эти слова в соотношение с предыдущим, мы видим, что там высказывалась печаль, а тут указывается источник утешения. Он как бы так говорит: грех и нечестие, размножившиеся вокруг меня, повергали в печаль душу мою; а я, углубляясь в оправдания Твои, согревал любовию к ним сердце мое, и тем прогонял мрачное настроение в себе и то пагубное влияние, которое обыкновенно оставляет в душе окружающая нас греховность. **Место пришельствия** – это настоящая жизнь. Чувство, «//яко страннии и пришелцы есмы на земли//» [[new:evr:11:13|(Евр. 11:13)]], обще всем искренно богобоязненным людям. У пророка оно возвышалось тем, что в окружающих он не видел никакого согласия с настроением своего сердца. Они замышляли и делали одно, а он – совсем другое, и потому был чужой между ними. В нем действовал иной дух жизни, не от мира сего. И как весною, когда пробудившаяся новая жизнь охватывает вышедшего на простор поля из душного жилья, невольно исторгается песнь для выражения радости жизни, так **пел** и пророк, когда в **оправданиях** охватили его родные духу небесные стихии. Этим он и себя утешал, и отгонял навевавшийся на него дурной дух из грешного мира. «Но оправдания Божии, – по объяснению св. Илария, – не могут быть певаемы тем, кто не отрешился от всех забот земных. Посему пророк и прибавил: **на месте пришелствия моего**. Здесь мы пришельцы, а у Бога свои. Потому-то апостол говорит, что в доме Божием, по призвании к вере, мы уже не страннии и пришельцы, но сограждане святых и домашние Божии [[new:ef:02:19|(Еф. 2:19)]], а кто домашний Божий, тот уже выходит из мира, кто вращается в небесных вещах, тот странник на земле, кто поет, у того отложены все тяготящие заботы или расчеты, сжимающие сердце» [7, с. 218]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// См. Толкование на [[old:ps:118:049#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:49]] [<10>]