[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:54 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Пета бяху мне оправдания Твоя на месте пришествия моего** Местом пришелствия называет настоящую жизнь, по сказанному: зная, //яко страннии и пришельцы суть на земли// ([[new:evr:11:13|Евр. 11,13]]). На сем-то месте возвеселился я, сказуя оправдания Твои, поскольку вместе и изучал, и исполнял их. См. также Толкование на [[old:ps:118:054#svt_afanasij_velikij|Пс. 118:54]] **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Пета бяху мне оправдания Твоя, на месте пришельствия моего** См. Толкование на [[old:ps:118:053#svt_ioann_zlatoust|Пс. 118:53]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Пета бяху мне оправдания Твоя, на месте пришельствия моего** //Пета// –φαλτα, – петельны, возбуждали то есть к пению. Кто занят чем-либо до воодушевления и с чувством удовольствия, тот готов петь, и поет, если умеет. От избытка сердца уста говорят. Так и пророк, углубляясь в оправдания Божии, восприяв их сердцем и увлекшись любовию к ним, пел о них, хвалил и выражал их достоинство, Божественную важность и обязательность для всех. Поставляя эти слова в соотношение с предыдущим, мы видим, что там высказывалась печаль, а тут указывается источник утешения. Он как бы так говорит: «Грех и нечестие, размножившиеся вокруг меня, повергали в печаль душу мою, а я, углубляясь в оправдания Твои, согревал любовию к ним сердце мое и тем прогонял мрачное настроение в себе и то пагубное влияние, которое обыкновенно оставляет в душе окружающая нас греховность». Или так: «Скорбно было видеть разлив зла и нечестия вокруг себя, но я утешался оправданиями Твоими, размышляя о них и возгревая удостоверение в непреложности и спасительности их, в противоположность пагубе, наводимой нечестием». Место пришельствия это – настоящая жизнь. Чувство,// яко странни и пришельцы есмы на земли//, обще всем искренно богобоязненным людям. У пророка оно возвышалось тем, что в окружающих он не видел никакого согласия с настроением своего сердца. Они замышляли и делали одно, а он – совсем другое, и потому был чужой между ними. В нем действовал иной дух жизни, не от мира сего. Потому-то, отделясь от всех, он прилеплялся к тому, что исходило из той же области небесной, из которой была и сила жизни, воодушевлявшая и услаждавшая его оправданиями, исшедшими от Бога. Они веяли на него родным воздухом Отечества духовного. И как весною, когда пробудившаяся новая жизнь охватывает вышедшего на простор поля из душного жилья, невольно исторгается песнь для выражения радости жизни, так пел и пророк, когда в оправданиях охватили его родные духу небесные стихии. Этим он и себя утешал, и отгонял навевавшийся на него дурной дух из грешного мира. И в Церкви Божией затем установлено пение песней духовных еще святыми апостолами, чтобы души собравшихся благочестивых людей утешить в разнообразных прискорбностях и вместе с тем отвеять дух мира, который не может не влиять тлетворно на живущих в его среде. Вошедший в дом Божий не может вдруг стать пред Бога: его надо отпеть, а когда он отпоется, надо ввести в сочувствие с духовною областию. То и другое достигается духовным пением в храмах. Без пения богослужение не будет в своем чине. И вне храма ничем так легко не отвеешь дух мира, как пением духовных песней. Когда припадки его усилятся – начинай петь, и он отойдет. Для этого надо иметь заученные псалмы и песни. Святой //Иларий// пишет: «Пророк, восприяв однажды слухом псаломские песни, примером своим научает нас всегда хранить их в сердце, чтобы потом повторять их и устами, как бы службу справляя». «Гордые, говорит святой //Амвросий//, не уклонили его от закона; он находил утешение в судах Божиих. И печаль от грешников не поглощала его; против нее вооружался он пением об оправданиях Божиих. Что держится на сердце, о том обычно и поется; а что поется, то лучше запечатлевается в чувствах. Не следует нам поверхностно пробегать то, что читаем, дабы не во время только чтения содержать то в мысли, но и когда нет книги в руках. Оправдания Божии да будут для нас гимном, песнию, псалмом; воспоем духом, воспоем и умом, чтобы, если забудем о том во время нужное, не сказано было каждому из нас: //отвергл еси словеса Моя вспять//. Чтобы прогнать забвение от святого дома, мудрый Соломон велел петь певцам, и они возвещали о дивных делах Божиих. В собрании молящихся Богу всегда должны быть поющие, чтобы пением их отгоняем был дух нечистый, подобно тому, как пением святого Давида отгоняем был дух, мучивший Саула. Случалось, что и пророки, пред тем как пророчествовать, приказывали искусным певцам петь, чтобы приятным сладкозвучием предрасположиться к наитию благодати Духа. Сладко пение не то, которое нежит слух, но которое возвышает дух и сердце; и Новый Завет назван песнию, ибо Сам Господь благоволил изречь: //пискахом вам, и не плясасте//. Воспел Он нам в Евангелии отпущение грехов. Должны были внять сему иудеи – не вняли, и заслужили укор». «Но оправдания Божии не могут быть певаемы тем, кто не отрешился от всех забот земных. Посему пророк и прибавил: //на месте пришельствия моего//. Здесь – мы пришельцы, а у Бога – свои. Потому-то апостол говорит, что в доме Божием по призвании к вере мы уже не страннии и пришельцы, но сограждане святых и домашние Божии; а кто домашний Божий, тот уже выходит из мира; кто вращается в небесных вещах, тот странник на земле; кто поет, у того отложены все тяготящие заботы или расчеты, сжимающие сердце. Не как опечаленный заботою о недоступных, но как свободный от всех телесных нужд и страстей пел тот же пророк: //воспою Тебе, Боже, в гуслех. Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил//. Так пел он в радости, потому что был насыщаем лучшими благами. Дух его насыщался пищею благоговения к Божественному – и он пел». //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Пета бяху мне оправдания Твоя, на месте пришельствия моего** Блаженный Давид, гонимый Саулом, жил в преселении у иноплеменников. Но думаю, что //«пришельствием»// называет он не это время, а целую жизнь; потому что проводил оную, не как постоянный житель, но как пришелец, и воспевая Божия оправдания, совершал путь жизни. Ибо и прочие переводчики истолковали сие так: песнопениями были для меня все определения Твои на месте пришельствия моего. ===== Евфимий Зигабен ===== **Пета бяху мне** (мною) **оправданья Твоя на месте пришельствия** (странствования) **моего** Повеления Твои, говорит, Господи, были мною петы, то есть составляли занятие мое везде, где бы я ни находился. Или иначе, повеления Твои, Господи, были у меня в песнях, или я обращал их в песни, и когда пел о них, радовался. //Opигeнa//: Местом странствования называет настоящую жизнь. Итак, когда я пел об оправданиях Твоих, я веселился. И это только, по словам //Феодора//, я почитал благом в странническом и чужом, ничего не могущем иметь истинно доброго, жилище; потому что для странника дом свой приятен и все до возвращения в него неприятно. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Пета бяху мне оправданья Твоя на месте пришельстви моего** См. Толкование на [[old:ps:118:053#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:53]] [<10>]