[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:64 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Милости Твоея, Господи, исполнь земля; оправданием Твоим научи мя** Пророчески предрекает будущее, что вся земля исполнена будет боящихся Господа. И будет это не по иной нужде, но по Твоей милости; ибо Сам милостиво сотворишь это, Себя самого предав на то, чтобы Тебе быть учителем людей. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Милости Твоея, Господи, исполнь земля, оправданием Твоим научи мя** На всех, говорит пророк, Ты обильно изливаешь источ­ники Своей милости: Твое солнце сияет на добрых и злых, а дождь падает на праведных и неправедных, и Ты не разражаешься гне­вом ежедневно, но долготерпишь и к разорителям чужих браков, и к оскверненным неправедно пролитою кровью, и к присвояющим себе чужое, и к оскверняющим свой язык хулою, и к другим, совершающим что-либо беззаконное. Имея столь великое человеколю­бие, удостой его и меня, Владыка, давая мне уразуметь Твои оправ­дания. Подобное говорит и пророк Исаия:// «земля будет наполнена ведением Господа»// [[old:is:11:09|(Ис.11:9)]]. С пришествием на землю Христа нашего действительно все пределы ее наполнились Его милостью и (все люди) были научены Его учениками Его оправданиям. Имеют и другой смысл эти слова, именно, что все мы пользуемся Его милостью. В самом деле, Он дождит на праведных и грешных, долготерпит грехам нашим и удерживает свой гнев. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Милости Твоея, Господи, исполнь земля, оправданием Твоим научи мя** И подвиги, которые несет сам в себе ревнитель добра, и помощь, какую получает он от общения с людьми богобоязненными, – сами по себе только человеческие орудия и действенны только в меру сил человеческих. Если они являются мощными к преодолению зла, то потому, что Господу угодно бывает приложить к ним Свою силу. Привлекая благодать Божию, они рассеивают зло и укрепляют в добре. Потому-то при всех их внимательная вера не останавливается на них, но, минуя их, восходит горе и, при всех трудах своих и при всем пособии от других, ожидает помощи оттуда. Вот это самое и выражает пророк в словах: //оправданием Твоим научи мя//. И я, говорит, обучаю себя в подвигах душевных и телесных, и другие меня учат и словом, и примером, – но и то, и другое мало надежно и мало успешно. Ты Сам, Господи, научи меня всему, и укажи, что нужно делать, и дай уменье, как делать, и силу к тому подай. Как мастер, который берет к себе неуча и, обучив его, потом пускает от себя полным знатоком своего мастерства, настоящим мастером, так и Ты, Господи, возьми меня и обучи мастерству доброделания и угождения Тебе единому. Вот о чем просит пророк! Надежду же свою на умоление Господа и на получение просимого основывает на одной благости Божией. Вся земля, говорит, исполнена милости Твоей, Господи, – я ли один буду обделен ею? Уповаю, Господи, что не лишишь Ты и меня милости Твоей. Не богатства прошу себе, не чести и славы, а ищу только – научи меня, как благоугождать Тебе, верно исполняя все заповеди Твои. Если ты питаешь и неразумное животное, то усомнюсь ли я, что напитаешь и душу мою, созданную Тобою по образу и по подобию Твоему? //Милости Твоея, Господи, исполнь земля, оправданием Твоим научи мя//. В деле преспеяния духовного это ненадеяние на себя и на других и чаяние истинной помощи только от Господа есть расположение первой важности. Приступающий работать Господу обыкновенно много загадывает делать сам, и делает; но это делание не простирается далее обучения себя внешним порядкам благочестивой жизни, и много-много если на удержание греховных в душе движений, настолько, впрочем, чтоб они не проторгались в слово и дело, как, например, гнев. Но надо еще насадить добродетели в сердце, а для этого исторгнуть оттуда страсти; надо поставить ум пред Господа и всегда пребывать с Ним; надо стать и душевно, и телесно во всем святым и непорочным, как подобает готовящемуся получить Царство Небесное, куда не войдет ничто нечистое. Кто же введет все это в душу? – Никто, как Господь благодатию Своею! Усердно начавший работать Господу скоро сам научается опытно, что сам собою он ни к чему недоволен. Дальнейшие опыты утверждают его более и более в этом убеждении, и дело кончается совершенною преданностию себя и всей участи своей в волю Божию, с воплем сердечным: //ими же веси судьбами, спаси мя!// Такой же смысл имеют и слова пророка. Опытные в таком делании говорят: когда страсть возбуждается и помыслы смущают душу, не борись сам, а зови Господа на помощь, и Он защитит тебя. Так это и бывает. Но как в одном случае, так и в другом, и во всяком; как в один день, так и во все, всегда и во всем ищи защиты у Господа, и Он не даст тебя в обиду врагам. Так и идет борьба со страстьми. А добродетели как вкореняются? Я, говорит апостол, //насадил, Аполлос напоил, а возрастил Бог//. Так было у коринфян; так бывает и со всяким. //Без Мене//, говорит Господь, //не можете творити ничесоже//. Стало быть, нечего и браться. Становись, и взывай: //оправданием Твоим научи мя, Господи//. Святой //Амвросий// пишет: «Пророк того ради желает быть от Самого Господа научен оправданиям Божиим, что на земле трудно найти такого учителя, который ухитрился бы научать тому, чего сам не ведает. Потому-то он внутренним желанием устремляется к Тому учителю, Который один есть истинный Учитель; да и как человек может учить чему-либо истинному, когда сам он – ложь? И праведно Господь не велел кого-либо на земле нарицать своим учителем, потому что настоящий учитель один для всех. И как Давид мог бы другого искать учителя, когда сам сказал о Боге:// учай человека разуму// ? Учит же Бог и души просвещает, вливая в них свет ведения, когда ищут Его и отверзают уста сердца своего для принятия светлости небесной благодати. //Ищите, и обрящете//; толцы и в дверь Писания, и отверзется тебе, но опять не иным кем, как Богом Словом, о Котором читаешь ты в Апокалипсисе, что Он, яко Агнец, отверз книгу, запечатленную печатями». //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Милости Твоея Господи исполнь земля: оправданием Твоим научи мя** Пророк говорит: на всех обильно изливаешь Ты источники милости; сияешь //«солнце»// Твое //«на злыя и благия»//, дождишь //«на праведныя и неправедныя»// ([[new:mf:05:46|Мф.5:46]]), не //«на всяк день»// наводишь гнев ([[old:ps:007:12|Пс.7:12]]), но долготерпеливым пребываешь и к тем, которые подрывают взаимное согласие супругов, обагряются неправедною кровию, или присвояют себе непринадлежащее им, или оскверняют язык хулами, и отваживаются на иное какое-либо беззаконие. Посему, оказывая так много человеколюбия, и меня, Владыка, сподоби онаго, даровав мне ведение оправданий Твоих. ===== Евфимий Зигабен ===== **Милости твоея, Господи, исполнь земля: оправданием твоим научи мя** См. Толкование на [[old:ps:118:063|Пс. 118:63]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Милости твоея, Господи, исполнь земля: оправданием твоим научи мя** См. Толкование на [[old:ps:118:062#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:62]] [<10>]