[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:65====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Благость сотворил еси с рабом Твоим, Господи, по словеси Твоему** **Благость сотворил еси с рабом Твоим, Господи.** Наставленному в Божественных заповедях преподается учение — быть небесчувственным к благодеяниям Божиим, потому что не освободился бы он от греха и не был бы сопричислен к рабам Господним, если бы не была тому виною Божественная некая благодать. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Благость сотворил еси с рабом Твоим, Господи, по словеси Твоему** Испытав Твою благость, я опять хочу воспользоваться ею и обещаюсь жить по Твоим законам. А так как земля наполнена Твоею милостью, то **«благо сотворил»** с родом человеческим, как Ты и обещал чрез своих пророков. Будучи благ, Бог даровал нам блага, и когда мы согрешаем, наказывает нас и вразумляет. //«Кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему»//, по приточному слову [[old:pr:03:12|(Притч.3:12)]]. Итак, когда мы падаем, Он вразумляет нас по справедливости, чтобы мы обратились от дурного пути, как написано:// «чтобы он совершил Мне служение»// [[old:ish:09:13|(Исх.9:13)]]. Благостью Его мы на­учаемся познанию Его и исправлению, а также тому, чтобы верил, что в заповедях Его заключается наше спасение. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== Девятое восьмистишие идет под буквою //тет// – //брение//. Брение, грязь, есть, между прочим, и уничижительное слово; так мы говорим иногда: с грязью смешать. Но есть и целительные грязи; и Господь, сотворив брение от плюновения, помазал очи слепому и исцелил его. Брение в руках скудельника дает в производстве разные изделия, годные на всякую потребу. Какую же мысль принять в руководство при размышлении о сем восьмистишии? – Можно взять и мысль о брении как о целительной грязи, и видеть в этом месте указание того, какие целительные средства потребляет Господь для уврачевания душ, недугующих грехами; можно взять мысль о брении как о материале, из которого скудельник выделывает разные сосуды, и видеть в этом месте то, каким образом Господь, взяв души как брение делает из них сосуды в честь. Обе мысли прилагаются удобно; но, чтобы не путаться в наведениях, берем одну последнюю. В подобном значении слово брение употреблено и апостолом Павлом: //или не имать власти скудельник на брении, от тогожде смешения сотворити ов убо сосуд в честь, ов же не в честь?// Как скудельник делает сосуды, подвергая брение разным операциям, так и Господь образует душу, подвергая ее разным воздействиям, внутренним и внешним. Эти образовательные в руках Господних средства суть духовные – благодать и слово Божие (стихи [[old:ps:118:065|65]], [[old:ps:118:066|66]]) и внешние, по Божию устроению, – жизнь скорбная или счастливая (стихи [[old:ps:118:067|67]], [[old:ps:118:068|68]]), и по Божию попущению, нападки людей небогобоязненных (стихи [[old:ps:118:069|69]], [[old:ps:118:070|70]]). Указав это, пророк как бы сводит итог образовательных Божественных действий и обозначает, сколь успешно это действие (стихи [[old:ps:118:071|71]], [[old:ps:118:072|72]]). Он говорит все о себе; но надо полагать, что в каждом отдельном случае он разумеет и особые лица. На себя же все сводит для того, чтобы читающий, поняв что к нему относится, тем же оборотом речи слово пророка мог относить и к себе. Восьмистишие это, очевидно, состоит в прямой связи с предыдущим. Там он показал, как грешник, все более и более вырываясь из уз греха, наконец, предает себя всецело в руки Господа, а здесь показывает, как Господь относится к такой душе, взяв ее, как брение. Пророк коротко коснулся духовного воздействия на душу, а раскрывает больше то, как //Господь внешнею участию прибегающих к Нему способствует их внутреннему преуспеянию//. Так можно и выразить смысл этого восьмистишия. **Благость сотворил еси с рабом Твоим, Господи, по словеси Твоему.** Кому прилично такое слово? – Обращенному благодатию Божиею от греха к добродетели. В его лице и говорит пророк: «Изведал я опытом благость Твою». «Наставленному в Божественных заповедях, говорит святой //Афанасий//, преподается урок быть не бесчувственным к благодеяниям Божиим, так как он не освободился бы от греха и не был бы сопричислен к рабам Господним, если бы не была тому виною Божественная некая благодать. Таков был святой Павел, который никогда не забывал великой милости Божией, явленной ему в его обращении к вере во Христа, и который не пропускал ни одного случая прославлять благодать Божию, просветившую и хранящую его. Таковы и все надлежащим образом пользующиеся таковою благодатию, ибо непамятование о сем означало бы, что они испали от нее». Кто идет путем погибельным, тот сам вступает на этот путь; никто не виноват тут, кроме его самого. По-нашему, и пусть бы шел; но благость Божия не может сносить того, что украшенный образом Божиим безобразит его чрез грех и чрез сообщество с врагами Божиими; потому Он разными способами открывает себе вход в душу его, чтобы внушить ей опасность такого пути и дать восчувствовать ее: то внутренне воздействует Он чрез ум и совесть, то внешно, чрез слово Свое, чрез дивные дела Своего промышления, чрез примеры людей богобоязненных и чрез многообразное сплетение вразумляющих обстоятельств жизни. Всем этим останавливается грешник на пути своем и погружается в раздумье. Но и тут, когда начнет раздумывать, благодать Божия блюдет возникающие добрые намерения и дает им перевес. Затем, когда выскажет человек решение: //часть моя еси, Господи: рех сохранити закон Твой// (стих [[old:ps:118:057|57]]), она воодушевляет его и преисполняет силою привесть в исполнение такое решение. Когда начавший действовать в этом новом порядке жизни обратится вспять и припомнит, как все устроилось, то ничего не может сказать, кроме того, что //благость сотворил еси, Господи, с рабом Твоим//; погибать бы мне, но вот благодать Твоя пробудила меня от беспечности, просветила слепоту мою, и извела меня //из рова страстей из брения тины// греховной. Слава долготерпению Твоему, Господи, не погубившему меня во время греховного моего безобразия! Слава милосердию Твоему, призвавшему меня на путь добродетели и научающему меня по силам моим угождать Тебе! Слава благоснисхождению Твоему, несмотря на малость усердия моего, не бросающему меня и не дающему врагам моим снова возобладать мною! Благость сотворил еси с рабом Твоим! Я не был рабом, или был и тогда рабом по долгу, но бежал от лица Твоего по своеволию и ходил в волях своих, свергнув благое иго Твое и совсем забыв о подработности Тебе. Но от лица Твоего куда убежишь?! Только враг до того ослепляет нас, что нам думается, будто не видит Бог; око же Твое все видит. Видело оно и меня на распутиях моих и во всех непотребствах моих; но не погнушалось снова возвратить меня на путь правый и из непотребного раба сделать потребным, хоть сколько-нибудь начавшим угождать Тебе и хоть малое что делающим в дому Твоем По воле Твоей. //Благость сотворил Ты, Господи, со мною//, сотворив меня снова рабом Твоим! //Благость сотворил еси, Господи, со мною по словеси Твоему//. Какое же это слово? – //Живу Аз//, глаголет Господь, //не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего, и живу быти ему//. И то уже благость, что есть такое обетование, ибо грешник, пока грешит, дерзости его и самонадеянности предела нет, а когда бывает пойман законным Владыкою своим, и глаз к Нему не смеет показать. Не будь такого сильного обетования, враг всех успевал бы ввергать в отчаяние. Только на него опираясь, наперекор страшливости своей, приступает грешник к Господу. К успокоительной же благонадежности восходит уже после того, как удостоится милостивой встречи и приятия от Отца Своего Небесного. Воспоминая это, пророк и исповедует, что точно Господь сотворил благость с рабом Своим по словеси Своему, совершенно так, как обетовал, вполне согласно с тем. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Благость сотворил еси с рабом Твоим Господи по словеси Твоему** Изведал я опытом благость Твою; почему умоляю о том, чтобы и еще сподобиться мне оной, и испрашиваю того, чтобы и вперед жить мне по Твоим законам. ===== Евфимий Зигабен ===== **Благость **(милость)** сотворил ecи с рабом Твоим, Господи, по словеси Твоему** Ты, говорит, Господи, благодетельствовал мне рабу твоему; так передает и //Симмах//. По слову Твоему, т. е. написанному в законе, что угождающие Тебе будут облагодетельствованы. Или, по слову Твоему, значит то же что: по приличию Тебе. Давид благодарит Бога, как надлежало, поелику был облагодетельствован Богом. //Дидима:// Из сего учащийся божественному закону научается не быть бесчувственным к дарованному ему Богом благо деянии и знать, что по благости Божией к нему он удостоился быть рабом Божиим и благодарит за оказанные ему благодеяния, а выражение: по слову Твоему, означает, что благость Господня бывает с разумом и с целью разумною. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 65-72 **Благость сотворил еси с рабом Твоим, Господи, по словеси Твоему: Благости и наказанию и разуму научи мя, яко заповедем Твоим веровах. Прежде даже не смиритимися, аз прегреших: сего ради слово Твое сохраних. Благ еси Ты, Господи: и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим. Умножися на мя неправда гордых: aз же всем сердцем моим испытаю заповеди Твоя. Усырися яко млеко сердце их: аз же закону Твоему поучихся. Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим. Благ мне закон уст Твоих паче тысящ злата и сребра** Девятое осмистишие идет под буквою //тет//, что значит: «брение». С словом «брение», или «грязь», соединяется, прежде всего, понятие о предмете неважном, ничтожном, можно сказать уничижительном. Так, нередко говорят: дело это совсем грязное. Но есть в природе и целительные грязи; и Господь Иисус Христос, «сотворив брение от плюновения», помазал им очи слепому и даровал ему прозрение. Значит, употребив простое брение, Господь сотворил чудо. Такое же брение, т.е. земля, смешанная с жидкостию, в руках скудельника дает в производстве разные изделия. В подобном же значении слово «брение» употреблено и апостолом Павлом: «//или не имать власти скудельник на брении, от тогожде смешения сотворити ов убо сосуд в честь, ов же не в честь?//» [[new:rim:09:21|(Рим. 9:21)]] Как скудельник делает сосуды, подвергая брение разным операциям, так и Господь образует душу, подвергая ее разным воздействиям, внутренним и внешним. Эти образовательные в руках Господних средства суть духовные – благодать и слово Божие [[old:ps:118:065|(ст. 65-66)]], – и внешние, по Божию устроению, – жизнь скорбная или счастливая [[old:ps:118:067|(ст. 67-68)]], – и, по Божию попущению, нападки людей небогобоязненных [[old:ps:118:069|(ст. 69-70)]]. Указав это, пророк как бы сводит итог образовательных Божественных действий и обозначает, сколь успешно то действие [[old:ps:118:071|(ст. 71-72)]]. Он коротко коснулся духовного воздействия на душу, а раскрывает больше то, как Господь внешнею участию прибегающих к Нему способствует их внутреннему преуспеянию. Ст. 65-66 **Благость сотворил еси с рабом Твоим, Господи, по словеси Твоему: благости и наказанию и разуму научи мя, яко заповедем Твоим веровах** В лице человека, обращенного благодатию Божией от греха к добродетели, пророк как бы так говорит: изведал я опытом **благость** Твою, Господи, и теперь, вступая в новый порядок жизни и припоминая прежнюю жизнь и все то, как устроилось это вступление в новую жизнь, не могу ничего иного сказать, кроме того, что **благость сотворил еси, Господи, с рабом Твоим**; погибать бы мне, но вот благодать Твоя пробудила меня от беспечности, просветила слепоту мою, и извела меня из рова страстей и из брения тины греховной (см. [[old:ps:039:03|Пс. 39:3]]). Слава долготерпению Твоему, Господи, не погубившему меня во время греховного моего безобразия! **Благость сотворил еси, Господи, **со мною** по словеси Твоему.** По какому же **словеси**? А вот по какому: «//живу Аз, глаголет Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему//» [[old:iez:33:11|(Иез. 33:11)]]. Разве это не благость Божия? Не будь такого сильного обетования, враг всех успевал бы ослепить и ввергнуть в отчаяние. Воспоминая это, пророк и исповедует, что **Господь сотворил благость с рабом Своим по словеси Своему**, вполне согласно с тем, как обетовал. К сему исповеданию благости Господней пророк присовокупляет моление **о научении его**. Ты позвал меня, говорит, от греха на путь заповедей Твоих, я уверовал, что действительно нет другого пути кроме пути заповедей Твоих, и вступил на него. Дополни же дело благости Своей, научи меня, как идти сим путем, **научи меня благости**. «Молится, – говорит блж. Августин, – чтобы Бог вдохнул любовь к добру, сладкую, охотную, или, говоря прямее, да даруется от Бога любовь к Богу и ради Бога любовь ближнему» [7, с. 253]. **Научи наказанию**. Люди ненаказанные – то же, что ненаученные, – значит, неразумные люди. Стало быть, наказание есть разумность действования или уменье надлежащим образом действовать, мудрость практическая. **Научи меня разуму**, то есть ведению таинств веры. Как взошедшее солнце освещает все на земле и всю атмосферу делает светлою, так и ведение Божественного освещает всю область ума и все сущее и бывающее делает ясно светлым. Такая светлость дает вкусить радость жизни, прогоняет сон и поднимает на дело и труд. Свет разуму сообщает вера, если она почерпается из Слова Божия и прививается благодатию Божией к сердцу того, кто все познанное обращает и в дело. Тем более духовной жизни нельзя научиться, если приступить к этому не с полною верою, что это заповеди Божии, что они идут к Богу и приводят к наследию вечного блаженства, каковую веру и выразил пророк словами: **яко заповедем Твоим веровах**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]