[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:68 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Благ еси Ты, Господи, и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим** **Благ еси Ты, Господи.** Праведник при всем что ни встречается с ним, хотя бы то было и горестно, говорит Богу: **благ еси Ты.** Сему подобно сказанное в другом месте: //благословлю Господа на всякое время// ([[old:ps:033:02|Пс. 33,2]]). И благостию Твоею научи мя оправданием Твоим. Просить, чтобы научил его благий Бог, потому что благи оправдания Божии, соразмеряемые с достоинством каждого. Почему, о них и должно сказать: оправдались судьбы Твои, Боже ([[old:ps:018:10|Пс. 18,10]]). **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Благ еси Ты, Господи, и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим** Ты действительно благ и чело­веколюбив, добр и даже чрезмерно добр; по благости Твоей сохрани меня в оправданиях Твоих. От Тебя, ведь, зависит все то, что относится к спасению. **"И по благости... Твоей научи меня оправданиям Твоим"**. Поэтому я смело прошу о том, чтобы от Тебя получить по­знание Твоих оправданий. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Благ еси Ты, Господи, и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим** Для одного скорби вразумительны, а другого они могут ожесточить. Такого скорее образумит неожиданное счастие, чем какие-либо потери. Вот такого-то человека и берет здесь пророк и, как бы опасаясь, чтобы скоро не последовал удар свыше, молится: не наказывай, но, яко Благий, благостию Твоею научи меня! И в медицине не все лекарства горьки и не все пластыри рвут или жгут: есть лекарства сладкие, есть пластыри, приятно действующие. Хороший врач, когда видит, что без ущерба лечению может пользовать без боли, всегда избирает последнее и сам по себе, а тем более когда о том его просят. Не тем ли более поступит так сердобольный Отец наш Небесный, Который лучше всех видит, что кому благопотребно? «Посмотри на врача, говорит святой //Амвросий//, то горькие употребляет он лекарства, резания и прижигания, то приятные и не производящие ничего болезненного. Но когда больной по своему темпераменту не может сносить болезненного лечения, то долг врача избегать горьких медикаментов или так составлять их, чтобы горькое было скрываемо в приятном. Так действует и Господь на нас, врачуя наши нравственные немощи». Нас часто смущает вопрос: отчего неравна участь людей? – Никто еще не умудрился объяснить этого до осязательной очевидности в частностях. Но общий закон промышления Божия в этом отношении ясно открыт в слове Божием, и притом самый утешительный. Богатство и бедность, слава и безвестность, преобладающее господство и смиренное послушание, и все прочее, чем испещрен быт человеческий на земле, суть в руках Божиих нравообразовательные средства. Что кому лучше идет в этом отношении, то ему и подается. Лучше светлый быт – подается светлый; лучше низкий – подается низкий; лучше средний – средний и дается. И никак нельзя вступить в спор: вон тому как хорошо, а он между тем вовсе не так-то исправен. А почему ты знаешь, – может быть, если умалить его благосостояние, он станет еще хуже? Равно нельзя говорить: вот если б тому-то посчастливилось, сколько бы было от него добра! А знаешь ли, что если улучшится его состояние, он сам станет лучше? Всякому дана такая участь, в которой одной он и может делать наибольшую сумму добра. При другой участи он не может столько делать, а изменить ее на худшее или на лучшее – значит ввергнуть его в зло существенное. Цель бытия нашего на земле – нравственное совершенство, для должного приготовления себя к вечности. Все сюда и направлено Господом. Полная разгадка разнообразия участей наших будет там. Там все увидят, как все хорошо было устроено, а здесь мы живем пока во тьме. Разумнее всех тот, кто, всецело предав участь свою и всех людей в руки Господу, держит себя спокойным в отношении ее неравностей. Есть сказание, как один жил трудами рук своих и все, что вырабатывал, раздавал бедным, удерживая на свою долю лишь столько, сколько нужно на прожитие; на утро ничего не сберегалось. Кто-то из богоугодных людей, видя, как он благотворит, подумал: что если б ему достаток, сколько бы наделал он добра! – и стал молиться, чтобы Бог послал ему довольство. Послал Бог; но тот, сделавшись богатым, не только не стал помогать бедным, но и гнал их от себя с ожесточением. Увидев это, он опять помолился, чтобы Господь лучше возвратил его в прежнее труженическое житье. Господь и возвратил, и тот опять начал жить по-прежнему, делясь тем, что добывал, с бедными. В этом же роде были бы и все другие поправки участей людских, какие мы придумываем иногда с нашим благоразумием и правосудием. То же и относительно изменений в участях: иному лучше постоянно ровное состояние, иному то повышение его, то понижение, а иному однократное изменение из лучшего в худшее или из худшего в лучшее. Иов то в высшей степени счастлив, то крайне несчастлив, то опять счастлив; Авраам всю жизнь живет в полном довольстве; Иосиф из раба делается правителем целого царства; Саул бедственно кончает жизнь и для всего рода своего полагает конец царскому величию. Так действует Господь не потому, что имеет власть и силу изменять участи людей, а потому, что так действовать лучше всего для них самих, для их последних целей. А так как и счастием ведет Господь к добру, то очень уместна и молитва: //благостию Твоею, Господи, научи мя оправданием Твоим.// //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Благ еси Ты, Господи, и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим** **«Благ еси Ты Господи».** Действительно Ты благ и человеколюбив. **«И благостию Твоею научи мя оправданием Твоим».** Поэтому с упованием прошу, чтобы приять мне от Тебя ведение оправданий Твоих. ===== Евфимий Зигабен ===== **Благ ecи Ты, Господи, и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим** Поелику, говорит, Ты, Господи, благ и человеколюбив и благолюбив, то посему научи меня ясно естественной Твоей благости и человеколюбии, чтобы и мне подражать ему по силе. Давид те же слова, которые употребил выше, повторяет и здесь, чтобы усилить молитву свою и потому, что весьма желает получить непосредственное наставление от Бога. Слова //Исихия:// Дело праведника принимать все, уделяемое Промыслом, с удовольствием и хотя бы что-либо послано было и тягчайшее, он говорит: благ Ты, Господи, и от самого Господа, дающего познания, просит наставления в словах оправданий Его. А сказал: благостью, потому что у Бога есть и строгость, т. е. гнев, по словам апостола. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Благ ecи Ты, Господи, и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим** См. Толкование на [[old:ps:118:067#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:67]] [<10>]