[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:72 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Благ мне закон уст Твоих паче тысящ злата и сребра** Руководствуемому к совершенству преподается учение о том, какой чести сподобляется человек. См. Толкование на [[old:ps:118:072#svt_afanasij_velikij|Пс. 118:72]] **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Благ мне закон уст Твоих, паче тысящ злата и сребра** Хотя я и был своим сыном лишен царства, но зато это наказание возвратило меня к Твоему закону, который для меня дороже всякого богатства. Дальше тот же пророк говорит: //«я буду радоваться о словах Твоих, как нашедший большую добычу»//, а здесь он сказал: **«закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра»** – внушая нам, чтобы мы твердо держались его, то есть, заповедей его, соблю­дали их и жили по ним. Пророк Давид в своей жизни все испытал – и власть, и царское достоинство, и богатство, и славу, и почести, и удовольствия, и воинскую доблесть; но все это презирая, ценил только то, что дей­ствительно достойно любви и привязанности, почему и говорил: **«закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра»**. Будем же и мы, братие (это ведь и написано в наставление нам), соблюдать закон и заповеди Божии, почитая все остальное ничтожным. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Благ мне закон уст Твоих, паче тысящ злата и сребра** Это и есть то совершенство, с которым труженик исходит из горнила искушений, как указано перед сим. Благ ему закон, потому что он весь им проникнут; ни мысль – движения, ни желание – стремления, ни сердце – сладости вне закона не имеют, а все в нем вращаются. Ум находит в нем удовлетворительное решение всех своих вопросов, сердце – удовлетворение всех вкусов, воля – достижение всех желаний. Вот потому-то он и благ, что дает высшее благо, какого только может желать человек, именно – покой духу. Апостол, в Послании к филиппийцам, объясняет, почему это так: //прочее//, говорит он, //братие моя, елика истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвална, аще кая добродетель и аще кая похвала, сия помышляйте... сия творите; и Бог мира будет с вами//. Закон есть выражение воли Божией. Если законом полно все внутри, значит, волею Божиею полно; элемент Божеский принят внутрь и срастворен со всем существом человека. Он и служит проводником для вселения внутрь Бога, и приготовляет Ему достойное жилище. И вселяется любообщительный Бог; а где Бог, там все желанное и превожделенное. И строгого обучения, о котором поминалось впереди, у Господа цель та, чтобы, очистив душу, приготовить себе жилище в ней. Еще в создании по образу и подобию Своему Он назначал ее для этой цели, но падение расстроило дело. Оно привнесло в нас нечистоту страстей, отдаливших Господа. Сделалось невозможным войти Ему в общение с душою, пока в ней страсти; надо прежде их изгнать, а изгоняются они принятием и сращением с душою противоположных им заповедей. Затем, как сделанная из железа вещь бывает мягка, ненадежна к делу, пока не закалится, так и душу, приявшую все заповеди, закаливает Господь в горниле всесторонних искушений, из которого выходит она уже не только хорошо обделанною во всех частях, но и твердою, прочною, – является то есть благонадежным сосудом для вмещения Господа. Он и вселяется. //Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят//, – узрят не вне, пред собою, а в себе, у себя дома. Это благо дает закон; оттого и благ он. //Паче тысящ злата и сребра//. Под словами золото и серебро здесь представляются все блага мира сего, а //тысящи// – их количество бессчетное. Собери, говорит, бессчетное множество благ мира; они все ничто для меня сравнительно с законом уст Божиих. И не думайте, чтобы в этом выражении была какая-нибудь натяжка. У вкусивших посредством верности закону, колико благ Господь, все другие блага возбуждают не сочувствие, а отвращение. Есть вещи, которыми мерзит человек; и что испытывает он, встречаясь с такими вещами, то испытывает и вкусивший Господа при встрече с благами мира, – не как дела рук Божиих, а как предметов, предлагаемых в противовес закону Божию. Иной, может быть, подумает: ну, это уж слишком. Нет, не слишком; но и это сравнение еще мало для пояснения того, как относится сердце, вкусившее благо закона, к тысячам злата и сребра. Отчего иной с такою же жадностию раздает все, с какою никто другой не собирает? – Оттого, что он со всем рассчитался; все для него чуждо, все это сор, который надо разметать. А в заключение всего и жизнь, самое дорогое достояние свое, отдает он за закон уст Господних; и все оттого, что и сердцем, и мыслию, и сознанием он уже не на земле, а в другом мире, куда и стремится, сбросив эту бренную одежду, мешающую ему быть лицом к лицу с Господом. Это, впрочем, естественное течение развития духовной жизни; имеющие ее и в начатках легко понимают это, так как требование духа с самого начала ударяет на такое расположение. Но в совершенстве оно является на последних степенях развития духа, под действием Духа Божия. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Благ мне закон уст твоих паче тысящ злата и сребра** Богачи! Не гордитесь своим богатством: есть лучше вашего богатство и у бедных людей – закон Божий. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Благ мне закон уст Твоих, паче тысящь злата и сребра** Если и был я лишен царства сыном, то наказание сие возвратило мне закон Твой, который драгоценнее для меня всякаго богатства. ===== Евфимий Зигабен ===== **Благ мне, закон уст Твоих паче тысящ злата и сребра** Благ, т. е. несравненно дороже для меня закон Твой, Господи, который Ты внушил своими устами Моисею, нежели тысячи золота и сребра: потому что закон Твой, по словам божественного Кирилла, руководствует тело и вмести с тем исправляет и нравы и вразумляет душу. Прибавление из того же //Кирилла//: Земное богатство едва продолжается вместе с жизнью тела; а по смерти тела проходит и оно, как служащее плотским похотям. Но кто золоту и сребру предпочитает божественные слова и собирает в сердце своем небесное сокровище, тот будет весьма блажен, и получит у Бога непоколебимую надежду, состоящую во всех благах. //Безименного//: Закон Божии доставляет упражняющимся в нем довольство; а тысячи злата и сребра раздражают в обладающем оным желание богатства и похоть корыстолюбия. И таковой, как непрестанно желающий большего, никогда не бывает без нужды, но всегда находится в недостатке и скудости. Или, по словам //Дидима//, законом называет закон евангельский, а устами—Христа, который своими устами проповедывал Евангелие. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Благ мне, закон уст Твоих паче тысящ злата и сребра** См. Толкование на [[old:ps:118:071#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:71]] [<10>]