[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:77 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Да приидут мне щедроты Твоя, и жив буду, яко закон Твой поучение мое есть** **Да приидут мню щедроты Твоя, и жив буду.** Как обещал Ты утешение, так и сотвори, ущедряя служителей Твоих. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Да приидут мне щедроты Твоя, и жив буду, яко закон Твой поучение мое есть** Будучи совершенно лишен Божия благово­ления, он представляет себя трупом; и потому молится о том, чтобы человеколюбие Божие оживило его. Щедроты разумеет те самые, ко­торые даровал нам Спаситель в Своем пришествии, т.е. евангель­ское слово, апостольское учение, чтобы, живя ими, постоянно поучались в них. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Да приидут мне щедроты Твоя, и жив буду, яко закон Твой поучение мое есть** «Пророк, говорит //Феодорит//, лишившись Божия благоволения, почитает себя мертвым; посему умоляет, чтобы ему как бы снова ожить, по Божию человеколюбию». «Да приидут, толкует //Зигабен//, Господи, щедроты Твои на меня, поглощаемого печалию, и я жив буду ими; да приидут же на меня потому, что предмет всегдашнего моего помышления и попечения есть закон Твой, а не какое-либо благо мира сего». //Щедроты// – благоутробие, подающее благо, не только как благорасположение, но как показывающее щедрость самым делом. //Да приидут//, – //милость//, как выше сказано, //да будет//, а //щедроты да приидут//, – милость, как постоянный покров, а щедроты, как перемежающееся ниспослание нужных благ, которые отходят и приходят. //И жив буду// – и оживу. Как о том, кто был убит горем и потом обрадован, или как о том, кто, обеднев, опять богатеет, или, будучи обесчещен, опять входит в почет, говорят: «ожил», так и пророк просит щедрот, чтоб ожить в чувствах сердца. Это оживление здесь, как и предыдущая милость утешения, стоят у пророка в противоположность смирительным или уничижительным обстоятельствам, праведно посланным от Бога, как исповедал он выше. Потому по течению речи они относятся к поправлению внешнего быта покаявшегося и исправившегося. Что уместно просить и об этом, это видно из молитвы Господней, в которой, наряду с высокими духовными благами, стоит и – //хлеб наш насущный даждь нам днесь//. Но при этом надо иметь в уме: если Господу так угодно. Если Ты видишь, Господи, что то и то полезно для спасения моего, то даруй мне. Безусловно прилично просить только духовных благ покаяния, сохранения решимости жить хорошо, разумения воли Божией, молитвы, терпения и проч. О внешних же благах всегда надлежит молиться условно, а еще лучше – предавая свою участь в волю Божию. И //жив буду// – можно, соответственно тому, как понимал святой //Амвросий//: //да утешит мя// в предыдущем стихе, понимать и как оживление терпеливого духа мужества. Тесные обстоятельства производят два рода действий: наводят печаль и подрывают энергию. В предыдущем стихе пророк молился о милости утешения, которым отгоняется печаль, а здесь молится об оживлении энергии. Пусть, как бы так он говорил, пусть все остается, как есть, – пусть буду состоять я под смирительным гнетом, но у меня опускаются руки, слабеет мужество: вдохни же в меня непоколебимую твердость и неустрашимую бодрость сердца, чтоб и я сам сознавал, и другие видели, что как ни тесно мне, но я нимало не слабею в нравственных силах, а все тот же, все так же бодро выступаю на борьбу с лишениями и скорбями. //Яко закон Твой поучение мое есть//. Вот на чем основывает пророк упование на то, что молитва его будет услышана. Только и мыслей у меня, говорит он, что о законе Твоем; тем только и занят я, как бы лучше его исполнить; а по суду Твоему, блаженны те, воля коих в законе Твоем, и кои поучаются в нем день и ночь. Не Ты ли сказал: //Аз любящия Мя люблю, и ищущии Мене обрящут благодать//? «Потому, прибавляет святой //Афанасий//, как обещал Ты утешение, так и сотвори, ущедряя служителей Твоих». Милости утешения просил себе пророк, как рабу; а щедрот оживления просит, как ревнитель закона. То и другое научает, что приступать к Богу с прошениями в молитве благонадежно могут только те, кои усердно работают и всячески стараются благоугождать Ему. Мы часто жалуемся, что молитва наша не услышана: не работали Богу – и не услышана молитва. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да приидут мне щедроты Твоя, и жив буду, яко закон Твой поучение мое есть** Пророк, лишившись Божия благоволения, почитает себя мертвым; посему умоляет, чтобы ему, какбы снова ожить по Божию человеколюбию. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да приидут мне щедроты Твоя и жив буду, яко закон Твой поучение мое есть** Да придут, говорит, Господи, щедроты Твои ко мне, утопающему от печали, и я буду жить ими, да придут ко мне, потому что закон Твой составляет поучение мое, а не что либо мирское. //Кирилла//: Справедливо просить милости, поелику и сам от себя исполняет сие, т. е. новый народ, не смотря на смирение свое, или искушения, рассуждая о законе, разумеется, евангельском. Ибо мы уже заметили, что сей псалом относится к лицу нового народа. //Феодорита//: Почитает себя мертвым, как лишенного благоволения Божия. Потому-то и просит как бы оживления божественным человеколюбием. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Да приидут мне щедроты Твоя и жив буду, яко закон Твой поучение мое есть** См. Толкование на [[old:ps:118:075#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:75]] [<10>]