[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:79 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Да обратят мя боящиися тебе и ведящии свидения твоя** См. Толкование на [[old:ps:118:078#svt_afanasij_velikij|Пс. 118:78]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Да обратят мя боящиися Тебе и ведящии свидения Твоя** Грех отдалил его от общества праведных, и все они, подобно Богу, отвратились от него; и вот теперь он про­сит о том, чтобы соединиться с ними и возвратить себе общение их. Симмах выразил это яснее: //«да обратятся ко мне боящиеся Тебя//». А если пророк говорит об этом от лица человеческого рода, то это значит: апостолы и боящиеся Бога обратили все народы к познанию истины, как и Господь сказал им: //«идите, научите все народы»// [[new:mf:28:19|(Мф.28:19)]], а сами они, конечно, вполне знали откровения Божии. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Да обратят мя боящиися Тебе и ведящии свидения Твоя** //Блаженный Феодорит// читает это место так: //да обратятся ко мне//, и мысль текста выражает следующим образом: «Пророк умоляет о том, чтобы снова быть в единении и иметь общение с праведными. Яснее, замечает он, выразил это //Симмах//: да возвратят меня боящиеся Тебя, да возвратят, конечно, к себе, да приимут то есть меня в братское общение». //Да обратят мя//. Так как он представляет себя уже обращенным от греха к добродетели, и не только обращенным, но и преуспевшим на этом пути, то здесь уже неудобно разуметь такое обращение. Посему лучше понимать это слово так: //да обратят меня к себе//. Выгнали меня за грехи мои, как недостойного быть в сообществе их; смирительное положение мое обратило меня на путь добродетели, но оно же прикрывало и мое исправление, или, если не могло его прикрыть, потому что оно прозрачно, то не могло не наводить сомнения, принят ли я обратно в милость Твою. Праведные и готовы были бы вступить со мною в общение, но, полагая, по несветлой участи моей, что я состою под гневом и неблаговолением Твоим, не решаются на это. Когда же Ты изменишь участь мою на лучшую, то праведные увидят, что Ты возвратил мне благоволение Свое и обратил меня к Себя, позовут, примут, обратятся ко мне с распростертыми объятиями и заключат со мною опять братский сердечный союз. Видимого общения праведные не прерывают и со впадающими в грех; напротив, входят в их положение и всячески стараются возвратить их на путь правды; но интимность между ними естественно прекращается, так как у тех стали уже не те речи, не те мысли, не те занятия. Праведным уже неудобно вести с ними беседу: у праведных беседа лишь о том, что у них на сердце, – о Боге и богоугождении, а у грешных – все о вещах мира. Им скучно бывать друг с другом, потому искреннее общение между ними само собою прекращается. Когда же обращается грешник, то праведники не могут этого не видеть, не радоваться тому и не содействовать утверждению его на добром пути. Но, наученные опытом отпадения его, держат себя несколько вдали от него, то есть не сразу начинают жить душа в душу и поведать ему тайны сердца своего, тайны духовной жизни. Когда он покажет уже верные доказательства того, что установился на добром пути, тогда и они обращаются к нему с открытым сердцем. Все это происходит по прямым законам соотношений душевных. Пророк признаком того, что он совсем исправился, поставляет возвращение ему щедрот Господних. Когда возвратятся они, то и праведные обратятся к нему, но не ради возвращения щедрот, а ради того нравственного совершенства, признаком которого служит его возвращение. //Боящиеся Тебе и ведущии свидения Твоя//, то есть не только богобоязненные, но и искусившиеся в исполнении закона, и ведающие верно все тайны жизни по Богу. Тут намеренно прибавлено: //ведущии свидения Твоя//, чтоб означить пункт, на котором опять устраивается сердечное общение, – общение, основанное на том, когда взаимно поверяют тайны богоугодной жизни для взаимного созидания в духе и пособствования друг другу для преспеяния в жизни духовной. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да обратятся ко мне боящиися Тебе и ведящии свидения Твоя** Поелику, по причине греха, стал далек от лика праведных, и все они, равно как и Бог, отвратились от него; то умоляет о том, чтобы снова быть в единении и иметь общение с праведными. Яснее выразил это //Симмах//: да возвратят меня боящиеся Тебя. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да обратят мя боящиися Тебе и ведящии свидения Твоя** Если, прибавляет, здесь иногда уклонюсь от заповедей Твоих, то пусть возвратят меня на прямой путь те, которые боятся Тебя, Господи, и знают слова Твои. //Афанасия//: От твоих рабов да получу наставление. А таковое будет, когда сделается способным к обращению душ по причине изобилования страхом Твоим. //Феодорита//: Поелику, говорит, он стал далеко от лика праведных за грех и все они подобно Богу отвратились от него, то он просит, чтоб опять соединен был и получил общение с ними. //Оригена//: Пророк желает, чтобы боящиеся Бога обратились к нему и усвоили его себе, чтоб он мог сообщить им находящееся в нем. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 79–80 **Да обратят мя боящиися Тебе и ведящии свидения Твоя. Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся** И еще есть цель, с которою пророк выражает молитву к Богу //о милости и щедротах к нему//. Эта цель в следующем (79-м) стихе выражена так: **Да обратят мя боящиися Тебе и ведящии свидения Твоя**. Читая эти слова так, как они выражены в переводе с еврейского, то есть: «Да обратятся ко мне боящиеся Тебя и знающие откровения Твои», блж. Феодорит выражает мысль текста следующим образом: «Пророк умоляет о том, чтобы снова быть в единении и иметь общение с праведными. Яснее, – замечает он, – выразил это Симмах: «Да возвратят меня боящиеся Тебя», да возвратят, конечно, к себе, да приимут, то есть, меня в братское общение». За грехи мои, как бы так говорит пророк, я лишен был милости Твоей, Господи, и чрез то лишился благоволения и братского общения с праведными и боящимися Тебя. Но когда праведные увидят, что Ты возвратил мне благоволение Свое и обратил меня к Себе, позовут, примут, обратятся ко мне с распростертыми обятиями и заключат со мною опять братский, сердечный союз, – и сделают все это не ради возвращения мне щедрот, а ради нравственного совершенства и взаимного преспеяния в жизни духовной, как люди **боящиися Тебе и ведящии свидения Твоя**. Таким образом, пророк близко подошел к той главной мысли, которую он хотел выразить в сем осмистишии: «Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился» ([[old:ps:118:080|ст. 80]], по пер. с евр.). В духовно-нравственной жизни человека есть две стороны: одну можно назвать благоповедением, – это внешняя, видимая сторона жизни; а другая – внутренняя, собственно-духовная сторона жизни, – должна быть, по слову Божию, названа **непорочностию сердца**. Благоповедение не мудрено направить и выдержать, а стяжать и сохранить** сердце непорочным** есть труд великий. Все, что устроено Господом во спасение наше, сводится к тому, чтобы **сердце** стало **непорочным**, а порочность его составляют привившиеся к нему страсти и греховные привычки. Только по благодати Божией можно достигнуть **непорочности сердца.** И только к богобоязненным и молящимся приходит благодать и полагает основу непорочности, потом трудами самопротивления и самоисправления, опять же с помощию благодати Божией и под руководством освятительных чинов, страсти, одна за другою, изгоняются, и на место их насаждаются добрые расположения. В конце трудов** сердце** является совершенно **непорочным**, исполненным всех плодов Духа Святаго, о которых говорит св. апостол Павел: «//Любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание//» [[new:gal:05:22|(Гал. 5:22–23)]], или – таким, каким изображает его Господь в речи о блаженствах: сокрушенным и смиренным, кротким, чистым, миролюбивым, и проч. **Непорочное сердце** не только чуждо всего порочного, но и полно всякою добротою. **Да не постыжуся**, – не упоминает здесь пророк, как и где он надеется «не постыдиться». Но известно, что ближайшее непостыждение бывает во время восстания внутренних браней. Подымает враг бурю помыслов и недобрых движений, но когда сердце непорочно и добротно, тогда эти приражения, подходя к нему совне, встречают в противоположных себе расположениях добрых, укорененных в сердце, сильное отражение, – гнев отражается кротостию, гордость и тщеславие – сокрушением и смирением, нечистота – чистотою и т.д. Второй момент непостыждения есть время смерти и прохождения мытарств. Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения чрез них не миновать. Чего эти мытники ищут в проходящих? Того, нет ли у них ихнего товара. А какой их товар? Преступления и страсти. Стало быть, у кого сердце непорочно и чуждо страстей, у того они не могут найти ничего такого, к чему могли бы привязаться. Но окончательное непостыждение – на Страшном Суде, пред лицем всевидящего Судии, пред сонмом ангелов и всех святых. Эту картину все Божии угодники непрестанно имели в мысли и всячески старались не отступать умом от того момента, когда из уст Судии изыдет: «приидите...» или – «идите от Мене». Это одно и попаляло у них все недоброе и насаждало все доброе. //**Объяснение священной книги псалмов.**// См. также Толкование на [[old:ps:118:073#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:73]] [<10>]