[<10>] ====== Толкования на Пс. 118:80 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся** **Буди сердце мое непорочно.** Так, после всего этого, имея уже непорочное сердце, сказал однако же: **буди сердце мое непорочно.** Это подобно сказанному в другом месте: //сердце чисто созижди во мне, Боже// ([[old:ps:050:12|Пс. 50,12]]). Тогда только не постыжусь, когда буду непорочно хранить Божии заповеди. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся** Он желает, чтобы сердце его было чисто от всякого по­рока, потому что тогда оно будет свободно от стыда. За это именно в самом начале псалма он ублажил непорочных. Итак, когда непорочно наше сердце, как не тогда, когда мы возрождены водою и Духом и чисты душою и телом, и по благодати святого крещения живем по оправданиям Божиим, чтобы не постыдиться в тот час, когда праведники восстанут в честь свою и славу, а грешники в стыд вечный? Да даже и в этой жизни постыдно христианину назы­ваться блудником, или обидчиком, или клеветником, или клятвопре­ступником, или братоненавистником, или пьяницей, или сплетником, или лжецом, или чем-либо подобным. **//Беседа на псалом 118.//** ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся** И Давид, глаголя в Духе, научает тех, которые желают подвизаться в правильном любомудрии, этому истинному пути любомудрия, ведущему к совершенной цели; [достижение ее] возможно через прошение у Дарующего [блага] того, о чем учит просить через Давида [Святой] Дух, изрекающий: **Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся**. Повелевает он бояться позора и снимать его с себя, как одежду оскверненную и бесчестную, тех, которые своими пороками [сами себя] облачили в этот позор. //**О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся** В нравственной жизни две стороны: благоповедение и непорочность сердца. Благоповедение немудрено направить и выдержать, а стяжать и сохранить сердце непорочным есть труд великий. Все, что устроено Господом во спасение наше, сводится к тому, чтоб сердце стало непорочным, а порочность его составляют привившиеся к нему страсти. Хоть они и неестественны, но глубоко вошли в нас и стали наряду с естественными потребностями, так что сделать сердце непорочным есть то же, что пересоздать его. Очевидно, что, кроме Творца, этого никто сделать не может. Он все для этого и сделал: устроил способ оправдания, даровал новую жизнь, исполнил силами, учредил освятительные и исправительные чины, установил отеческое руководство. Благодать приходит и полагает основу непорочности; потом труды самопротивления и самоисправления под руководством освятительных чинов изгоняют одну за другою страсти и на место их насаждают добрые расположения. В конце трудов сердце является совершенно непорочным, исполненным всех плодов Духа, о которых упоминает святой Павел: //любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание//, или таким, каким изображает его Господь в блаженствах: сокрушенным и смиренным, кротким, правдолюбивым, милостивым, чистым, миротворным, терпеливым, уповательным. Непорочное сердце не только чуждо всего порочного, но и полно всякою добротою, – добротно. //Да не постыжуся//. Пророк не упоминает, как и где да «не постыдится». Ближайшее непостыждение бывает во время восстания внутренних браней. Подымает враг бурю помыслов и недобрых движений, но, когда сердце непорочно и добротно, тогда эти приражения, подходя к нему совне, встречают в противоположных себе расположениях добрых, укорененных в сердце, сильное отражение: гнев отражается кротостию, гордость и тщеславие – сокрушением и смирением, нечистота – чистотою, корыстность – правотою и милостивостию, обиды – терпением, и какое ни подойди недоброе движение, оно найдет себе отпор в противоположном себе добром настроении сердца. Как ни ухитряйся враг, не одолеть ему того, у кого сердце непорочно: последний никогда не постыдится перед первым. Второй момент непостыждения есть время смерти и прохождения мытарств. Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения ими не миновать. Чего ищут эти мытники в проходящих? – Того, нет ли у них ихнего товара. Товар же их какой? – Страсти. Стало быть, у кого сердце непорочно и чуждо страстей, у того они не могут найти ничего такого, к чему могли бы привязаться; напротив, противоположная им добротность будет поражать их самих, как стрелами молнийными. На это один из немалоученых вот какую еще выразил мысль: мытарства представляются чем-то страшным; а ведь очень возможно, что бесы, вместо страшного, представляют нечто прелестное. Обольстительно-прелестное, по всем видам страстей, представляют они проходящей душе одно за другим. Когда из сердца в продолжение земной жизни изгнаны страсти и насаждены противоположные им добродетели, тогда, что ни представляй прелестного, душа, не имеющая никакого сочувствия к тому, минует то, отвращаясь от того с омерзением. А когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствия, на то душа и бросается там. Бесы и берут ее, будто друзья, а потом уж знают, куда ее девать. Значит, очень сомнительно, чтобы душа, пока в ней остаются еще сочувствия к предметам каких-либо страстей, не постыдилась на мытарствах. Постыждение здесь в том, что душа сама бросается в ад. Но окончательное непостыждение – на Страшном суде, пред лицем всевидящего Судии, пред сонмом ангелов и всех святых. Эту картину все Божии угодники непрестанно имели в мысли и всячески старались не отступать умом от того момента, когда из уст Судии изыдет: //отыди//, или //прииди//, чтобы в нем иметь побуждение беречь себя не только от явных грехов, но и от греховных мыслей и чувств. Это одно и попаляло у них все недоброе, и насаждало все доброе. Потому нет сомнения, что в словах пророка в настоящем месте имеется в виду преимущественно это последнее непостыждение, так как мысль о нем есть наилучшее средство к насаждению в сердце непорочности. //**Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.**// ===== Прп. Макарий Великий ===== **Буди сердце мое непорочно в оправданиих Твоих, яко да не постыжуся** Сло­вами этими указывается на то, что стыдом и позором покры­ваются те, которые не стяжали еще себе непорочное сердце, (чистое) от всякого пятна и грязи порока. **//Великое послание.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся** Желает иметь сердце свободное от того, что укоризненно; потому что такое сердце избавлено от стыда. Посему-то и в самом начале псалма ублажил непорочных. ===== Евфимий Зигабен ===== **Буди сердце мое непорочно в оправданиих Твоих, яко да не постыжуся** Да будет, говорит, Господи, сердце мое совершенно и непорочно чрез постоянное упражнение в оправданиях Твоих и очищение страхом Твоим, дабы по сей причине мне не постыдиться, сделав какое либо худое дело, достойное стыда и посрамления. //Феодора//: Все грехи достойны стыда. Итак, доколе сердце несовершенно, много нужно заботиться и трудиться, чтобы оно как-нибудь не ослабело и не сделалось хуже прежнего. Но когда достигнет крайнего совершенства, то уже утвердившись чрез навык в добродетели, более не имеет опасности постыдиться. Потому-то и в самом начале псалма называет блаженными непорочных, а это согласно с следующим: сердце чисто создай во мне, Боже! ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Буди сердце мое непорочно в оправданиих Твоих, яко да не постыжуся** См. Толкование на [[old:ps:118:079#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 118:79]] [<10>]